Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Не поэтапное, а пакетное решение без предусловий и шантажа…

Заявление главы МИД России Сергея Лаврова о поэтапном  варианте решения азербайджано-карабахского конфликта с предполагаемым «освобождением ряда районов вокруг Нагорного Карабаха» в качестве предварительного условия для «разблокирования транспортных, экономических и прочих коммуникаций» наводит на ряд непростых и грустных размышлений. 

Прежде всего надо отметить, что не случайно одержимый идеей реваншизма официальный Баку упорно настаивает на поэтапном варианте урегулирования конфликта, очевидно рассчитывая на то, что после получения на первых этапах под свой контроль ряда территорий и практического нарушения системы безопасности Нагорно-Карабахской Республики  (Республики Арцах) удастся решить на свой лад и ключевой вопрос статуса, то есть вовсе свести данный вопрос на нет.

С учётом того, что для бакинского режима статус Нагорного Карабаха, по сути, лишь вопрос политических амбиций, в то время как для армян Арцаха – вопрос жизни, по меньшей мере, наивно верить в обещания о «гарантиях безопасности» азербайджанской стороны, тем более в условиях, когда Баку не скрывает своих реваншистских намерений, заявляя о притязаниях не только на Нагорный Карабах, но и Сюникскую область Армении и даже столицу – Ереван.

Любому мало-мальски разбирающемуся в проблеме человеку ясно, что в процессе урегулирования карабахского конфликта вопросы статуса и безопасности Нагорного Карабаха органически взаимосвязаны. Однако ряд факторов действует против данной объективной реальности, и в первую очередь – юридическая непризнанность НКР и вытекающее отсюда отсутствие международных правовых механизмов обеспечения фундаментальных прав человека, в частности права на жизнь. Пользуясь тем, что право на безопасность Нагорно-Карабахской Республики абсурдным образом не зафиксировано в международных документах, официальный Баку пытается представить НКР в качестве незаконного образования, а сам карабахский конфликт – как территориальный спор с Арменией, якобы оккупировавшей территории Азербайджана. Тем самым Баку спекулирует международным правом, считая себя вправе применить силу для уничтожения НКР. Подтверждением фашистских, по сути, планов бакинского режима стали кровавые апрельские события в 2016-м году и продолжающиеся по сей день провокации на границе.

Как отметил в одном из своих интервью министр иностранных дел Арцаха Масис Маилян, «азербайджано-карабахский конфликт не является территориальным спором, следовательно, и поиск возможных путей разрешения проблемы на основе территориальных уступок бесперспективен и не отражает сути конфликта».

«Тот факт, что в 1988-м году, когда начался новый этап карабахского конфликта, территории вокруг бывшей НКАО и даже один из административных районов автономной области находились под контролем Баку, указывает на то, что данный конфликт не является территориальным спором. То есть, несмотря на то, что эти территории контролировались азербайджанской стороной, тем не менее, конфликт был. Следовательно, нелогично полагать, что при территориальных уступках Арцаха можно добиться урегулирования конфликта», – отметил глава внешнеполитического ведомства, добавив, что безопасность непризнанного государства не может опираться только на силу армии и возможности самообороны, а должна подкрепляться международными гарантиями.

В контексте вышесказанного совершенно ясно, что вывод подразделений Армии обороны НКР даже с части освобождённых в ходе развязанной Азербайджаном в 1991-1994 годах войны территорий подорвёт военную и продовольственную безопасность Арцаха. И глупо рассчитывать на то, что Арцах согласится ограничить свой государственный суверенитет, не получив его всеобъемлющего международного юридического признания.

Между тем международно признанный статус независимой государственности Нагорно-Карабахской Республики – не самоцель, а возможность обеспечения политико-дипломатическими средствами безопасности народа от существующих и возможных внешних угроз. Более того, признание независимости НКР со стороны международного сообщества откроет новые возможности для укрепления региональной стабильности и безопасности.

Пакетное, без предусловий и шантажа, решение азербайджано-карабахского конфликта, как не раз отмечали представители НКР,  должно быть основано на признании факта реализованного народом Арцаха права на самоопределение в полном соответствии с нормами международного права и национальным законодательством того времени. Официальный Баку должен принять непреложный факт того, что с распадом советской империи на территории бывшей Азербайджанской ССР появились два государственных образования – де-факто существующий, но пока не признанный мировым сообществом Арцах, и сам Азербайджан. Взаимное признание Арцахом и Азербайджаном друг друга и  решение всех спорных вопросов в ходе непосредственных прямых переговоров является единственно возможным путём  установления прочного и справедливого мира в регионе.

И лишь официальный Степанакерт может взять на себя часть ответственности за это. Часть той естественной и законной ответственности, которая положена основной стороне конфликта.

Ашот Бегларян, Степанакерт

 

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.