История института президентства в Республике Арцах

31 марта 2020 года состоится знаменательное событие в жизни народа Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики) - выборы президента и парламента страны. Нет сомнения, что выборы пройдут в праздничной обстановке, с соблюдением всех общепризнанных мировых норм и станут торжеством демократии. Президентские выборы в Арцахе имеют уже довольно продолжительную историю. Давайте же совершим экскурс и ознакомимся с уже сложившимся институтом президентства в Арцахе.

 Форма правления в Нагорно-Карабахской Республике устанавливается Конституцией страны. Их за годы независимости было принято две.

 Первая Конституция республики была принята на всенародном референдуме 10 декабря 2006 года. В референдуме приняли участие 90077 избирателей. За принятие проекта Основного закона страны проголосовало 77279 избирателей или 98,58% принявших участие в голосовании, против проголосовали 554 избирателя или 0,7%, принявших участие в голосовании.

 Вторая, ныне действующая Конституция Республики Арцах, была принята на всенародном референдуме 20 февраля 2017 года. В референдуме приняли участие 103 818 избирателей. За принятие проекта Основного закона страны проголосовало 69 570 избирателей или 87,6 % принявших участие в голосовании, против проголосовали 7 686 избирателя или 9,7%, принявших участие в голосовании.

 В двух армянских государствах, при всей их близости, формы правления заметно отличаются. Как известно в Республике Армения ныне установлена парламентская форма правления, а в Республике Арцах - президентская.

 Подобное решение было принято 20 февраля 2017 на всенародном референдуме по второй Конституции НКР. Волей подавляющего большинства населения страны НКР от парламентско-президентской республики перешла к президентской. В Нагорном Карабахе был упразднён пост премьер-министра. Правительство состоит из назначенных президентом министров и координирующего их работу государственного министра.

 Помимо этого, тогда же было решено, что НКР примет историческое название - Арцах. В Конституции подчеркивается, что, несмотря на новое название - Республика Арцах, в ходу останется и прежнее - Нагорно-Карабахская Республика. На нынешнем этапе они будут равноправны, и переименование произойдёт постепенно.

 В чём же причина того, что форма правления в Арцахе отличается от той, что принята в Армении? Дело в том, что пока карабахский вопрос не урегулирован, арцахские власти не могут позволить себе ослабления единоначалия, как это происходит в братской Армении. Ведь несмотря на перемирие, война не окончена. На линии соприкосновения часто происходят обстрелы и провокации со стороны Азербайджана. А в апреле 2016 года Азербайджан даже спровоцировал возобновление военных действий, что чуть было не привело к размораживанию карабахского конфликта. Поэтому в таких условиях государственность Арцаха требует укрепления.

 Таким образом, две армянские республики имеют две разные формы правления. Армения - парламентская республика, а Арцах - президентская республика. Это закономерно, так как перед ними стоят различные задачи и различные вызовы.

 Предлагаю вкратце ознакомиться с тем, что представляет собой институт президентства в Арцахе.

 Республика Арцах - суверенное, демократическое, правовое и социальное государство, где власть принадлежит народу. Система государственной власти в республике основана на принципах разделения и баланса законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничения полномочий республиканских и местных органов власти.

 Главой государства является президент, который избирается сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может занимать пост президента страны более двух раз. Президентом Республики может быть избрано каждое лицо, достигшее 35 лет, последние 10 лет являющееся гражданином Республики Арцах, последние 10 лет постоянно проживающее в Республике и обладающее избирательным правом.

 Президентом Республики избирается тот кандидат, за которого проголосовало более половины избирателей, проголосовавших за всех кандидатов. Если в первом туре победитель не определён, проводится второй тур, в который выходят два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов. Победителем в этом случае является кандидат, набравший больше голосов, чем его соперник. Не проводятся выборы президента в период войны или чрезвычайного положения.

 Президент Республики следит за соблюдением Конституции, обеспечивает нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей.

Он является гарантом суверенитета, независимости, территориальной целостности и безопасности НКР.

Президент представляет Республику в международных отношениях, осуществляет общее руководство внешней политикой.

Он является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами, координирует деятельность государственных органов в области обороны, назначает и освобождает высший командный состав Вооружённых сил и других войск. Президент формирует Совет Безопасности и председательствует в нём.

Глава государства решает вопросы, связанные с предоставлением гражданства НКР и политического убежища.

Он награждает орденами и медалями НКР, присваивает высшие воинские и почётные звания, высшие дипломатические и иные классные чины.

Президент решает вопрос о помиловании.

 А вот полное описание института президентства в Арцахе. Вот как это излагается в Конституции Республики Арцах, в главе 4 Президент Республики.

 Статья 87. Статус президента Республики

1. Президент Республики - глава государства.

2. Президент Республики является руководителем исполнительной власти.

 Статья 88. Срок полномочий президента Республики и предъявляемые к нему требования

 1. Президент Республики избирается сроком на 5 лет.

2. Одно и то же лицо не может быть избрано президентом Республики более двух раз.

3. Президент Республики не может занимать какую-либо другую должность, заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять иную оплачиваемую работу.

 Статья 89. Порядок и сроки избрания президента Республики

 1. Президент Республики избирается в порядке, установленном Конституцией и законом. Очередные выборы президента Республики проводятся за 50 дней до истечения срока полномочий президента Республики.

2. Президентом Республики избирается кандидат, в пользу которого проголосовало более половины общего числа избирателей, проголосовавших за всех кандидатов.

3. Если баллотировались более двух кандидатов и ни за одного из них не проголосовало более половины избирателей, проголосовавших за всех кандидатов, то на 14-й день после голосования проводится голосование второго тура выборов президента Республики. Во втором туре выборов президента Республики могут принимать участие те два кандидата, за которых проголосовало наибольшее число избирателей. Во втором туре президентом Республики избирается тот кандидат, за которого проголосовало наибольшее число избирателей.

4. Подробности выборов президента Республики устанавливаются Избирательным кодексом.

 Статья 90. Внеочередные выборы президента Республики и в Национальное Собрание

В случае отставки, смерти, прекращения полномочий президента Республики или выражения недоверия ему, отрешения его от должности, а также роспуска Национального Собрания назначаются внеочередные выборы президента Республики и в Национальное Собрание.

Статья 91. Вступление президента Республики в должность

Президент Республики вступает в должность в установленном законом порядке на созванном в день открытия первой сессии Национального Собрания специальном заседании с принесением народу следующей присяги:

«Вступая в должность президента Республики Арцах, клянусь: безоговорочно выполнять требования Конституции, уважать права и свободы человека и гражданина, обеспечивать суверенитет, независимость, территориальную целостность и безопасность Республики во славу Республики Арцах и во имя благоденствия народа Арцаха».

 Статья 92. Неприкосновенность президента Республики

 1. Президент Республики неприкосновенен.

2. Президент Республики в течение срока своих полномочий и после этого не может преследоваться и привлекаться к ответственности за действия, вытекающие из его статуса.

3. За действия, не связанные с его статусом, президент Республики может привлекаться к ответственности после завершения его полномочий.

 Статья 93. Полномочия президента Республики

 Президент Республики:

1) руководит внутренней и внешней политикой государства;

2) осуществляет общее руководство органами системы государственного управления;

3) устанавливает структуру и порядок деятельности Правительства, а также иных органов государственного управления;

4) назначает и освобождает от должности государственного министра, министров;

5) управляет государственной собственностью, финансовыми средствами;

6) в предусмотренных законом случаях производит назначения на государственные должности;

7) может формировать консультативные органы;

8) представляет Республику Арцах в международных отношениях, подписывает международные договоры, представляет международные договоры на ратификацию в Национальное Собрание и подписывает их ратификационные грамоты, утверждает, приостанавливает или прекращает международные договоры, не требующие ратификации;

9) назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Арцах в иностранных государствах и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций;

10) может принять указ о непроведении во время военного положения выборов или референдума;

11) может распустить Национальное Собрание, за исключением первого года со дня открытия первой сессии Национального Собрания, во время войны и чрезвычайного положения, а также в случае, когда президент Республики во время военного положения принял указ о непроведении выборов;

12) обращается к председателю Национального Собрания с предложением созвать внеочередную сессию или заседание Национального Собрания;

13) представляет Национальному Собранию проект государственного бюджета;

14) выступает с законодательной инициативой;

15) обращается в Национальное Собрание с предложением об объявлении амнистии;

16) может обращаться с посланием к народу и Национальному Собранию;

17) на заседании Национального Собрания представляет ежегодное сообщение о ходе и результатах выполнения программы предыдущего года, а также о программе на следующий год;

18) предлагает Национальному Собранию кандидатуру генерального прокурора. По предложению генерального прокурора назначает и освобождает от должности заместителей генерального прокурора;

19) назначает одного члена-юриста Высшего судебного совета;

20) в случае катастрофы или других чрезвычайных ситуаций осуществляет мероприятия, исходя из ситуации, и обращается с посланием об этом к народу, в случае необходимости объявляет чрезвычайную ситуацию;

21) награждает орденами и медалями Республики Арцах, присваивает высшие воинские и почётные звания, высшие дипломатические и иные классные чины;

22) в установленном законом порядке решает вопрос помилования осуждённых;

23) в установленных законом случаях и порядке решает вопросы, связанные с предоставлением гражданства Республики Арцах и прекращением гражданства;

24) принимает нормативные и индивидуальные правовые акты-указы и распоряжения.

 Статья 94. Полномочия президента Республики в сфере национальной безопасности

1. Президент Республики является гарантом суверенитета, независимости, территориальной целостности и безопасности Республики Арцах.

2. Президент Республики является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами.

3. Президент Республики назначает и освобождает от должности высший командный состав Вооружённых сил и других войск.

4. В целях содействия выполнению своих полномочий в сфере национальной безопасности президент Республики формирует при себе консультативный орган - Совет Безопасности - и председательствует в нём.

Статья 95. Подписание и опубликование закона

1. После получения принятого Национальным Собранием закона президент Республики в 21-дневный срок подписывает и опубликовывает его.
2. В течение этого срока президент Республики может возвратить принятый Национальным Собранием закон с возражениями и предложениями в Национальное Собрание с требованием нового обсуждения. Президент Республики в 5-дневный срок подписывает и опубликовывает вновь принятый Национальным Собранием закон.

Статья 96. Выражение недоверия президенту Республики

1. Национальное собрание может выразить недоверие президенту Республики.

2. Проект постановления Национального Собрания о выражении недоверия президенту Республики может представить не менее чем одна треть от общего числа депутатов.

3. Проект постановления Национального Собрания о выражении недоверия президенту Республики выносится на голосование не ранее 48 часов и не позднее 72 часов после его представления. Постановление принимается большинством голосов от общего числа депутатов в режиме поимённого голосования.
4. Президенту Республики можно выразить недоверие не ранее чем через год после его вступления в должность. Если проект постановления Национального Собрания о выражении недоверия президенту Республики не принимается, подобный проект может быть представлен не ранее чем через год.

5. В случае принятия постановления о выражении недоверия президенту Республики полномочия президента Республики прекращаются.

6. Во время войны или чрезвычайного положения проект постановления Национального Собрания о выражении недоверия президенту Республики не может быть представлен или рассмотрен. Проект постановления Национального Собрания о выражении недоверия президенту Республики не может быть представлен или рассмотрен также в том случае, когда во время военного положения президент Республики принял указ о непроведении выборов.

Статья 97. Отрешение президента Республики от должности

1. Президент Республики может быть отрешён от должности за государственную измену или иное тяжкое преступление.

2. Проект постановления Национального Собрания об отрешении президента Республики от должности может быть представлен не менее чем одной третью от общего числа депутатов.

3. Для получения заключения по вопросу отрешения президента Республики от должности Национальное Собрание по постановлению, принятому большинством голосов от общего числа депутатов, обращается в Верховный Суд.

4. Постановление об отрешении президента Республики от должности на основании заключения Верховного Суда принимается Национальным Собранием не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов.

5. Отрешенный от должности президент Республики не может участвовать во внеочередных выборах.

 Статья 98. Отставка президента Республики

 Президент Республики подает прошение об отставке Национальному Собранию. Отставка вступает в силу в трёхдневный срок с момента опубликования в установленном законом порядке.

Статья 99. Прекращение полномочий президента Республики

В случае нарушения президентом Республики требований части 2 статьи 48, части 3 статьи 88 Конституции, его тяжёлой болезни или наличия для исполнения полномочий иных непреодолимых препятствий, которые на продолжительное время делают невозможным исполнение его полномочий, Национальное Собрание на основании заключения Верховного Суда большинством голосов от общего числа депутатов принимает постановление о прекращении полномочий президента Республики.

Статья 100. Временное осуществление полномочий президента Республики

В случае вакансии должности президента Республики, до вступления в должность новоизбранного президента обязанности президента Республики исполняет председатель Национального Собрания. При осуществлении председателем Национального Собрания полномочий президента Республики полномочия председателя Национального Собрания осуществляет заместитель председателя Национального Собрания. За этот период запрещается распускать Национальное Собрание, назначать референдум, назначать или освобождать от должности членов правительства, высший командный состав Вооружённых сил и иных войск.

Статья 101. Статус и функции правительства

 1.Правительство - коллегиальный орган исполнительной власти, содействующий осуществлению полномочий президента Республики.

2. Правительство на основе программы президента Республики и под его руководством разрабатывает и осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства.

3. Полномочия правительства устанавливаются Конституцией, законами и указами президента Республики.

 Статья 102. Состав правительства, правомочия государственного министра и министров и требования несовместимости деятельности

 1. Правительство состоит из государственного министра и министров.

2. Государственный министр координирует деятельность тех министров, которые устанавливаются президентом Республики.

3. Каждый министр самостоятельно руководит возложенной на министерство сферой деятельности.

4. Государственный министр и министры не могут занимать не обусловленной их статусом должности в иных государственных органах и органах местного самоуправления, какой-либо должности в коммерческих организациях, заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, образовательной и творческой работы.

Статья 103. Формирование правительства

1. После вступления в должность президента Республики члены правительства продолжают выполнение своих обязанностей до формирования нового правительства.

2. Правительство формируется в 20-дневный срок после вступления президента Республики в должность.

3. Президент Республики после формирования правительства обнародует состав правительства.

 Статья 104. Программа президента Республики

После формирования правительства в 20-дневный срок президент Республики обнародует свою программу.

 Статья 105. Заседания и постановления правительства

 1. Заседания правительства созывает и ведёт президент Республики. По поручению президента Республики заседания правительства ведёт государственный министр.

2. Постановления правительства утверждает президент Республики.

3. Правительство правомочно принимать подзаконные нормативные правовые акты.

 Хочется ещё раз отдельно выделить присягу главы государства.

 Президент Республики Арцах вступает в должность в установленном законом порядке на специальном заседании Национального Собрания с принесением народу следующей присяги:

 «Вступая в должность президента Республики Арцах, клянусь: безоговорочно выполнять требования Конституции, уважать права и свободы человека и гражданина, обеспечивать суверенитет, независимость, территориальную целостность и безопасность Республики во славу Республики Арцах и во имя благоденствия народа Арцаха».

 На торжественном заседании президент приносит народу клятву на Арцахском Евангелии XVII века и на оригинале Конституции Республики Арцах. После этого президент получает благословение предводителя Арцахской епархии Армянской Апостольской церкви. Всех президентов независимого Арцаха благословил архиепископ Паргев Мартиросян.

 Теперь давайте вспомним всех тех, кто за годы независимости Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) занимал пост президента.

 21 декабря 1994 года решением Верховного Совета в НКР вводится институт президентства и первым президентом избирается председатель Государственного комитета обороны (ГКО) Роберт Седракович Кочарян. Согласно закону «О президенте НКР» следующие выборы главы государства должны были состояться 2 года спустя на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права сроком на 5 лет. И 24 ноября 1996 года на первых всенародных выборах президента НКР главой государства переизбирается Роберт Кочарян (88,91% голосов).

Срок полномочий Роберта Кочаряна: 29 декабря 1994 года - 20 марта 1997 года.

 В связи с назначением Роберта Кочаряна премьер-министром Армении в Нагорно-Карабахской Республике были назначены внеочередные выборы президента. Временно исполняющим обязанности президента НКР с 20 марта 1997 года до 8 сентября 1997 года стал премьер-министр НКР Леонард Георгиевич Петросян.

 Внеочередные выборы президента состоялись 1 сентября 1997 года. Набрав 89,32% голосов избирателей, вторым президентом стал министр иностранных дел НКР Аркадий Аршавирович Гукасян. 11 августа 2002 года Аркадий Гукасян был переизбран на второй срок на пост президента республики (88,95% голосов). Срок полномочий Аркадия Гукасяна: 8 сентября 1997 года - 19 июля 2007 года.

 19 июля 2007 года в Нагорном Карабахе прошли четвёртые всенародные выборы главы государства. Получив подавляющее большинство голосов избирателей (85,1%), третьим президентом НКР был избран генерал-майор Бако Саакович Саакян, ранее занимавший пост директора Службы национальной безопасности НКР. 19 июля 2012 он был переизбран президентом на второй срок, набрав 67,65 %.

 А 19 июля 2017 Бако Саакян был переизбран президентом на третий срок, получив 28 из 33 голосов депутатов парламента. По итогам референдума 20 февраля 2017 года, изменившего форму правления в НКР с парламентско-президентской на президентскую, с 2017 по 2020 год был установлен переходный период, а президент на этот срок избирался на непрямых выборах. Срок полномочий Бако Саакяна: 19 июля 2007 года по настоящее время.

 Очередные выборы президента Республики Арцах назначены на 31 марта 2020 года. Они будут проведены одновременно с выборами в Национальное Собрание страны.

 Кандидатами в президенты зарегистрированы 14 человек. Вот перечень тех, кто поборется за пост главы государства (согласно порядковому номеру в избирательном бюллетене):

 Балаян Кристин Григорьевна, (1978), самовыдвиженка;

Баласанян Виталий Михайлович, (1959), от партии «Справедливость», (генерал-майор, экс-секретарь Совета Безопасности республики);

Амирян Сергей Васильевич, (1977), самовыдвиженец;

Бабаян Давид Климович, (1973), от Консервативной партии Арцаха, (пресс-секретарь действующего президента); Лалаян Белла Лаэртовна, (1967), самовыдвиженка;

Арутюнян Араик Владимирович, (1973), от блока партий «Свободная Родина» и «Объединённый гражданский блок», (бывший премьер-министр республики);

Ханумян Айк Рубенович, (1984), от партии «Национальное возрождение», (депутат парламента);

Ишханян Давид Рубенович, (1968), от партии АРФ «Дашнакцутюн» (депутат парламента, ранее - руководитель фракции);

Бадасян Ваан Михайлович, (1968), от партии «Единая Армения», (бывший депутат парламента);

Маилян Масис Самвелович, (1967), самовыдвиженец, (министр иностранных дел республики);

Гулян Ашот Владимирович, (1965), от Демократической партии Арцаха, (спикер Национального Собрания республики);

Исраелян Руслан Эдуардович, (1961), от партии «Поколение независимости», (депутат парламента);

Дадаян Ашот Эдуардович, (1983), самовыдвиженец;

Погосян Мельсик Рафаэлович, (1981), самовыдвиженец.

 Среди предвыборных лозунгов и обещаний кандидатов - обеспечение безопасности, социальной справедливости, равенства всех перед законом, борьба с коррупцией, доступное здравоохранение и образование, увеличение размеров пенсий и пособий, зарплат, развитие села и сельского хозяйства, стимулирование потока иностранных инвестиций, активизация процесса заселения республики и т. д.

 Особенностью нынешних выборов является столь большое количество кандидатов и то, что впервые на пост президента Арцаха претендуют женщины. Это общественный деятель Кристин Балаян и журналист Белла Лалаян. Агитационная кампания продлится до 29 марта. Голосование состоится 31 марта.

 Программы кандидатов в президенты Республики Арцах разнятся. Каждый из них искренне желает счастья своему родному краю. Правда путь к этому каждый предлагает свой. Но вот в чём все едины — это незыблемость свободы и независимости Арцаха. Кандидаты в президенты готовы отдать все свои силы для укрепления мощи и процветания родного Арцаха.

 Теперь слово за народом Арцаха. Можно не сомневаться, что 31 марта 2020 года арцахцы сделают свой верный выбор и изберут достойного президента, который поведёт страну и народ вперёд к новым свершениям!

 Александр Ерканян.

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.