ШУШИ: ПТИЦА ФЕНИКС АРЦАХА. ЧАСТЬ 2

Интервью с Арсеном Мелик-Шахназаровым

- Интересная версия насчет происхождения названия города от села Шуши. А что это было за село, и почему оно оказалось заброшенным?

— Это лишь моя гипотеза. Не исключено и обратное: возможно село Шуши было названо так русскими военными топографами по имени города. На тех же планах, например, река Каркар именуется «Шушинка». Кстати, русские топографы использовали в основном тюркские названия: это было директива Генштаба, который для унификации топонимов на всём Кавказе решил использовать тюркские названия, поскольку тюркский язык был языком общения на всем Кавказе, включая и Северный. Сегодня, кстати, на этом предмете любят спекулировать бакинские псевдоучёные и лично Алиев

Село Шуши или Унот контролировало дорогу, идущую от села Шош, расположенном на одном из маршрутов Шелкового пути, проходившего через Арцах. После основания Шуши ряд троп были проложены непосредственно близ городских стен, то есть торговые караваны заходили в город-крепость Шуши, где имелись караван-сараи. Село также контролировало вход в ущелье Унот и мост через реку Каркар, по которому караваны и путники перебирались на ближний к плато берег реки и поднимались по проезжей тропе, которая вела к Амарасским (Аг-огланским), третьим ворота крепости Шуши. Сегодня разработан туристический маршрут по части ущелья, от восточного входа в него, через заброшенное село Шуши и до известных водопадов «Зонтики». И сегодня можно видеть развалины домов, многочисленных водяных мельниц, церкви; сохранилось и старое кладбище. Как известно, ущелье Унот вместе с городом-крепостью составляли в плане обороны единое целое, о чём мы поговорим позже.

Почему люди ушли оттуда? Во-первых, когда крепость во второй половине 19 века потеряла былое значение, потеряло значение и роль Шуши-Унота. Во-вторых, — это моя версия, - в последней трети того же века сложилась городская канализация. Будучи убрана под землю в каменные каналы-коллекторы в верхней, армянской части города, она выходила наружу в нижней, мусульманской части города и через арыки попадала в глубокий овраг близ крепости Аван-Юзбаши, откуда водопадом низвергалась вниз, в ущелье, метрах в 500 выше села по течению реки Каркар. Сами понимаете, жить в селе стало невозможно.

Поэтому жители бросили село и поднялись выше, на относительно ровную площадку близ к спуску в ущелье, где было основано село Аркатала (позже называлось Мхитаришен). На Генпалне города и его окрестностей 1853 года хорошо видно, что между селами Шош и Шуши (Унот) тогда не было никакого населенного пункта. Потому что в то время село Шуши было ещё обитаемо, а Аркатала ещё не появилась.

- Вернемся к истории основания города. Известна невнятная история о том, как мелик Шахназар будто бы поссорился с другими меликами после убийства им своего брата Овсепа и его семьи. И, говоря словами Александра Васильевича Суворова, «призвал Панаха, отдал ему в руки свой крепкий замок Шушикала и учинился ему с его сгнахом покорным». Она не имеет реального основания?

- Вначале обратите внимание на формулировку Суворова: «отдал ему в руки свой крепкий замок Шушикала», что свидетельствует о первичности Шуши-кала как владения Шахназара, и вторичности Панаха как пришлого кочевника. Примерно то же излагает грузинский царь Ираклий II в «Описании областей и городов, соседних с Грузией» от 1769 года: ««Хамс составляет владение и во оных семь воеводских правлений, народ весь армянского закона, в том владении находится армянский патриарх, когда ж персицкого шаха не стало, то с их же стороны один человек, закону магометанского и от народа жеванширского принял силу; среди того правления, Хамсы, состоит старинная крепость, которая им обманом взята…»

Что касается истории о «братоубийстве», то версия эта родилась из смеси дезинформации, сознательно распускавшейся меликами для отвлечения внимания правителей Персии от проекта строительства армянского государства, и более поздних измышлений канцелярии последнего шушинского хана – перебежчика Мехти. Об этом подробно говорилось в работе ныне, к сожалению, покойного д. и. н., главного научного сотрудника. Института Востоковедения  НАН РА П. Чобаняна  «Проблема легитимности карабахских ханов в контексте политической истории Шуши», опубликованной в сборнике «Феномен Шуши», под редакцией профессора Г. Котанджяна, Ереван, 2013 (http://russia-artsakh.ru/node/3879 ).

Однако ничем не подтверждаемую «каноническую» версию до сих пор с упорством, достойным лучшего применения, повторяют и некоторые армянские исследователи[i], хотя, повторим, никаких доказательств её достоверности не существует.

В своей книге «Владетели Варанды на службе империи» (http://russia-artsakh.ru/node/265) , в главах 1-2 я привел документы (фирманы Надир-Шаха, рукописи из Матенадарана, русские архивные документы), свидетельствующие, что Шахназар был назначен Шахом меликом Варанды законно, брата Овсепа не убивал, а многочисленное потомство Овсепа, к которому принадлежу и я, дало жизнь нашей ветви многочисленного рода Мелик-Шахназаровых.

При этом собранные Раффи предания и вторящие им современные исследователи причину «козней» Шахназара даже выводят из его мнимого происхождения от дочери Нахичеванского хана, пленённой во время одного из походов меликом Иусиком (Хусейном), принявшей христианство и ставшей его женой. Дескать, «турецкая кровь» заговорила в Шахназаре и он коварно убил брата. Тем самым на исторически отдалённые события слепо калькируются предрассудки и стереотипы куда более поздней эпохи становления наций и обострения отношений между ними. Ведь какое значение имела в те далёкие времена этничность того или иного субъекта: раз принял веру окружения, значит свой, и баста!

Но мнимый братоубийца Шахназар и вовсе не был сыном пленённой дочери хана Нахичеванского, как ошибочно пишет тот же Артак Магалян в упомянутой нами работе, ссылаясь при этом… на роман Раффи «Меликства Хамсы»[ii].

На деле же Шахназар был рождён от брака мелика Иусика с сестрой мелика Дизака Егана (Авана). Именно о назначении родного племянника меликом Варанды и просил старший из меликов Хамсы персидского Надир-Шаха после смерти прежнего владетеля мелика Иусика. Текст этого прошения и фирмана Надир-Шаха в официальном переводе Азиатского отдела МИД Российской империи приводился во 2-й главе книги «Владетели Варанды на службе империи».

А вот Овсеп и его братья Саргис и Каграман как раз и был рождёны от пленённой дочери Нахичеванского хана. Между прочим, сами эти ханы были курдами по происхождению, а в гаремах их были купленные на рынках Стамбула невольницы; так что и по материнской линии пресловутая «маленькая ханша» могла, а, скорее всего, и была кровей не турецких вовсе, а греческих, албанских, болгарских, а то и русских. Впрочем, углубление в данную тему – вовсе не задача нашей беседы.

- Так что же такое было это Карабахское, или Шушинское ханство? И какова была реальная роль ханов мусульманского происхождения и армянских меликов?

Ханство – это полуавтономная провинция Ирана, а хан – администратор, губернатор, обладающий определенной властью.

Касательно темы ханства, которую почему-то так не любили затрагивать армянские исследователи советского периода – тем самым давая козырь в руки бакинских псевдоученых, - вновь предлагаю обратиться к упомянутым работам Д. Бабаяна и П. Чобаняна, где весьма подробно рассматривается вопрос «легитимности» ханов.

Очень странным выглядит само появление Панаха, который впервые появился в пределах равнинного Карабаха и объявил себя ханом в 1747 году, имел при себе всего-то около 200 всадников, причём его отряд в большинстве своём формировался во время грабительских вылазок. Какой же логикой должен был руководствоваться правитель Варанды, чтобы заключить соглашение с Панахом, имевшим ничтожное количество солдат, для которых, к тому же, первостепенным были грабёж и нажива? В то же время каждый мелик имел профессиональную дружину в 300 воинов, а в случае войны получал по воину от каждого дома или даже мобилизовал всё способное держать оружие мужское население – а это многие тысячи солдат от каждого меликства.

Отметим также, что ни Панах, ни его сын Ибрагим не имели никаких прав распоряжаться землями меликов или командовать их людьми. Они руководили своим пёстрым конгломератом кочевых племен, меньшая часть которых осела в Шуши, а большая продолжала зимой кочевать в низменном Карабахе, а летом перекочевывать на эйлаги, - летние пастбища.

Ни ханы, ни их подданные мусульмане даже не могли быть похороненными на меликских землях, то есть в Шуши в том числе. Члены ханской семьи купили у меликов земли близ Агдама и Агджабеди, где возникли мусульманские кладбища и мавзолеи ханской фамилии.  Первое мусульманское захоронение в Шуши, по азербайджанским же источникам, было совершено в 1827 году, - так возникло «старое татарское кладбище».

Замок мелика Шахназара находился в центре города, на самом высоком месте, а замок Панаха -  в нижней мусульманской части, ближе к краю шушинского плато, обрывающегося в глубокий каньон. В феодальном мире к таким деталям, как известно, всегда относились с большим вниманием и пристрастием, поэтому всамделишний владетель никогда бы не допустил такого положения дел.

Характерно, что после смерти мелика Шахназара в 1791 году первое, что сделал сын Панаха Ибрагим, который правил своим племенем в Шуше на протяжении 30 лет после смерти своего отца и при жизни мелика Шахназара, - разрушил старый замок Панаха и построил себе новый, на более высоком месте.

Среди прочих аргументов в пользу фактической вассальной зависимости Панах-хана и его сына Ибрагима от Мелика Шахназара и тот факт, что Шахназар отдал в жены Ибрагиму свою дочь. Ибрагим, тем самым был обречен на формальное послушание не только как младший союзник Шахназара, но и как его зять. Вообще в средние века, особенно на Востоке существовала традиция выдачи царем, сюзереном своей дочери или сестры замуж за своего вассала. Вспомните русских князей, которые за заслуги перед Ордой получали в жены сестру или дочь Великого Хана.

В контексте отношений Ибрагим-хана и мелика Шахназара есть яркое историческое свидетельство. Речь идет об архивном документе - донесении Габриэла Караханова П. С. Потемкину о своем пребывании в Карабахе.

Автор донесения, в частности, пишет (орфография авторская). «Шушинский Ибраим хан, собравший народ, своего брата и родственников, а при том призван был и тесть его армянской нации мелик Шахназар, объявил им, что желает он укрепить Шушинскую крепость для незапной безопасности, почему и требовал их для того вспоможения, на что отвечал ему брат ево и родственники, что крепость Шушинская в порядке  и укреплять её более и делать народу изнурение не для чего, но тесть Ибраима хана Шахназар, назвав их несмыслёнными, настоял о её укреплении. Почему и хан, на то склонившись, призывал её укреплять, но брат и родственники ханские единогласно с народом сказали хану, что когда не приемлет он их совета, а склоняется на согласие своего тестя, то и они в том ево, хана, не послушают, а когда приемлет их совет, то б укрепление крепости оставил, и Шахназара, котораго они, естли отдан им будет, истребить должны, не слушал.

Но хан, склонившись на совет Шахназаров и собравши с пяти меликов по сту человек, да также и з другаго там обитаемого народу по несколькому числу и набравши всего до тысячи человек, начал помянутую крепость укреплять. Чрез то и происходит ныне у хана с родственниками своими ссора и так, будучи хан опасен, выпрося у шурина своего аварского Ум хана 300 человек лезгин, содержит их для охранения своего при себе»[iii].

Не правда ли, странно? Вроде как «всесильный хан» ссорится с родственниками, защищая позицию своего «вассала» мелика Шахназара, - который вдобавок обзывает этих самых родственников «несмыслёнными, - а затем, под угрозой смерти со стороны родственников нанимает инородную охрану и всё же исполняет предложение (скорее волю) Шахназара?

Однако это отнюдь не странно, если следовать версии о фактической зависимости формально правящего хана от карабахских меликов Арцаха.

И только последующие разногласия между меликами и коварная подрывная деятельность Ибрагим-хана позволили ему усилиться после смерти мелика Шахназара. Напомню, также, что в мае 1806 года Ибрагим-хан решил переметнуться к персам вместе с ближайшим окружением. Однако он был настигнут отрядом, состоявшим из солдат дислоцированного в Шуше русского гарнизона под командованием майора Дмитрия Лисаневича[iv] и людей мелика Джумшуда, сына Шахназара, и убит в ночь с 8 на 9 мая.

Несмотря на предательство Ибрагима русские власти назначали ханом его сына Мехти-кули, ранее получившего от русского военного командования чин генерал-майора[v]. Ему разрешили распределять земли в Карабахе, и именно во время его правления мусульмане («татары») стали временными хозяевами края. В 1822 году Мехти также бежал в Персию, и лишь тогда ханство с его деспотическим структурами, созданными получившим право землераспределения ханом, было упразднено. То есть реальной власть ханов была на протяжении где-то 25 лет: с конца 1790-х по 1822 гг.

Современные азербайджанские фальсификаторы истории пытаются «обосновать» принадлежность двухтысячелетнего армянского Арцаха созданному в 1918 году образованию под названием «Азербайджан»[vi] практически исключительно на факте 70-летнего существования Карабахского (Шушинского) ханства и трёх его ханов мусульманского происхождения. Но ханства были административными единицами Персии, при чём тут провозглашенная в Закавказье лишь в 1918 году Азербайджанская республика? Ханства были и в Средней Азии, в Поволжье, Крыму - их с таким же успехом можно объявить «Азербайджаном».

Или с таким же успехом можно утверждать, что Россия — это Грузия, ибо русские вместе с грузинами столько-то десятилетий жили вместе в едином государстве СССР, во главе с грузином Джугашавили-Сталиным.

Карабахское ханство со столицей Шуши, изначально задуманное меликами Араха как прикрытие для возрождения армянского государства, просуществовало с 1752 по 1822 годы. То есть 70 лет, или столько же, сколько впоследствии просуществовал Советский Союз. Спросите у современной молодежи, родившейся в 1990-х, что их связывает с существовашей в СССР системой власти. Скорее всего, вы получите в ответ слово «ничего».

Шуши же продолжает жить, несмотря на выпавшие на долю города испытания

Продолжение следует

                                                                     Беседу вёл Александр АНДРЕАСЯН

[i] См. например, Артак Магалян. «Арцахские меликства и возникновение карабахского ханства» «Русский сборник», том № 8, Модест Колеров, 2010. СС. 7-26. При этом главный «довод»  историка заключается в ссылке на всё ту же субъективную цитату из А. В. Суворова (с.18)

[ii] Артак Магалян. Указ. Соч., с. 11.

[iii] Армяно-российские отношения в XVIII веке изд. АН АрмССР, Ереван, 1990, томе IV стр. 251-  252

[iv] Дмитрий Лисаневич, впоследствии генерал-лейтенант, был женат на женщине из рода Мелик-Шахназарянов

[v]  В 1822 году он, подобно своему отцу, также бежал к персам, после чего Карабахское ханство было официально упразднено.

[vi]  Вплоть до 1918 года ни в документах, ни на картах – российских и любой страны мира название «Азербайджан» не встречается. в Закавказье; провинция Азербайджан локализовалась исключительно на территории современной Персии, южнее Аракса.

Фотоотчет

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.