Добрый день, уважаемые коллеги!
Очень рада открытию вашего портала. Очень. Мы долго этого ждали, особенно с тех пор, как в Москве был открыт клуб "Друзья Арцаха". Он работал недолго, но благодаря ему я смогла посетить вашу республику в июне 2010 года, потом в сентябре как гость фестиваля "Карот".
Хочу дать вам свой очерк о том времени, вдруг покажется интересным.
С уважением, Валерия Олюнина, публицист, писатель
"Мед жизни на острие ножа".
Тонино Гуэрра
Я не помню ни слов, ни красок того дня. Оказалось, я совсем не восприимчива к запоминанию архитектурных элементов или внутреннего убранства храмов или церквей. Я помню только себя в центре этого мира, наверное, эгоцентрично, но все, что происходило в этот день, я запомнила как череду каких-то сильных, энергетических ассоциаций. Еще я хорошо запомнила людей – не по одиночке, а создающих общину. Хотя многие из них уже давно не жили в Арцахе.
Мы приехали в Гандзасар на крещение годовалого Марика Гуляна, сына Эдуарда, известного предпринимателя карабахского просхождения. Группа московских журналистов прибыла в Карабах продвигать эту республику в российское информационное поле.
Я вспоминаю, как стояла у Гандзасара, а рядом суетились женщины, девушки, перебирали бонбоньерки, таросики, перекладывали букеты роз, смеялись. Был очень солнечный июньский день. Кто-то поговаривал, впрочем, что будет дождь.
Еще до поездки я прочитала о Гандзасаре, что именно отсюда в 1701 году были отправлены знаменитые обращения восточных армян Петру I с просьбой о принятии российского подданства и военной помощи в освобождении от персидско-турецкого ига.
Всю поездку мы наблюдали владыку Паргева, который уделял равное внимание и журналистам, и отцу Александру, который приехал в Арцах на закладку православного храма, который до сих пор не построен.
Больше всего меня поражало, что от этих людей шла земная энергия. Ничего метафизического и того, что заставляло бы нас благоговеть, выстраивать значительную дистанцию между принимающей стороной и нами.
Да, потом я осознала, что владыка Паргев Мартиросян – глава арцахской церкви, человек из свиты католикоса Вазгена I. Что перед нами тот человек, кто воевал с крестом за эту землю, кто во многом причастен в победе армян, в частности, в бою за Шуши. Именно Паргев приказал сбросить памятник Ленину, и так начался судьбоносный штурм 8 мая 1992 года.
Мы все дождались того момента, когда в Гандзасар вошли священники. Они заняли главное место церемонии у купели, рядом встали Татевик вся в белом платье, ожидающая второго ребенка, Эдуард с сыном на руках.
Мы все почтительно расступились и отошли к стенам.
Я помню, что одним из моих впечатлений от этого древнего храма было то, что он дает ощущение древних катакомб: серый, массивный камень, местами влажный, впитавший в себя многоликие тени словно защищает пришедшего от реальности, пусть даже сегодня не враждебной.
Слова молитвы, которые произносил Паргев и его братья, не лились непрерывным потоком. Часть слов тонула в нишах Гандзасара, уходила верх, к зонтичному куполу, окнам, откуда в пространство храма попадали расширяющиеся снопы света.
Именно отзвуки, а не чистые звуки, и разливающиеся отсветы, а не чистый свет, в тяжелом, словно литом каменном Гандзасаре поразили меня больше всего.
Позже, когда маленький Марик устал, а таинство крещения у армян длится очень долго, он стал немного плакать. Ни никто из отцов церкви не изменился в лице, продолжая обряд спокойно, твердо, убежденно в то, что его нельзя сдвигать ни на шаг от традиций.
Гандзасар впервые упоминается армянским католикосом Ананием Мокаци в середине X века. Новый, известный в настоящее время храм, построен князем Гасан-Джалал Дола «мужем благочестивым, богобоязненным и скромным, армянином по происхождению» на месте старого храма, упоминаемого в X веке, и торжественно освящён 22 июля 1240 года
Еще немного, и по ту сторону Гандзасара хлынул сильный дождь. Его звуки, перекрывающие слова молитвы, каким-то образом удлинили, сделали объемным и щедрым на запахи этот день. Я вышла в проем выхода, его массивные деревянные двери словно раздвигали вырезанный крест. Дождь был очень теплым, и запах сгорающих свеч, курева, роз, которые принесли гости, смешался с плодородным, жирным запахом земли. И еще он был сладкий, как мед.
Перед крещением мальчика я купила в храмовой лавке банку арцахского меда. Он был, как принято это, освящен владыкой.
Дождь прошел быстро, и вскоре мы стали неспешно покидать территорию Гандзасара. Марик в белой рубашке на руках отца был уже в центре вполне земного праздника. Мальчики в черных одеждах со вставками желтого и красного цветов (единственные яркие пятна, которые я запомнила из того дня) шли с нами и играли в барабаны. У молодежи были какие-то игрушечные гудки, в которые они дули и тут же вставали танцевать кругом…
Потом, уже в аэропорту Еревана, я разбила случайно банку с карабахским медом. И довезла его до дома, надеясь, что часть его уцелеет. Жаль было мёда, и был большой соблазн выбрать все эти осколки, спасти от гибели вязкую, плотную сладость, пахнущую уже тем дождем, парафином крестильных свеч, увядшими розами.
Валерия ОЛЮНИНА
Комментарии
Спасибо Валерия! отличный…
Спасибо Валерия! отличный очерк!
Добавить комментарий