Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

ОДНО НЕИЗМЕННО И НАВСЕГДА: АРЦАХ БУДЕТ АРМЯНСКИМ

«Одно неизменно и навсегда: Арцах будет армянским», - заявил в интервью «ГА» руководитель Международного центра человеческого развития Теван ПОГОСЯН

- Два дня длились переговоры Зограба Мнацаканяна и Эльмара Мамедъярова в Женеве – в общей сложности главы МИД Армении и Азербайджана проговорили 11 часов. Эксперты уже охарактеризовали эти переговоры по урегулированию карабахского конфликта самыми длинными за последние годы. Между тем, информация по результатам поступает довольно разноречивая, не говоря уже об интерпретациях. Каково ваше мнение о прошедшей встрече?

- МИД РА заявил, что «был рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с мирным урегулированием карабахского конфликта, реализацией достигнутых в 2019 году договоренностей и обсужденных предложений, а также возможные дальнейшие шаги по подготовке народов к миру, принципы и элементы, являющиеся основой будущего урегулирования».
   Полагаю, с армянской стороны есть осознание того, что у нас очень много вопросов, где мы должны продвигать свои интересы. Например, как будут осуществляться договоренности, способствующие повышению безопасности на границе, идет ли речь о мониторинге или механизмах расследования нарушений режима перемирия. Также в повестке значится гуманитарная тематика, опять же в контексте ослабления напряженности ситуации. В числе таких инициатив можно назвать недавно имевший место «обмен журналистскими группами». Интересный пункт на сей раз был прописан в заявлении сопредседателей МГ ОБСЕ, где сказано, что «сопредседатели подтвердили свою полную приверженность оказанию помощи сторонам в поиске мирного решения конфликта и принципу конфиденциальности в мирном урегулировании…».

Дело в том, что по итогам 5 встреч в прошлом году азербайджанская сторона каждый раз предпринимала манипуляционные шаги, Мамедьяров раздавал интервью, не имеющие ничего общего с тем, что говорилось на встречах. И каждый раз армянской стороне приходилось выступать с разъяснениями. Думаю, в Женеве вопрос был поднят армянской стороной, мол, давайте, наконец, договоримся о том, что будем совместно давать достоверную информацию, и вы не будете искажать ее, вынуждая нас каждый раз проводить ликбез. Надо полагать, именно с этим связан тезис о «принципе конфиденциальности» в заявлении посредников - с тем, чтобы ни одна сторона не пыталась по- своему интерпретировать результаты встреч.

- Однако Азербайджан вновь оказался в своем амплуа, не так ли?

- Да, но и ответ армянской стороны не заставил себя ждать – в частности, речь идет о том, что без участия Республики Арцах в переговорах вопросы решаться не будут. И я уверен в том, что Азербайджану придется рано или поздно принять этот пункт.

- Однако в заявлении армянского МИД сказано о том, что «Мнацаканян во время переговоров подчеркнул необходимость вовлечения в процесс избранных представителей народа Арцаха». Довольно размыто, не находите?

- Нет. Арцах – демократическое государство. А в демократическом государстве «избранные представители народа» - это руководители страны, власти, избранные народом. О чем еще здесь может идти речь?

Например, в разного рода заявлениях парламента Республики Арцах, в том числе обращенных к международному сообществу, говорится: мы, представители таких-то фракций, избранные народом представители республики» и т.д.  У нас   есть задача доказать всеми миру, что Арцах – состоявшееся демократическое государство, а при демократии власти избираются народом. Так что в данном вопросе я иной интерпретации не вижу.
    Вообще, мы должны понять, что карабахский конфликт имеет две параллельные части. Одна из них – то, что происходит в действительности, другая – переговоры, имеющие целью решить вопрос мирным путем. Однако реальность в том, что Азербайджан уже давно решил, что эти переговоры для него всего лишь ширма. А политическое решение заключается в том, что они пойдут военным путем. И мы должны понимать, что единственным сдерживающим Азербайджан фактором являются наши Вооруженные силы – Армении и Арцаха. Осознавать, что наше, скажем так, домашнее задание никто не отменял. А также, что Арцах все решает сам, а принадлежит он тем людям, кто там живет.

   Что же касается переговоров, то посмотрите, сколько дипломатов, представляющих страны-сопредседатели Минской группы, за это время поменялось? В демократической Армении менялись президенты, правительства, министры иностранных дел, система управления, наконец.  В Азербайджане ничего такого нет. С их стороны с 1994 года в переговорах участвовали двое – отец Алиев и сын Алиев. А у нас по крайней мере уже четвертый представитель участвует. В Азербайджане 14 лет один Мамедьяров на переговорах сидит, тогда как с нашей стороны были Вардан Осканян, Эдвард Налбандян, сейчас Зограб Мнацаканян.

Так что мы должны понимать, что в соответствии с демократическими принципами руководители у нас будут приходить и уходить, про Азербайджан сказать не могу. Но во всем этом одно неизменно и навсегда: Арцах всегда будет армянским. Если же мы что-то хотим поменять за столом переговоров, то должны заниматься этим вопросом, в первую очередь, - в режиме реальной деятельности.

- Почему азербайджанская сторона столь вдохновленно заявляет, что на встрече в Женеве особенное внимание было уделено обсуждению «принципов и пунктов Хельсинского заключительного акта» и интенсификации в этом контексте переговорного процесса? В заявлении нашего МИД об этом, кстати, ничего не сказано.

- И что с того? Ведь этот вопрос тоже зависит от того, как мы его сумеем представить. В Хельсинском акте речь ведь не идет только о «территориальной целостности», там и другие пункты есть, которые мы должны интерпретировать с нашей точки зрения.

- Например, пункт VIII Хельсинкского акта (Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой), который гласит: «Государства-участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государств. Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. Государства-участники напоминают о важности исключения любой формы нарушения этого принципа"…

- Согласен. И вообще, если мы об этом говорим, то должны сказать, что Республика Арцах никогда не была в составе Азербайджана – тогда о какой «территориальной целостности» идет речь? Если наши переговорщики не смогут это доказать, то кого винить – азербайджанскую сторону или себя?

Зара ГEВОРКЯН

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.