Недавно прошедшие по случаю 2800-летия со дня основания Еревана юбилейные торжества кроме радости и веселья у его жителей и друзей, вызвали скрежет зубов у тех, кто занимается фальсификацией истории.
Надуманная «история», написанная турко-азербайджанскими историками по заказу и при финансировании государства, армянам и древнему армянскому государству места не отводит, и более того, утверждает, что это армяне, а не племена тюрок, пришедших со стороны Алтая, захватили территории Армянского нагорья, Но хочешь не хочешь, а приходится признавать, что армяне один из первых христианских народов в мире, что многотысячелетняя история армян и их государственности увековечены в многочисленных памятниках и сооружениях.
Одним из важнейших из них является крепость Эребуни, на месте раскопок которой в настоящее время работает музей-заповедник. Крепость, которая стала отсчетом дня рождения Еревана. Ереван оказывается древнее, чем Рим. К Эребуни, как одному из древнейших очагов мировой цивилизации устремлены взоры множества зарубежных ученых и археологов. И только российским ученым ещё во времена Советского Союза посчастливилось провести раскопки древней крепости. Ими были обнаружены множество артефактов, в том числе и клинопись, высеченная по приказу царя Аргишти об основании им города, которая и стала главным «свидетельством о рождении» города Еревана.
В собрании ГМИИ имени Пушкинаесть один необычный экспонат — древний высокий и достаточно вместительный глиняный сосуд VIII века до н.э., «карас». Эта ёмкость - своего рода древний холодильник. Такие сосуды в Урарту использовались для хранения зерна, продуктов и вина. Карасы закапывали глубоко в землю, поэтому в них всегда сохранялась низкая температура.
Как сосуд попал в коллекцию Пушкинского музея? Был обнаружен при раскопках крепости Эребуни, в Армении, на окраине Еревана.
Это сейчас карас выглядит как новый, а при раскопках археологи нашли только отдельные керамические черепки. Учёные тщательно сложили все осколки древнейшего сосуда и передали реставраторам. В свою очередь, специалисты-реставраторы собрали этот горшок, как мозаику, — причём при сборке не все фрагменты совпадали, некоторые черепки, как выяснилось, относились к совсем другим карасам…
Однако специалисты Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина считают, что в Эребуни еще есть тайны и неизученные страницы. Между министерствоми культуры России и Армении, государственным Пушкинским музеем имени Пушкина и музеем Эребуни достигнута договоренность о проведении новой масштабной археологической экспедиции. О деталях рассказывает Михаил Бадалян, директор историко-археологического музея- заповедника «Эребуни».
- Как прошли ваши переговоры в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина?
- С Пушкинским музеем у нас сложились теcные деловые отношения. Специалисты Пушкинского музея в настоящее время работают над восстановлением и реставрацией археологических находок, извлеченных при раскопках крепости Эребуни. Особое внимание уделяется найденым при раскопках крепости фрескам. В раскопках крепости Эребуни в свое время принимали участие две научные археологические экспедиции - Академии наук Армянской ССР под руководством Константина Оганесяна и экспедиция Пушкинского музея Российской Федерации. Большая часть находок была вывезена в Пушкинский музей и сохранена до сегодняшнего дня. Это самая большая коллекция артефактов из Эребуни. В этом контексте для нас очень важно сотрудничество с ними.
Свой возраст Ереван отсчитывает со времени основания крепости Эребуни. А она была построена 2800 лет назад. Эту дату недавно торжественно отметили в Армении. В сентябре участники экспедиции приезжали в Ереван, мы с ними обсуждали наши планы и предстоящие мероприятия. Провели круглый стол. Гости рассказали о том, какую сделали колоссальную работу по изучению сохранившихся фресок, химического состава применяемых в те древние времена красок, стили рисунков и используемую цветовую гамму, сделаны попытки расшифровки сюжетов фресок, идентификации изображенных на фресках образов. По предварительной договоренности для более детального изучения исторического наследия государства Урарту готовится новая большая экспедиция Пушкинского музея, в которой большое место выделяется сотрудникам армянского музея Эребуни.
Мы надеемся на плодотворное и результативное сотрудничество с нашими коллегами из Пушкинского музея. Надеемся на новые уникальные находки и научные открытия. Можно сказать, что произошло крупное событие в культурной жизни России и Армении.
- Можно только позавидовать. Между прочим, немного странно, что организация новой экспедиции по изучению древнего армянского государства Урарту при участии экспедиции крупнейшего и авторитетного музея России происходит на фоне заявлений президента Азербайджана о том, что армяне целенаправленно уничтожают азербайджанские исторические памятники.
- Президент Азербайджана может говорить все, что угодно. Однако недоумение специалистов вызывает то обстоятельство, что он не называет конкретных памятников. Дело в том, что в культуре тюркских кочевников, представителями которых является азербайджанский этнос, называвшиеся до Советской власти кавказскими татарами, не было традиции строить стационарные культовые сооружения. Отправлялись религиозные ритуалы очень просто и практично - стелился коврик прямо в поле о проводился намаз.
Строительство крупных религиозных сооружений в виде мечетей характерно для персидской культуры. Кстати, прекрасная персидская мечеть при помощи иранских специалистов недавно была отреставрирована в городе Шуше, в Арцахе. То есть, армяне не уничтожают, а воссоздают древние исторические памятники, в том числе и мусульманские. О каких уничтожаемых азербайджанских исторических памятниках идет речь, мне неизвестно.
Зато перечень целенаправленно уничтожаемых азербайджанской стороной армянских исторических памятников уже переваливает критическую отметку. Причем делается это открыто и цинично, у всех на виду. В Нахичеване, Джуге с помощью бульдозеров от древних хачкаров очистили целое поле. А ведь каждый хачкар - уникальное неповторимое творение, многим из них было по нескольку веков. Кроме того, они были установлены на древнем армянском кладбище. Как и в Турции, в Азербайджане следы армянской истории безжалостно уничтожаются. Чтобы на их остатках создать свою выдуманную, как можно более древнюю историю. Бепардонно фальсифицируя исторические факты.
Для нас очень важна совместная с российскими специалистами работа над наследием Эребуни. Государство Урарту стало важным этапом в формировании армянского народа и его истории. Это факты, свидетельства, против которых никакие выдуманные аргументы и мифы не выдержат и рассыпаются. В частности, миф о том, что не азербайджанцы пришлый народ, а армяне, что надписи на древних памятниках на армянском языке были сделаны армянами много позже. Поэтому их замазывают цементным раствором. Впрочем, нас больше интересуют результаты экспертиз и ход восстановления фресок из Эребуни. Каждый, кто близок к археологии меня поймет, почувствует искру научного азарта и воодушевления, в предвкушении которого мы ждем новой экспедиции Пушкинского музея. Любое новое свидетельство древней истории армян помогает укреплять чувство национальной идентичности, чувство гордости за своих предков и уверенности в будущем. Наша задача сегодня сохранять и оберегать наши исторические памятники, восстанавливать и реставрировать их.
- Откуда в Эрмитаже экспонаты из Армении?
- Кроме Пушкинского музея мы сотрудничаем и с Эрмитажем. Недавно у нас в гостях был его директор академик Пиотровский. В феврале у нас запланирована поездка в Санкт-Петербург, в Эрмитаж для проведения переговоров по программе дальнейшего сотрудничества. В свое время сотрудники Эрмитажа проводили раскопки в пригороде Еревана на холме «Кармир-блур» (Красный холм), где были раскопаны древние хранилища вина в огромных глиняных карасах (кувшинах). Подобная технология хранения вина была открыта впервые. Раскопки проводила экспедиция Эрмитажа под руководством Пиотровского. Мы будем рады сотрудничать и с другими музеями России.
- А как обстоят дела с сотрудничеством с музеями Арцаха?
- Недавно мы проводили выставку "Наследие Арцаха", которая имела большой успех. Ее посетили не только жители Еревана, но и многочисленные зарубежные гости и туристы. Что очень важно в контексте популяризации истории и культуры Арцаха. Необходимо разработать концепцию совместного с музеями Арцаха представления и экспонирования как регионального, так и международного масштаба культурного наследия армян. В силу отсутствия международного признания государственности Арцаха, его музеи лишены возможности выходить на международный уровень. Нужно найти способ обойти это ограничение. И выход мы обязательно найдем.
Культура и искусство, как известно, не имеют границ. Нам надо доказать это на деле. Армянский народ находил выходы из гораздо худших ситуаций, найдется выход и здесь.
Эдвард САХИНОВ
Добавить комментарий