Выступая на II Саммите мировых религиозных лидеров в Баку, президент Азербайджана Ильхам Алиев, обратившись к теме нагорно-карабахского конфликта, в частности, заявил, что «Нагорный Карабах является исторической азербайджанской землей, а армяне туда были переселены в начале 19-го века». Разумеется, это полнейшая чушь.
Об автохтонности и самоидентичности армян Южного Кавказа говорилось и писалось так много, что лишний раз не хочу останавливаться на столь очевидном факте. Напомню лишь, что об этом свидетельствуют тысячи исторических памятников – церквей, храмов, монастырей, вековой хозяйственный уклад местного армянского населения, артефакты археологических раскопок, исторические факты и научные труды современных и древних учёных, в том числе античного историка и географа Страбона, который в своём известном труде «География» сообщает сведения об Арцахе, входившем в состав Великой Армении.
Несомненно, и то, что с первых лет существования советского Азербайджана, в состав которого Нагорный Карабах был включён большевиками помимо воли исконного населения, власти искусственной республики принялись за планомерное уничтожение армянских памятников храмовой и светской архитектуры древнего края. Некоторые же особо значимые духовно-архитектурные объекты пытались присвоить. При этом азербайджанцев не смущали ни христианская символика, ни надписи на армянском языке, ни собственно армяно-христианское направление в зодчестве.
В общем, бакинскими властями делалось всё, чтобы исказить и приватизировать историю Арцаха. С приходом к власти Алиева-младшего данная кампания по введению собственных граждан и международного сообщества в заблуждение обрела ещё больший размах.
Одним из многочисленных фактов, опровергающих абсурдные вымыслы азербайджанской пропаганды о появлении армянского этноса в регионе лишь в 19-ом веке, является документально сохранившаяся многолетняя переписка армянских меликов (князей) Карабаха с российским императорским двором и некоторыми европейскими державами, начавшаяся ещё в первой четверти 18-го века.
С целью развития в Иране ремесел в период персидского владычества многие карабахские ремесленники вместе с семьями вывозились в различные регионы Ирана. После присоединения Армении и Карабаха к Российской империи они начали возвращаться на родину. Сведения об этом имеются и у азербайджанских историков.
Тюркские же племена, к которым восходит современный азербайджанский этнос, появились в Нагорном Карабахе лишь в последней трети 18-го века и вплоть до включения Нагорного Карабаха в состав АзССР в 1921-м году никогда не превышали 3-4% населения. Наиболее сильный поток миграции тюркоязычного населения в Закавказье приходится на конец 19-го века. Сами азербайджанские источники свидетельствуют о том, что, по далеко не полным данным, из 1 млн азербайджанцев, проживавших в Бакинской и Елизаветопольской губерниях, по крайней мере 600 тысяч (60%) прибыли с территории Ирана, начиная с 1880-го года.
Напомним также, что само название «Азербайджан» применительно к территории современного Азербайджана появилось лишь в 1918-м году, в период, когда пришедшая к власти в Баку партия «Мусават» стремилась придать легитимность последующим притязаниям на сопредельные провинции Ирана. Этноним же «азербайджанцы» появился лишь в 30-х годах. До этого во всех российских и советских источниках они упоминались как «кавказские татары» или «тюрки». Даже в азербайджанских источниках приводится, хотя и искаженная, но доказывающая историчность существования армян в Восточном Закавказье версия событий, чего нет относительно существования азербайджанского народа и государства до 1918 – 1921гг.
Сегодня же арцахцам удалось создать на своей исторической родине суверенное государство, и оно последовательно добивается своего международного признания, развивая властные и гражданские институты. Это выводит из равновесия бакинскую политическую верхушку. Отсюда и бредовые голословные заявления относительно исторической принадлежности Арцаха…
Баку следует отказаться от технологий и стереотипов, искажающих историю Арцаха и суть карабахского конфликта. Крайне недопустимо и опасно использовать ситуацию в пропагандистских целях. Проблема должна решаться исключительно цивилизованным путём, за столом переговоров, при непременном и полноправном участии всех сторон противостояния и с учётом их интересов.
Ашот Бегларян, Степанакерт
Добавить комментарий