Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

О новых спекуляциях вокруг вопроса территорий

В связи с внутриполитической нестабильностью в Армении в азербайджанском истеблишменте вновь активно заговорили об урегулировании карабахского конфликта по бакинскому сценарию, предполагающему прежде всего «возвращение территорий».
Данная идея, разумеется, не воспринимается в обществах Арцаха и Армении при любом политическом раскладе, ибо если для официального Баку статус Нагорного Карабаха, по сути, лишь вопрос политических амбиций, то для армян Арцаха – вопрос жизни, чести и достоинства.

Территории, занятые Армией обороны Нагорно-Карабахской Республики в ходе контрнаступательных действий в процессе отражения широкомасштабной военной агрессии Азербайджана в 1992-1994-ом годах служили в тот период своеобразным поясом безопасности для НКР и имели важнейшее значение для физического выживания населения. Нагорный Карабах был зажат в плотное кольцо, мирное население подвергалось авиабомбёжкам и массированным артиллерийским обстрелам из ближайших азербайджанских населённых пунктов, практически превращённых властями Азербайджана в огневые точки, ежедневно гибли десятки людей, и лишь благодаря неимоверным всенародным усилиям и беспримерной стойкости и героизму Арцаху удалось переломить ход войны.

Сложившуюся ситуацию официальный Баку преподносил и по сей день преподносит международному сообществу не иначе как результат армянской агрессии, тогда как это является прямым следствием агрессии именно Азербайджана против заявившего о своём праве на свободу и суверенитет народа и созданного в соответствии со всеми нормами международного права национально-государственного образования. Не Нагорный Карабах, а Азербайджан развязывал войну, рассчитывая уничтожить арцахцев по примеру массовых убийств армян Сумгаита, Баку, Кировабада и др. Однако тут бакинский режим потерпел полное фиаско. В результате создалась новая геополитическая ситуация, новые государственные границы, которые бакинский режим упорно не хочет признавать.

Совершенно очевидно, что азербайджанские власти не только не намерены решать проблему в конструктивном русле, но, наоборот,  пытаются воспользоваться заключённым в мае 1994-го года бессрочным соглашением о перемирии для осуществления своих реваншистских целей.

«Соглашение о прекращении огня было достигнуто с трудом, и  было важно, чтобы документ был подписан всеми тремя сторонами конфликта. Но, достигнув перемирия, нам не удалось выполнить одно из предварительных условий –  произвести развод сторон с передовой линии», – поделился с нами в одной из бесед российский дипломат, бывший уполномоченный представитель Президента Российской Федерации по Нагорному Карабаху и сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта от России Владимир Казимиров.

В итоге проблема осталась открытой, а вооружённое противостояние между Азербайджаном и Арцахом обрело новый характер, трансформировавшись из динамичных наступательно-оборонительных военных действий в позиционное, но не менее опасное противостояние – с применением стрелкового и артиллерийского оружия, осуществлением разведывательно-диверсионных операций и т.д.

Коварная и бесчеловечная апрельская агрессия Азербайджана в 2016-ом году лишь актуализировала вопрос территориальной целостности Арцаха. Тем более что гипертрофированно амбициозный правитель Азербайджана уже беззастенчиво целится на Ереван и Армению в целом, считая её ни много, ни мало своей «исторической землёй». Согласно логике Алиева получается, что летоисчисление армянского народа восходит к созданному на турецких штыках искусственному, ещё не справившему даже своё столетие образованию, о неестественности которого в своё время метко высказался генерал Антон Деникин.

Экспертами не раз отмечалось, что независимость Нагорно-Карабахской Республики и территориальная целостность Азербайджана лежат в разных исторических и правовых плоскостях. Независимость НКР никоим образом не нарушает территориальную целостность Азербайджана, прежде всего потому, что Арцах никогда не был и в принципе не мог быть частью независимого азербайджанского государства.

Что касается вопроса территорий, перешедших в ходе военных действий под контроль той или иной стороны, то у Арцаха есть свои, достаточно серьёзные территориальные претензии к Азербайджану. В частности, это находящийся под оккупацией целый Шаумянский район, откуда было изгнано многотысячное армянское население, части Мартакертского и Мартунинского районов и т.д. И данную проблему можно было бы обсудить с адекватным оппонентом, но не с фашистским, по сути, режимом, объявившим армян мира кровными врагами, угрожающим и на деле пытающимся уничтожить армян не только Арцаха, но и Армении.

Практически имитируя участие в процессе урегулирования, официальный Баку на деле ведёт широкомасштабную пропагандистскую войну против Армении и Карабаха с применением изощрённых форм фальсификаций, провокаций, реваншистских угроз. И чем дальше, тем больше опасности содержит в себе поведение Азербайджана, который сегодня стал серьёзной угрозой не только для региональной, но и международной безопасности.

Тем временем, решив в ходе навязанной войны задачу по обеспечению безопасности мирного населения и фактической независимости, народ Арцаха за весь послевоенный период доказал своё право на суверенное государство, которое, в свою очередь, продемонстрировало способность брать на себя ответственность, выполнять международные обязательства, причем в одностороннем порядке. И сегодня армянские стороны, несмотря на крайний деструктивизм официального Баку, готовы к взаимоприемлемым разумным компромиссам ради мира в регионе и достижения урегулирования конфликта. Однако существует также чёткое понимание того, что возможная формула урегулирования никоим образом не должна ставить под вопрос исторический выбор народа. Конечно, в Арцахе уверены, что Ереван, отчасти  представляющий и Степанакерт на хрупких переговорах с Баку, не будет обсуждать ни один документ, который не учитывает и не признает право НКР на самоопределение и не обеспечивает гарантии безопасности, рамки которой должен будет определять народ. Рамки, которые гарантировали бы достойную жизнь народа в соответствии с историческими традициями, национальными интересами и потребностями.

Что касается территориальных претензий, а у каждой стороны они свои, то их можно решить в формате прямого диалога Баку – Степанакерт. И это подсказывает элементарная логика – ведь основными сторонами конфликта являются Азербайджан и Нагорный Карабах. Вот и карты им в руки...

Ашот Бегларян, Степанакерт

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.