ГРИГОРИЙ АЙВАЗЯН*: УДИНЫ И АЛБАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ АЗЕРБАЙДЖАНА

Руководство Азербайджанской Республики, стремясь внести раскол в единство армянского народа, посеять рознь в его рядах (в частности, между населением РА, с одной стороны, и карабахскими и азербайджанскими армянами – с другой) и обосновать свои претензии на территорию Утика и Арцаха (Карабаха), Сюника, памятники их богатой материальной и духовной культуры, в последние годы активно муссирует тему восстановления» под эгидой азербайджанских властей Албанского Католикосата и церкви в Азербайджане. И вот уже азербайджанские эмиссары стали появляться в местах компактного проживания диаспоры азербайджанских и карабахских армян (Россия, прочие страны СНГ, США, Европа) и по поручению официального Баку убеждать их в том, что они по своему этническому происхождению не армяне вовсе, а потомки арменизированных чуть ли не в XIX веке «албано-удин», а значит скорее азербайджанцы, нежели армяне. На данную тему большими тиражами издается многочисленная научная [1] и псевдонаучная [2] литература, призванная обосновать «албано-удинскую» гипотезу (1этнического происхождения карабахских и азербайджанских армян, в этом направлении ведутся активные пропагандистские работы во всех видах СМИ. По инициативе руководства Азербайджанской Республики на данную тему периодически организовываются различные круглые столы, «научные» конференции и симпозиумы. Весьма щедро вознаграждаются ученные, последовательно отстаивающие выгодные Азербайджану позиции. Идет активная «обработка» общественного мнения населения РА и т.д. Между тем этот процесс и те угрозы, которые он в себе потенциально несет, остался вне сферы должного внимания широкой армянской общественности. Дело в том, что после обнаружения грузино-албанского палимпсеста (2) и его дешифровки (2009г.) [3] в науке, в общем верно, принято считать, что удины (3) были народом-доминантном периода Албанского царства с центром в Кабале и Шаки-Эрети. Именно они являются единственным прямым потомком собственно албанцев-христиан, самоназванием которых, вероятно, было «уди» [4, сс. 20-45.]. Однако эта сенсационная находка прямо или косвенно «вдохнув новую жизнь» в «албано-удинскую» концепцию, с «легкой подачи» азербайджанской стороны, несведущую публику может натолкнуть на ошибочный вывод о том, что армяне зоны Карабаха якобы являются арменизированными «албано-удинами», что в нынешних условиях с точки зрения единства армянского народа чревато далеко идущими негативными последствиями. 

Что касается самих удин, в общем-то братского армянам народа, то они стали невольными заложниками данной ситуации, для них христианская религия стала в определенной степени этническим маркером. Как известно, удинами считались только христиане, исламизированные же удины воспринимались бывшими соплеменниками уже в качестве «татар» или просто «мусульман», которые к удинам-христианам были более враждебны, чем «собственно мусульмане»[5]. 

Христианство в Кавказской Албании было официально принято еще в 315г. [6, сс. 124-126], с этого времени удинский народ являлся последователем Албанской церкви, которая в свою очередь находилась в каноническом единстве с Армянской Апостольской Церковью (ААЦ). Подобно ААЦ, Албанская церковь принадлежала к числу не халкедонских восточных православных церквей, она так же, как и ААЦ, не признала IV вселенский Халкедонский собор, исповедуя дохалкедонское (миафизитское) христианство. Албанская церковь вместе с ААЦ на Вагаршапатском (491г.) и Двин-ском (552г.) соборах, выступила против Халкедона (4), расценив его как возврат к несторианству (к ереси); халкедониты же, в свою очередь, объявили армян и их единомышленников, в том числе «албанцев» – удин, монофизитами (еретиками). Еще в 552г. из Чора-Дербента в город Партав, столицу созданного из собственно Албании и армянских провинций Утик и Арцах марзпанства (т. е. с территории собственно албанского левобережья на армянское правобережье Куры) была перенесена резиденция албанского католикосата. Постепенно единственным языком богослужения и письменного общения в Албанской церкви стал армянский язык [7, с. 295], который был также языком богослужения и письменным языком для удин. Титул католикоса албанского известен со второй половины Vв. [8, с. 130]. Патриархи албанского католикосата с 552г. носили титул «католикос Албании, Лпинии и Чола» [9, с. 28]. 

----------------------------------------------------------------------------------------------

*  Григорий Айвазян - К.и.н., председатель НПО «Ассамблея азербайджанских армян».

1. Среди работ последнего времени, вдохнувших «новую жизнь» в эту устаревшую и уже давно опровергнутую армянскими учеными концепцию, прямо или косвенно наталкивающих на выводы о том, что армяне зоны Карабаха якобы являются арменизированными «албано-удинами», можно отметить работы исследователя удинского языка, немецкого лингвиста В.Шульце. Согласно его мнению, представленному совершенно без корректной аргументации, история древнеудинского языка и его распада на диалекты протекала на территории, западной границей которой был Тауш (в нынешней Армении), а восточной границей – регион Кабалы (на левобережной территории нынешнего Азербайджана); центральный регион был представлен провинцией Утик с главным городом Партав; восточный диалект древнеудинского языка был представлен в районах южных склонов Большого Кавказа (центры – Киш, Вардашен, Кабала); центральный диалект древнеудинского языка был представлен в районе Мингечаура (центры – Партав, Каланкатуйк); и западный диалект (Карабахский-Арцахский) древнеудинского языка (в том числе юго-западный) был якобы представлен в районах Гаргар на востоке Карабаха (это – якобы язык письма из монастыря Св.Екатерины на Синае), центры – Халхал, Мец Аранк. Письменная традиция удинского языка якобы развивалась в регионе Гаргар на востоке Карабаха. Гаргарско-удинский язык (= западно-удинский язык, западный диалект древнеудинского языка) со временем в контактах с другими языками (древнеармянским, иранскими и т.д.) менялся. В процессе арменизации (Утика и Арцаха-Карабаха), часть носителей западного диалекта древнеудинского языка (Карабахские удины) для противодействия этой пресловутой арменизации была вынуждена покинуть Нагорный Карабах и переселиться в район села Нидж удинского языка, якобы, сохранились в некоторых подговорах ниджского диалекта удинского языка (см.W.Schulze, Towards a history of Udi // International journal of diachronic linguistics, 2005, V. 1 pр. 55-91.); Схожее отношение к интерпретации некоторых исторических, этнокультурных и политических процессов в зоне Карабаха (исторических армянских провинций Арцах и Утик) отражено и на отдельных страницах сборника «Albania Caucasica» (см. Albania Caucasica Москва, 2015, сс. 22-23, 66-67, 93, 94-97, 102-105, 108,111-114, 184-187, 192). Подобный подход к данному вопросу разделяет и ряд других специалистов, такие как, например, российские исследователи Т.Майсак и Ю.Б.Коряков, который в своей работе «Атлас кавказских языков» на карте под названием «Агванский язык в средние века» в зону распространения албанского языка в средневековье также поспешно включает территории армянских провинций Утик и Арцах, этим фактически прямо или косвенно объявляя население армянских провинций Утик и Арцах арменизированными «албано-удинами» см. (Коряков Ю.Б., Атлас кавказских языков, Москва, 2006, 76 с.: 20 цветных карт; Koryakov Y.B., Atlas of Caucasian languages, Moscow, 2002.).

2. Палимпсест датируется между концом VII и X вв. (поздняя датировка более вероятна). Находка содержит около 120 страниц албанского текста, который представляет собой богослужебный сборник, синаксарий, включающий и объемные отрывки из Нового Завета.

3. Самоназвание – «уди». Этимология этнонима уди/ути до сих пор точно не выяснена. Он мог служить в качестве родового названия, тотемного обозначения с обожествлением его впоследствии как эпонима, бога хранителя рода и т.д., наподобие скандинавского бога Одина, либо восходить к какому-то первоначально нарицательному значению. На наш взгляд, обоснованным кажется предположение о том, что в восточнокавказских языках слово ути/уди означало определенное понятие-термин, которое могло использоваться для обозначения некоей общности, как внутри самой лезгиноязычной этнической группы, так и со стороны их ближайших соседей. К примеру, ути/уди могло означать «жители равнин». Этому, в общем, соответствует локализация племени ути/уди в античности на южном или среднедагестанском равнинном побережье Каспия (см. Thor Heyerdal’s Search for Odin, Oslo, 2014; Вагапов Я., Некоторые нахские топонимы и этнонимы с корнем на а (Этимологические заметки) // Вопросы вейнахской лексики. – Грозный, 1980, с. 79). Удины компактно проживают в северной части современной Азербайджанской Республики – в селе Нидж Куткашенского (ныне Кабалинского) района и в районном центре Варташен (ныне Огуз), а также в Грузии (с. Зинобиани, бывшее Октомбери, Кварельского района; это переселенцы из Варташена, откуда часть удин-диофизитов бежала в Грузию еще в 1922г.). 

Удины дисперсно проживают также в России, Армении, Казахстане и т.д. Антропонимика (имена, фамилии, отчества) удин, последователей ААЦ, до недавнего времени была преимущественно идентична армянской. Язык современных удинов относится к лезгинской группе нахско-дагестанской семьи языков (или подсемьи северокавказской семьи языков, по другой классификации). Удинский язык имеет два диалекта: ниджский и варташенский (варташенско-октомберийский). Степень их расхождения не препятствует взаимопониманию. Нидж-ский диалект в свою очередь имеет подговоры, делящиеся на три подгруппы: нижние, промежуточные и верхние. По версии В.Л.Гукасяна, эти подговоры исторически являлись отдельными говорами (диалекта-ми), соответствовали разным группам удин переселившихся в с.Нидж из Нагорного Карабаха. (См. Удинско-азербайджанско-русский словарь, Баку, 1974, с. 251; Ворошил Г., Ниджский диалект удинского языка (звуковой состав и некоторые фонетические процессы) // «Известия» АН Азерб. ССР, серия обществ. наук, № 3. Баку, 1963, сс. 79-89).

4. Осудив одновременно Нестория и Евтихия. 

В VIIIв. Албанский католикосат окончательно стал частью Армянской церкви [10]. Предстоятели Албанской церкви рукополагались армянским католикосом [11]. В Xв. центром албанской церкви стал храм Хамши, находившийся на территории провинции Миапор царства Парисос, затем католикосат обосновался в Гандзаке. В начале ХVв. он переместился в Гандзасар в центральном Арцахе – Хачене, после чего албанский католикосат стал называться Гандзасарским. В XVв. католикосы албанской церкви также имели антипрестол в левобережном Чалете (5), а с конца XVII до XIX вв. – в Хаченском храме Ерицманканц. И, несмотря на то, что Гандзасарский католикосат продолжал по традиции называться «албанским» (6), это название было лишено первоначального смысла и имело совершенно иное содержание. Традиция называть католикосат «албанским» была чистым анахронизмом, фактически она означала лишь фиксацию северо-восточной епархии Армянской церкви, подобно тому, как фиксировались католикосаты Ахтамара или Киликии. Все они были, в сущности, отдельными епархиями одной церкви [12]. Хотя формально албанский католикосат просуществовал до 1815г. [13] на деле его давно уже не существовало. В декабре 1815г. католикос всех армян Ефрем Дзорагехци (7) преобразовал Агванское патриаршество в митрополию Армянской апостольской церкви (по сути, сан албанского патриарха-каталикоса был упразднен), с этого времени предстоятель албанской церкви являлся митрополитом Эчмиадзинского престола, что в свою очередь диктовалось необходимостью пресечения местных сепаратистских тенденций и увеличения политического веса главы армянской церкви в ходе противоборства Российской империи и Персии за господство в регионе Южного Кавказа [14, сс. 22-23]. 

11 марта 1836г. российским императором Николаем I было подписано особое «Положение об армяно-григорианской церкви». В «Положении» 1836 г. Агванский патриархат и церковь уже не упоминаются, а на их месте были образованы две епархии ААЦ – Карабахская и Шекинская. Так Гандзасарский «Албанский» католикосат и церковь, окончательно прекратили свое номинальное существование. Именно такова была, если вкратце, предыстория данного вопроса. 

Таким образом, значительная часть верующих удин вплоть до последнего времени (1988-1990гг.) была прихожанами именно ААЦ(8). В период относительного усиления Грузии лишь сравнительно небольшая западная группа удин (ингилойцы и т.д.) приняла диофизитство (халкедонитство) и перешла под начало Грузинской православной церкви (ГПЦ) (9)

-------------------------------------------------------------------------------------

5. В XVв. в армяно-удинском селе Ч’алет‘, в трех километрах от Варташена, возникает (или временно переносится туда), албанский миафизитский (и антипрестольный) католикосат. См. Карапетян А., Слова «Чагаг», «Чала» и их топонимическое применение, ИФЖ, 1982, №2, (на арм. яз.), с. 158; Балаян М., Албанский каталикосат в Ч’алет‘е (XVв.) // «Albania Caucasica» , Сборник статей, Вып. I, Москва, 2015, сс. 252-259.

6. Существование терминов «Албанская церковь» и «Албанский католикос» вплоть до начала ХIХв. являлось анахронизмом. Это обусловливалось консерватизмом церковной традиции Эчмиадзинского престола. Для армян Карабаха эти понятия являлись лишь историко-географическим. 

7. Полномочия самого католикоса Ефрема Дзорагехци Османское правительство не признало, а в Персии легитимность его признал лишь наследный принц Аббас Мирза.

8. Здесь стоит отметить, что у удин-последователей ААЦ в официальных документах до революции 1917г. фиксировались фамилии с окончанием на -янц (Антонянц, Даллакянц и т. д.), а до 90-х гг. XXв. – с окончанием на -ян (Даллакян, Гукасян и т. д.). Часть удин-жителей села Нидж еще в советские времена поменяла в фамилиях окончание -ян на -ов (Антонов и др.). После 1990-х гг. удины в основном носят фамилии с окончаниями на -ов, -ари-(и) (чей сын? самое распространенное), - огъой (чьих?), -хо (показатель множественного числа), -хой (форма косвенного падежа множественного числа), и -аьйлух (из чьих ты детей?). Очень немногие удины сохранили фамилии на -ян.

9. Ингилойцы проживают чересполосно с тюрками-азербайджанцами, аварцами и цахурами в Белоканском, Закатальском и Кахском районах Азербайджана. Согласно гипотезе ряда специалистов, они по этническому происхождению являются удинами; это та их часть, которая перешла в диофизитство, постепенно усвоило грузинский язык и ассимилировалось с грузинами, а в начале XVIIIв. приняла ислам, в связи с чем и возник этноним «ингилой», что в переводе значит «новообращенный»). По В.Л.Гукасяну (Кавказский языковый ареал и вопрос субстрата // В кн.: Лингвистическая география и проблема истории языка, Ч. 1, Нальчик, 1981), «на основе удинского диалекта этой зоны в средние века образовался ингилойский диалект грузинского языка». В религиозном отношении ингилойцы делятся на христиан-диофизитов и мусульман-суннитов. Ингилойцы-мусульмане проживают в Закатальском и Белоканском районах (компактно – в селениях Алиабад и Мосул первого района и Ититала второго), а ингилойцы-христиане – в Кахском районе (компактно – в селениях Ках-Ингилой, Бёюк Алатемир, КахБаш, Алибекли, Мешабаш, Зегем, Халаф-Тала, Карамеша и Гымыр). Тюркоязычные ингилойцы проживают в селениях Еникенд Закатальского района, Зейем, Тасмаллы, Марсан, Сотавар и Лале Паша. В Нухинском уезде удины-диофизиты, которые не утратили национальную самоидентификацию, были известны под наименованием «гюрджи», т.е. «грузины» (ср. Арасханианц А., Экономический быт государственных крестьян Нухинского уезда Елисаветпольской губернии // «Материалы для изучения экономического быта гос. крестьян Закавказского края», т. IV, Тифлис, 1887, с. 21; Джалалянц С., Путешествие в Великую Армению, т. II, с. 397; Харатян Г., Официальные этно-демографические показатели в Азербайджане. Удины: крах всех усилий самосохранения, Москва, 2015, с. 78.); Удины же-последователи ААЦ в Нидже и Вардашене себя называли «уди» или «кштон» (т.е. христианин). (см. Лалаян Е., Удины, Нижа и Вардашена с этнографической точки зрения, Ер., 1926 (на арм.яз.), с. 6; Камал Саргис, Об обычаях, праздниках и быте удинского села Нидж (рукопись), Матенадаран им. Маштоца, архив Сенекерима Тер-Акопяна, папка 72, с. 51. Ср. Харатян Г., Официальные этно-демографические показатели в Азербайджане. Удины..., с. 80). 

Как и в начале XX века (10), сразу же после известных событий 1988-1990гг. в Азербайджане начался массовый исход коренного удинского населения с территории своей исторической родины (11). Ярким примером хваленой азербайджанской «толерантности» и «мультикультурализма» в действии, наряду с исторической судьбой азербайджанских армян, может послужить судьба удинского народа. Даже не касаясь зеркальных событий начала XXв., достаточно только упомянуть о том, что в конце 1980-х – начале 1990-х гг. число удин в Азербайджане было около 6.120 чел., после чего резко сократилось до 3.800 чел.(12)  в 2009г. только в городе Вардашен численность удин упала с 3.000 чел. в 1990г. до 74 человека в 2009г. Те немногие удины-последователи ААЦ, кто еще остался в Азербайджане, в вопросе религии оказались в определенном смысле в «вакууме». По политическим причинам деятельность ААЦ в современном Азербайджане невозможна. И чтобы заполнить образовавшийся «вакуум», из «благих» побуждений Русская православная церковь (РПЦ) на канонической территории ААЦ развернула активную деятельность по обращению удин-последователей ААЦ в диофизитство. Удины, проживающие за пределами Азербайджана (в России, Украине, Казахстане и др.), также стали креститься в РПЦ, хотя у них есть возможность креститься и в ААЦ (например, в Краснодарском крае, Ростовской области, в  Москве и т.д.). Эта тенденция, возможно, связана с тем, что современ-ные удины часто вообще не понимают различий между армян-ским исповеданием христианства и диофизитством. 

Позиция РПЦ в этом вопросе в свою очередь является прямым продолжением официальной политики «восстановления православия» в регионе, начавшейся еще после вхождения Закавказья в состав Российской империи (13). Руководство современного Азербайджана, не беспочвенно беспокоясь за возможное увеличение российского влияния, попыталось нейтрализовать возможную угрозу и заодно использовать удин в пропагандистской войне против Армении и НКР, представляя их в глазах международной общественности в качестве  единственного подлинного «хозяина» богатого историко-культурного наследия как Кавказской Албании, так и Восточных краев Великой Армении – Утика и Арцаха, а также главной «жертвой армянских интриг». Целенаправленно пытаясь противопоставить удин армянам, они «запустили» процесс учреждения так называемой «Удинской церкви», который в свою очередь стал прологом к восстановлению «Албанской» церкви Азербайджана. Азербайджанское руководство полагает, что как полноправный «правопреемник» Албанской церкви проектируемая Удинская церковь вправе заявить о своих претензиях на всё имущество, раннее принадлежавшее Албанской церкви (не только религиозное имущество, книги и храмы в восточных провинциях Великой Армении (Арцахе и Утике), но и Иерусалимское «наследство»). 

Курирование этого стратегически важного дела было поручено главе администрации президента Азербайджана академику Рамизу Мехтиеву, депутату милли-меджлиса и директору Института истории Ягубу Махмудову (член правления правящей партии «Ени Азербайджан»), член-корреспонденту НАН Фариде Мамедовой (председатель правления «Центра исследований Кавказской Албании», заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Западного Университета), государственному советнику по межнациональным вопросам, вопросам  мультикультурализма и религии Камалу Абдуллаеву (а также ведущему консультанту его службы Джейхуну Мамедову), руководителю Бакинского Международного центра мультикультурализма Азаду Мамедову, председателю Госкомитета по работе с религиозными образованиями – ГКРО и др. 

---------------------------------------------------------------------------

10. Часть удин, особенно из диофизитов Вардашена (они носили грузинские фамилии и фамилии на -ов), бежала в Грузию еще в 1920-1922гг. и основала село Зинобиани в Кварельском районе. После их переселения в Грузию у удин-диофизитов Вардашена преобладающими стали фамилии на -ов. Фамилии же на -ян считались уже армянс-кими. Из-за этого значительная часть удин-приверженцев ААЦ (имена, фамилии, отчества которых до недавнего времени были преимущественно идентичны армянским) была вынуждена бежать оттуда, и численность удин в Вардашене сократилась с 3.000 в 1990г. до 74 человек в 2009г. Вардашенские удины переселились преимущественно в Минводы, Пятигорск и Краснодар.

11. До последнего времени удины всё еще компактно проживали в северной части современной Азербайджанской Республики в селе Нидж Куткашенского района (ныне – Габалинского) и в районном центре Вардашен (ныне – Огуз). В конце 1980-х – начале 1990-х гг. их число в Азербайджане резко сократилось – с 6.120 чел. (перепись населения 1989г.) до 3.800 (перепись 2009г.). Сегодня удин в России и других республиках бывшего СССР больше, чем осталось на исторической родине.

12. Перепись населения 1989г.; перепись 2009 г. 

13. Этим занималась специальная комиссия («Общество восстановления православного христианства на Кавказе»), работавшая в Тифлисе (диофизитские миссионеры – удины И.Бежанов и другие, открытие православной церкви в 1822г. в Вардашене и т.д. – звенья одной цепи). См., например, Петрушевский И.П., Джаро-белоканские вольные общества в первой половине XIX века, Махачкала, 1993, сс. 48-49. 

Будущая Удинская церковь рассматривается исключительно как «составная и неотъемлемая часть Албанской церкви Азербайджана», на основе которой предполагается ее «возрождение» как одного из основных инструментов антиармянской пропаганды и фальсификации истории региона. Первым действенным шагом, предпринятым к «воссозданию Албанской церкви Азербайджана» была регистрация 10 апреля 2003г. в госкомитете по работе с религиозными образованиями (ГКРО) Албано-удинской христианской общины Азербайджанской Республики, отделения которой действуют в селе Нидж и городе Огуз (бывш. Вардашен) (14), затем в 2010г. была зарегистрирована удинская христианская община г.Огуз (Вардашен). Данный проект получил большую материальную и организационную поддержку со стороны ГКРО Азербайджана, советника президента по национальным вопросам и Министерства культуры этой страны. РПЦ также довольно благосклонно относится к новосозданной Албано-удинской христианской общине и ее деятельности (15). К осуществлению данного проекта были привлечены деятельные и активные представители удинской общины Азербайджанской Республики, такие как председатель «Албано-удинской христианской общины Азербайджана» Роберт Мобьян (Мобили)(16), зампредседателя общины Зураб Кананчев (17) и др., увидевшие в данном проекте призрачную надежду «решить» хотя бы часть актуальных задач действительно остро стоящих перед удинской общиной, однако, может ли дорога, ведущая в никуда, привести к достижению заветной цели?! Практически все видные лидеры удинской общины (18) в Азербайджане и в диаспоре в той или иной степени политически ангажированы, вовлечены в активную антиармянскую пропагандистскую кампанию, развязанную Азербайджаном. Они охотно участвуют в периодически организованных различных симпозиумах «научных» конференциях, регулярно проводящихся по инициативе и при обильном финансировании руководства Азербайджана. Это, в  общем-то, не удивительно, так как они вынуждены играть согласно установленным Азербайджаном правилам, азербайджанская же сторона использует каждое такое мероприятие с целью распространения дезинформации о карабахском конфликте и дискредитации, унижения чести и достоинства армянского народа. Здесь следует заметить, что эта агрессивная, подчеркнуто антиармянская деятельность искусственно формируемой Азербайджаном, в противовес армянским общинам, удинской диаспоры, с одной стороны, не имеет большой поддержки в среде широких масс удинского народа, с другой – не встречает никакого сопротивления со стороны представителей местных армянских диаспор, которые без особого труда могли бы в корне нейтрализовать эту потенциальную угрозу, обладая для этого всеми необходимыми ресурсами. 

--------------------------------------------------------------------------

14. Ее главной задачей заявлено «возрождение Албанской Апостольской Автокефальной церкви», а также сохранение культуры, языка, традиций удинов, «показать, что удины – это не армяне».

15. В Московской патриархии о существовании данной общины осведомлены, их представителей наряду с руководителями других религиозных конфессий Азербайджана приглашали на миротворческий форум в Москву. Патриарх Московский и всея Руси поздравил общину с праздником Пасхи. Представители удинской общины Азербайджана неоднократно встречались с епископом Бакинским и Прикаспийским Александром. 19 мая 2006г. представители РПЦ освятили церковь «Чотари» Св. Елисея в с.Нидж.

16. Роберт Багратович Мобили (Мобьян) родился 20 августа 1954г. в с.Нидж Куткашенского (ныне – Кабалинского) района Азербайджанской ССР в семье педагогов. В 1971г. окончил Ниджскую среднюю школу. В 1973-1980гг. – студент Геолого-географического факультета Азербайджанского госуниверситета (по специальности «Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»). С 1989г. – ст. научн. сотрудник Научно-исследовательской лаборатории «Прогнозирования, поиска и разведки месторождений россыпного золота» геологического факультета Госуниверситета. Для подготовки удинских священников он отправил троих молодых сельчан из Ниджа на учебу в духовные семинарии Польши и Украины и сам неоднократно встречался с представителями различных церквей. 

17. Историк Зураб Вахтангович Кананчев родился 24 января 1978г. в Баку. Закончил (1996-2002гг.) кафедру «Истории Древнего мира» исторического факультета Азербайджанского госпедуниверситета. В 2000г. учредил НПО «Центр исследования Кавказской Албании». В 2002-2004гг. аспирант Института истории НАН (тема: «Албанская Апостольская Автокефальная церковь»). С апреля 2003 г. – вице-президент Албано-Удинской Христианской общины Азербайджана. В 2004-2009гг. – докторант Института византинистики Университета Вены. В настоящее время работает в Москве (научн. сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН). Редактор научного альманаха «The History of Caucasus» (на русск. и англ. яз.).

18. Руководитель Албано-удинской христианской общины Азербайджана Р.Мобили, директор удинского культурного центра «Орайин» Олег Данакари, председатель Волгоградской областной общественной организации удин «Нидж» Ричард Данакари, руководители Московской общины удин Владимир Куранов (канд. техн. наук) и Артем Куранов (канд. филологических наук), председатель удинской общины г.Шахты Ростовской области Олег Данилов и сопредседатель Оник Даллари, представитель Казахстанской общины удин Вячеслав Казаров, представитель удин в азербайджанской диаспоре Белоруссии Роман Л. Гукасари, председатель удинской общины с.Зинобиани (Октомбери ) Кварельского района Мамули (Симон) Нешумашвили и др. 

В ноябре 2011г. в Краснодаре по инициативе азербайджанской стороны и при ее активной поддержке состоялось собрание удинских общин Российской Федерации, на которое с особым поручением приехали «гости из Азербайджана» (Директор удинского культурного центра «Орайин» О.Данакари и председатель Албано-Удинской христианской общины Р.Мобили). Азербайджанские кураторы проекта предложили «создавать удинские общины на местах», противопоставлять их армянским общинам, делая проводником азербайджанских интересов, включить существующие и новосозданные удинские общины во «Всероссийский Азербайджанский конгресс», более активно вести общественную работу среди населения по месту жительства, наладить информационнопропагандистскую работу антиармянской направленности, проводить конференции по истории Азербайджана и Кавказской Албании в России, выходить на российские телеканалы, подготовить выпуск газет, статей, брошюр, наладить тесное взаимодействие между Азербайджанской Республикой и всеми удинскими общинами России, стран СНГ и т.д. Директивы и решения, которые были «приняты» на Краснодарском собрании, постепенно стали воплощаться в жизнь(19).

Предполагается, что языком службы в будущей Албано-удинской церкви Азербайджана должен стать удинский, на который планируется перевести богослужебную литературу. Что касается ее религиозной направленности, то по этому вопросу внутри удинской общины нет единого мнения. Часть членов общины (З.Кананчев из диофизитской семьи и др.) считает, что «восстановленная» церковь должна быть диофизитской (православной), большинство же членов общины (Р.Мобили и др.) по этому вопросу придерживаются иного мнения, резонно полагая, что новая Албанская церковь, как и прежняя, должна принадлежать к числу не халкедонских (миафизитских) восточных православных церквей и быть полностью автономной (20). При этом количество паствы новой Азербайджанской Албанской церкви инициаторы планируют увеличить за счет привлечения этнических удин-ингилойцев.

Однако в действительности руководство Азербайджана не заинтересовано в реальном укреплении позиции христианской, в том числе и удинской общины и создании в стране новой христианской церкви, ему выгодно держать вопрос «возрождения Албанской, либо создания Удинской церкви Азербайджана» в подвешенном состоянии, не доводя его до логического конца (что могло бы значительно укрепить позиции удинской общины). Ведь процедура «создания» Удинской церкви рассматривается правящими кругами Азербайджана исключительно как инструмент в пропагандистской войне против Армении и НКР. 

Воплотится когда-нибудь этот проект в реальность или нет, зависит от множества факторов, в первую очередь, от политической конъюнктуры, хитросплетений внешней и внутренней политики Азербайджана, подходящего времени и т.д. Подлинным же решением данного вопроса, способным предотвратить и нейтрализовать любые возможные спекуляции на эту тему, могло бы стать создание и поддержка научных центров изучения истории и культуры Кавказской Албании, населявших ее коренных народов, использование имеющихся и подготовка новых научных кадров в этой сфере, закладка основ фундамента азербайджановедения в качестве потенциально самостоятельной общественно научной дисциплины, создание альтернативного проармянского центра притяжения всемирной удинской диаспоры, тем более что в среде братского удинского народа и его интеллигенции немало людей, искренне симпатизирующих армянскому народу и хорошо понимающих по своему же горькому опыту начала и конца XXв., что им не по пути с руководством Азербайджана, для которого они всего лишь разменная монета, и как только они перестанут быть нужны Азербайджану в контексте карабахского противостояния, так сразу же снова превратятся в его глазах в беззащитную мишень для нападок и расходный материал. Подобный странный тактический «союз» между частью удин и азербайджанским руководством по объективным причинам не может быть долговечным и заранее обречен на неизбежный и полный провал в долговременной перспективе, так как в корне различны стратегические интересы этих временных «союзников». 

Для удин главной целью является самосохранение, причем желательно на все еще оставшемся клочке их некогда обширной исторической родины в селе Нидж Куткашенского (ныне Габалинского) района, для руководства же Азербайджана это решение карабахского вопроса в свою пользу и, в конечном итоге, построение этнически монолитной тюркской и в религиозном плане мусульманской страны, где нет и не может быть места ни армянам, ни удинам, ни другим христианским либо не христианским коренным народам этой страны.

Нейтрализовать спекуляции на тему «восстановления» Албанской церкви в Азербайджане могла бы также возможная реорганизация Арцахской епархии ААЦ и восстановления на ее основе Агванского католикосата Армянской Апостольской церкви (Հայ Առաքելական եկեղեցու Աղվանից կաթողիկոսություն) или хотя бы митрополии, с центром в Гандзасаре либо Шуши, как церкви независимого государства – НКР.

Июнь, 2016г.

----------------------------------------------------------------------------

19. В ноябре 2011г. было решено создать Волгоградскую областную общественную организацию удин «Нидж». Председателем ее был избран известный своей ярой антиармянской и проазербайджанской риторикой Ричард А. Данакари (доктор филос. наук, профессор, зав. кафедрой философии Волгоградского госуниверситета (филиал РАН народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ). В 2011г. в г.Шахты был создан Удинский информационно-координационный центр (ИКЦ), который проводит «работу» в Ростовской области (председатель общины и руководитель ИКЦ В.Дабаков). С помощью ИКЦ и региональной организации «Община удин Ростовской области» для указанных целей собрана большая база данных, сведения об удинах, живущих в России, на Украине, в Казахстане, Туркменистане, Узбекистане, в других странах СНГ и Балтии. 22 декабря 2013г. в генеральном консульстве Азербайджана в г.Актау (Казахстан), как часть утвержденного плана, прошел день удинской культуры. Одним из подобных мероприятий стало проведение 21 апреля 2015г. в Риме международной научной конференции «Азербайджанский мультикультурализм и Кавказская Албания (удины)». 

20. Они считают, что сближение или подчинение будущей Албано-удинской церкви с Грузинской, Римско-Католическая, Русской Православной церковью может привести, к отрицательным последствиям. К примеру, все население может грузинифицироваться, как удины с. Октембери и ингилойцыхристиане Кахского района. Став поводом к территориальным притязаниям под прикрытием единой конфессии. Например, северо-восточная часть Азербайджана (Белокани-Закатали-Кахи-АлазаниШеки) в Грузии воспринимается как восточная Кахетия. С РПЦ в случае межнациональных и межконфессиональных конфликтов возможен ввод российских войск в Азербайджан. Все вышесказанное означает, что Албано-удинская церковь должна быть самостоятельной и независимой от других традиционных христианских церквей (православной, католической или протестантской). Рукоположение албанских первосвященники должно проводиться также, как это делалось раньше. 

Источники и литература

1. W. Schulze, Towards a history of Udi, – International journal of diachronic linguistics, 2005, V. 1 p. 55 – 91; The Caucasian Albanian Palimpsests of Mount Sinai. Vol. I-II. Edited by J. Gippert, W. Schulze, Z. Aleksidze, J.-P. Mahé, Turnhout, Brepols Publishers, 2008; Albania Caucasica Москва, 2015; Коряков Ю.Б., Атлас кавказских языков. – М., 2006; Koryakov Y.B., Atlas of Caucasian languages. –Moscow, 2002.
2. Мамедова Ф., Кавказская Албания и албаны. – Баку, 2005; Гаджиева У., Деэтнизация кавказских албан в XIX веке. – Баку, 2004.
3. О палимпсесте см.: Aleksidzé Z., Mahé J.-P., Découverte d’un texte albanien: une langue ancienne du Caucase retruvée, Comptes rendus de l’Académie des Inscriptions et BellesLettres, Paris, 1997, p. 517-532; The Caucasian Albanian Palimpsests of Mount Sinai, Edited by J. Gippert, W. Schulze, Z. Aleksidze, J.-P. Mahé, Vol. I, Brepols Publishers n. v., Turnhout, 2008 (с. 32, раздел I – «Общая характеристика двух найденных палимпсестов»); Renoux Ch., Le lectionnaire Albanien des manuscrits géorgiens palimpsestes N Sin. 13 et N Sin. 55 (Xe-XIe s.). Essai d'interprétation liturgique, Brepols, Turnhout/Belgique, 2012 // Patrologia Orientalis, t. 52, fasc. 4, №234. 65 «21-й ВЕК», № 3 (40), 2016г. Г.Айвазян
4. Айвазян Г., Об удинской этноконсолидации собственно албанцев-христиан в эпоху средневековья // Сб. «Армения и христианский Кавказ». – Ер., 2015, сс. 20-45.
5. Овсепян К., Очерки об утийских и магометанских армянах. – Тифлис, 1904 (на арм. яз.), сс. 79-81; Харатян Г., Официальные этнодемографические показатели в Азербайджане. Удины: крах всех усилий самосохранения. – М., 2015, с. 37.
6. Акопян А.А., Албания-Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках. – Ер., 1987.
7. Тревер К.В., Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IVв. до н.э. - VIIв. н.э.
8. Акопян А.А., Албания-Алуанк.
9. Петрушевский И.П., Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI-начале XIX вв. – Л., 1949.
10. Minorsky V., Caucasia IV Bulletin of the School of Oriental and African Studies, London, 1953, vol. ХV, № 3, р. 506; Runciman S., The Emperor Romanus Lecapenus and his reign: a study of tenth-century Byzantium, Cambridge University Press, 1988, р. 162; Тревер К. В., Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IVв. до н.э. – VIIв. н.э. – М.-Л., 1959., с. 295.
11. Мовсес Каганкатваци, История страны Алуанк, кн. 3, гл. VIII; Тревер К.В., Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. – VII в. н. э., с. 295.
12. Тунян В.Г., Положение» Армянской церкви 1836–1875. – Ер., 2001, сс. 33-53; Православная энциклопедия. – М., 2001, т. III, с. 349; Арутюнян Б.А., Фальсификация на государственном уровне «Горис–2010, сезон театра абсурда» – научно-политическая манипуляция главы администрации президента Азербайджана Рамиза Мехтиева // Всеармянский журнал «Вэм», октябрь-декабрь, 2010, №4 (32), (на арм. яз.) сс. 24-57; Бархударян С., Страницы из истории Арцаха и армяно-албанских отношений. – Ер., 2011, сс. 36-37.
13. Албанская церковь, Арм. СЭ. Т. I, с. 263; Албания Кавказская, Православная энциклопедия. – М., 2000, Т. I, сс. 455-464.
14. Тунян В. Г., Церковная политика самодержавия в Закавказье в I п. ХIХв. – Ер., 2005. 

УДИНЫ И АЛБАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ АЗЕРБАЙДЖАНА

Григорий Айвазян
Резюме

Данная научная статья посвящена вопросу «воссоздания» Албанской церкви в Азербайджане, подлинным причинам возникновения этого процесса и его целям, основным действующим лицам, вовлеченным в его осуществление, а также предыстории рассматриваемого вопроса и связанных с ним исторических событий. В статье приведены конкретные предложения подлинного решения затронутой проблематики.

UDINS AND THE ALBANIAN CHURCH OF AZERBAIJAN

Grigori Ayvazyan

Resume

This article examines "recreation" the Albanian Church in Azerbaijan, the true reasons and objectives of this process, the main actors involved in its implementation, as well as the history of the issue and the historical events associated with it. The article presents specific proposals that can provide genuine solutions to the mentioned issues.

ՈՒԴԻՆԵՐԸ ԵՎ ԱԴՐԲԵՋԱՆԻ ԱՂՎԱՆԻՑ ԵԿԵՂԵՑԻՆ

Գրիգորի Այվազյան

Ամփոփագիր

Հոդվածը նվիրված է Ադրբեջանի Աղվանից եկեղեցու «վերստեղծմանը», այս գործընթացի ճշմարիտ պատճառներին, նպատակներին և դրանում ներգրավված հիմնական դերակատարներին, ինչպես նաև դրան առնչվող պատմության հարցերին ու իրադարձություններին: Հոդվածում ներկայացվում են առաջարկություններ, որոնք ապահովում են նշված հարցերի կոնկրետ և իրական լուծումները: 

Фотоотчет

Комментарии

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.