Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

О ЧЕМ РАЗГОВОР?

Уже 25 лет ведутся переговоры между Арменией и Азербайджаном. Но сегодня, спустя 25 лет после начала переговоров, наш премьер-министр говорит о том, что речь идет не об урегулировании, а всего лишь о прояснении позиций сторон. В самом деле, о чем переговоры, каковы цели и возможные дивиденды их участников?

Что же касается целей Азербайджана, то здесь все вполне конкретно. Азербайджан претендует на армянские территории: на пять районов, семь районов, НКР и далее на Зангезур, Ереван, Севан. А мы? Мы выставляем Азербайджану симметричные требования вернуть нам Равнинный Карабах, Шаумяновский район, северные территории, старинный армянский город Гандзах? Ведь у нас, армян, есть права на Равнинный Карабах и Гандзах.

НО НЕТ, МЫ НИКАКИХ - ни симметричных, ни асимметричных - территориальных требований Азербайджану не предъявляем. Тогда в чем наш интерес? Что мы должны получить в результате этих переговоров? А нам сулят некие абстрактные гарантии, некую милость, дарованную Азербайджаном. Нам обещают некий эфемерный статус Нагорного Карабаха, некую его автономию в составе Азербайджана, нам обещают некий мир, гарантируемый (а может, и не гарантируемый) Азербайджаном. Возможно, Азербайджан еще смилостивится (а возможно, и не смилостивится) и откроет для нас транспортный коридор через свою территорию? Вот так: за конкретные территории - абстрактные гарантии, абстрактные милости. И это называется равноправными переговорами?

Никакого эфемерного статуса Нагорному Карабаху не требуется. Статус Арцаха - независимость от Азербайджана - установил его народ. В связи с распадом СССР 10 декабря 1991 г. в НКР был проведен референдум о статусе Нагорного Карабаха. Подавляющее большинство участников голосования высказалось за независимость Нагорного Карабаха от Азербайджана.

В ответ на мирный референдум Азербайджан совершил агрессию. Он послал в НКР войска и развязал войну. Мы не посылали наши войска на азербайджанские земли, мы защищали свои земли. Ни в Шеки, ни в Саатлы мы наши войска не посылали. Это Азербайджан послал войска на земли, на которых не одну тысячу лет живут армяне, и развязал здесь войну. Освободительная война армянского народа 1991-94 гг. утвердила результаты референдума 1991г., восстановила независимость Нагорного Карабаха от Азербайджана, окончательно упразднила НКАО и создала НКР в современных коротких и безопасных границах.

Но в этих событиях ничего нового для нас нет. Персидский царь Дарий I в Бехистунской надписи 2500 лет назад сообщал о борьбе армян за независимость. Сколько мы существуем, столько сражаемся за жизнь, свободу и независимость, защищаем и освобождаем свою землю от многочисленных захватчиков. Так уж сложилась наша история. Очень привлекательными наши горы кажутся разным завоевателям. Стойкое сопротивление армянского народа истреблению и порабощению всегда вызывало ярость турок. И эта ярость сохранилась до настоящего времени. Статус Арцаха - независимость от Азербайджана - установил его народ. Никакого иного статуса Нагорному Карабаху, тем более дарованного Азербайджаном, не требуется.

А КАКОЙ МИР нам гарантирует Азербайджан? Тот мир, который он установит после захвата армянских земель - от Арцаха до Еревана? Кто гарантирует нам, что события не будут развиваться именно таким образом? Сам Азербайджан? Мировое сообщество? И мы должны этому верить? Мы, конечно, верим людям. Но не настолько же.

Мир нам гарантирует наша решимость отстаивать мирную жизнь. Мир нам гарантирует наша армия, готовая не только обороняться, но и давать сокрушительный ответ агрессору. Для возобновления войны Азербайджану никакого повода не требуется. Его агрессия в апреле 2016 г. это ясно доказала. От возобновления войны Азербайджан удерживает не отсутствие повода, а понимание того, что в новой войне он ничего не приобретет, а потерять может многое. Кроме огромных разрушений и многочисленных человеческих жертв он может потерять и другие армянские земли - от Равнинного Карабаха до старинного армянского города Гандзаха. Мы сами гарантируем себе мир. Наша решимость и наши вооруженные силы - залог мира в регионе. Абстрактных гарантий мира от Азербайджана нам совершенно не достаточно.

И какой транспортный коридор нам дарует Азербайджан? Будет ли он безопасным? Кто гарантирует безопасность пассажиров и сохранность наших грузов на территории Азербайджана? Сам Азербайджан? На бумаге, возможно, все будет гладко. А на деле половина наших грузов будет там бесследно исчезать. И никто за это не будет нести никакой ответственности, потому что никто в Азербайджане не заинтересован в сохранности армянских грузов.

Итак, за конкретные территории - абстрактные гарантии. Да? Так? А может, не так? Да, пожалуй, не совсем так. Скорее даже, совсем не так. Не так, потому что сдача территорий - это тоже абстракция. Сдача территорий такая же абстракция, как и абстрактный статус, абстрактный мир, абстрактный транспортный коридор от Азербайджана.

Армянская земля - достояние армянского народа, а не собственность политиков. Лучшие сыны армянского народа за освобождение армянской земли заплатили своей кровью и своими жизнями. Ни один армянский политик никогда не подпишет ни одну бумажку, в которой будет содержаться хотя бы намек на сдачу хотя бы крошечного клочка армянской земли хотя бы в отдаленном будущем. Ни один. Иначе его немедленно настигнет кара армянского народа. Ни Конституция Республики Армения, ни Конституция Нагорно-Карабахской Республики не уполномочивают ни президентов республик, ни премьер-министров, ни национальные собрания сдавать армянские земли. Армянская земля - достояние армянского народа.

УРЕГУЛИРОВАТЬ с Азербайджаном нам уже нечего. Освободительная война 1991-94 гг. давно все урегулировала. В 1991 г. Азербайджан совершил агрессию, и как агрессор, развязавший войну, он должен в полном объеме признать ее итоги так, как Германия признала итоги Второй мировой войны. Для армянского народа война 1991-94 гг. такая же освободительная война, как Вторая мировая война для антигитлеровской коалиции. Требовать пересмотра итогов войны 1991-94 гг. - все равно что требовать пересмотра итогов Второй мировой войны. Пересмотр итогов освободительной войны 1991-94 гг. для армянского народа так же недопустим, как пересмотр итогов Второй мировой войны для мирового сообщества. Если что и следует пересмотреть, так это итоги Апрельской войны 2016 г., когда Азербайджан совершил еще одну агрессию и захватил участок освобожденных армянских земель.

Так что за абстрактные гарантии Азербайджан получит такие же абстрактные территории. В переговорах между Арменией и Азербайджаном нет прогресса не потому, что у сторон нет политической воли сделать их плодотворными, а потому, что темы переговоров абстрактны, абстрактны Мадридские принципы. Территориальный вопрос на Южном Кавказе настолько осложнен его историей, что нет иного решения, кроме как оставить все как есть. Любая попытка что-то изменить в чью-то пользу неминуемо приведет к новой войне и взаимному разрушению и Армении, и Азербайджана.

В то же время решение наших проблем оставлять на милость Азербайджана не следует. Азербайджан наши проблемы решать не будет. Наши проблемы будут решены, если мы сами их решим.

Среди абстрактных Мадридских принципов, составленных в 2007 г., есть и один содержательный: "Определение в будущем окончательного правового статуса Нагорного Карабаха на основе юридически обязательного волеизъявления населения". Прошло 12 лет - и указанное будущее уже наступило. Для определения окончательного правового статуса Нагорного Карабаха под патронатом Европарламента и при участии международных наблюдателей в НКР следует провести юридически обязывающий референдум о воссоединении его с Арменией или автономии в составе Азербайджана. И по результатам волеизъявления народа должно быть принято обязательное для всех окончательное решение.

Определение окончательного правового статуса Нагорного Карабаха должно быть проведено мирно, в соответствии с международным правом, на основе равноправия и самоопределения народов и территориальной целостности и Азербайджанской Республики, и Нагорно-Карабахской Республики в безопасных современных границах. Референдум 1991 г. касался независимости Нагорного Карабаха от Азербайджана, новый референдум должен установить его окончательный правовой статус.

И ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР для себя мы должны организовать сами. За 25 лет, которые мы потратили на бесплодные разговоры об абстрактном урегулировании, можно было 25 раз соединить грузинский Энисели с дагестанской Бежтой и создать какой-никакой транспортный коридор. Здесь всего-то полсотни километров. За 25 лет можно было 5 раз расширить и обустроить этот коридор от Тбилиси до Махачкалы и создать полноценную альтернативу Военно-Грузинской дороге. За это время можно было построить и железную дорогу между Тбилиси и Буйнакском, тем более что железная дорога на некоторых участках здесь уже есть. За эти годы можно было создать надежный транспортный коридор между Россией, Грузией, Арменией и Ираном. Но мы все ждем, когда нам кто-то откроет какие-то коридоры.

В формате Минской группы ОБСЕ переговоры следует вести не вокруг абстрактного урегулирования, а относительно конкретных вопросов межгосударственных отношений между Арменией и Азербайджаном: об отказе сторон от воинственной и враждебной риторики, отказе сторон от применения военной силы и угрозы применения силы в отношении друг друга, отказе сторон от территориальных претензий друг к другу, о выводе из приграничной зоны и азербайджанских, и армянских снайперов, армейских подразделений, военной техники, создании здесь демилитаризованной зоны безопасности, налаживании мирной жизни в регионе, приграничной и трансграничной торговле, культурном обмене, налаживании добрососедских отношений между армянами и азербайджанцами, разблокировании и восстановлении нахиджеванской железной дороги для невоенных пассажирских и грузовых перевозок.

Переговоры следует вести о демилитаризации Южного Кавказа, о взаимном и согласованном отказе Армении и Азербайджана от закупок оружия и его решительном сокращении. Необходимо договориться об одновременном согласованном сокращении армий, вооружений, военных бюджетов, об их ограничении рамками разумной достаточности при минимальном уровне вооруженного противостояния. Межгосударственные переговоры должны закончиться заключением мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Тем для переговоров предостаточно. И не следует тратить время и силы на абстрактное урегулирование. Нет необходимости урегулировать то, что давно уже урегулировано.

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.