«КАРАБАХ» СЕРГЕЯ ГОРОДЕЦКОГО

К столетию выхода известной статьи поэта и публициста

Ровно 100 лет назад, 23 марта 1919 года в тифлисской газете «Кавказское слово» вышла в свет статья Сергея Городецкого «Карабах», в которой автор объяснял значение этой древней армянской области для Армении и армянского народа.

Напомним, что Сергей Городецкий (1884-1967) родился в Санкт-Петербурге, в семье писателя-этнографа Митрофана Ивановича Городецкого. Окончил в 1902 году, с золотой медалью 6-ю Санкт-Петербургскую гимназию, в 1900-е годы учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета одновременно с Александром Блоком, и с того времени увлёкся поэзией.

В 1905 посещал "башню" Вячеслава Иванова. В 1906-1907 годах опубликовал книги стихов «Ярь», «Перун», «Дикая воля» — это были символистские произведения с фольклорным уклоном. В 1909 году публиковался в журнале "Пробуждение". В 1910-е годы Городецкий разошёлся с символистами, и в 1912 году стал одним из организаторов  Цеха поэтов (совместно с поэтом Николаем Гумилёвым). В 1915 году протежировал так называемым «новым крестьянским поэтам» (С. Есенин, С. Клычков, Н. Клюев, А. Ширяевец).

С осени 1916 года Сергей Городецкий находился на Кавказском фронте Первой мировой войны в качестве представителя Союза городов и военного корреспондента. Позднее некоторое время работал санитаром в лагере для больных сыпным тифом.

Работал в Тифлисе, Баку, а с 1921 года жил в Москве, много публиковался, переводил поэзию - как народов СССР, так и зарубежную. Работал завлитом в Московском Театре Революции, редактировал журнал "Искусство трудящимся", затем до 1932 года - в литературном отделе газеты "Известия". В 1930-е годы много работал над оперными либретто; перевёл либретто опер: «Фиделио» Бетховена, «Водонос» Керубини, «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Лоэнгрин» Р. Вагнера.  Создал либретто одной из первых опер советской тематики - «Прорыв» композитора С. Потоцкого - о Гражданской войне. Для композитора В.М. Юровского написал либретто оперы «Дума про Опанаса» (1938), по одноимённой поэме Э. Г. Багрицкого. Написал новый «немонархический» текст  оперы М. Глинки "Жизнь за царя", получившей название «Иван Сусанин».

Во время Великой Отечественной войны был в эвакуации в Узбекистане и Таджикистане, переводил местных поэтов.

Скончался в 1967 г. в городе Обнинск.

В годы Первой мировой войны из-под его пера вышли многочисленные статьи, в которых говорится о постигшей армянский народ в годы Великой войны трагедии – геноциде со стороны Османской Турции.

Он также издал книгу стихов «Ангел Армении» (Тифлис, 1919) и роман «Алый смерч», посвященной событиям в Западной Армении и Персии (Тифлис, 1918; Москва, 1927). Эти его произведения начиная с конца 1920-х так и не были переизданы в Советском Союзе, поскольку тема геноцида армян была под запретом со стороны коммунистов.

То же самое можно сказать и о его статье «Карабах», которую вновь напечатали уже в годы перестройки, после начал Арцахского национально-освободительного движения.

Предлагаем вниманию читателя статью Сергея Городецкого «Карабах».

Сергей ГОРОДЕЦКИЙ

Карабах

«Кавказское слово», 23 марта 1919 г.

У каждой страны, у каждой нации есть свои заветные твердыни. Когда история народа складывается счастливо, он становится центром культурной и политической жизни. Когда судьба преследует нацию, она бывает оплотом национальной жизни, островом надежд, залогом возрождения.

Именно последнюю роль играла и играет для армянского народа горная область Карабах.

Сама природа придала ей огромное значение.

Там, в неприступных высях Карабаха, являющихся продолжением Карсских и Севанских нагорий, в течение двух тысяч с лишним лет армянский народ выдерживал натиск кочующих племен, сохраняя свою культуру, обороняя свое национальное лицо.

Будучи единым этнографически, хозяйственно и по языку, Карабах сделался цитаделью Армении, восточным ее флангом. Таким он был в прошлом, таков он сейчас, таким он будет и всегда, ибо сердце Армении, долину Арарата, нельзя защищать, не владея Карабахом. Неоднократно на протяжении истории волны нашествия разбивались о твердыни Карабаха, просачиваясь в него только по долинам рек, но и тут не задерживаясь долго. Неоднократно меликства княжества Сюник, как назывался Карабах в древности, собственными силами отгоняли врага. История повторяется, и в последний раз это случилось на наших глазах. Природа и история создали в Карабахе ярко выраженный тип. Рассеянные по всему свету, карабахцы всюду легко могут быть узнаны. Широкий размах, беззаветная храбрость, склонность к риску, уверенность в себе, своеобразное упрямство, прямолинейная настойчивость, патриархальность в семейном быту — вот симпатичные черты карабахца, являющиеся как бы концентрацией старинных армянских доблестей, потускневших от жестокостей истории и в чистом виде сохранившихся в Карабахе. Высокий, кряжистый народ, ушедший в горы для спасения жизни, окреп в горном воздухе и предохранил себя от заражений, постигающих жителей долин.

Национальная память Армении должна запомнить немало громких имен карабахцев. Нет области, в которой они не проявили бы своей предприимчивости и таланта. Политика, литература, общественная деятельность, торговля — все служило ареной их работы. Примеров можно было бы привести множество, потому, не претендуя на полноту, напомним о некоторых выдающихся карабахцах, имена которых всем известны: из общественных деятелей Карабаху обязаны своим рождением Арам Паша, Сако Саакян; военному искусству Карабах дал генерала Лазарева; промышленность тоже насчитывает в своих, рядах немало карабахцев - карабахцем был, например, Костя Амбарцумян. Литература тоже насчитывает много карабахцев: Лео, издатель «Армянского Вестника» в Москве - Амиров; наконец, большинство армянских газет редактируется карабахцами.

Давший столько видных деятелей мужчин, Карабах создал, или вернее, сохранил в чистом виде, и тип древней армянской женщины, в психологии и быту которой уцелело многое из эпохи патриархата.

Скованный своей культурой и бытом, Карабах и в наши дни не посрамил своей старинной славы. Собрав, как во времена Тамерлана, свои дружины, мелики отстояли независимость Карабаха. Шушинский эпизод не изменил обшей картины поражения Нури-паши, и линия защиты по существу осталась неприкосновенной, как во времена прежних нашествий.

Таково значение Карабаха для Армении. Несомненно, если б она его утратила, идея самоопределения наций потерпела бы сильное ущемление. И наоборот, обладая Карабахом, Армения получит богатый приток энергичной культурной силы, которая, хлынув на разоренные пространства Армении, оплодотворит их культурой и тем самым завершит славную многовековую историю Карабаха.

Каждый народ ищет теперь свое. Все будущее возрожденных наций зависит от того, найдут ли они в самих себе достаточное количество, так сказать, дрожжей своей национальной культуры. При таких условиях все центры, где по тем или иным причинам сконцентрировалась культурная жизнь, приобретают исключительное значение. Таково же значение и Карабаха для Армении.

Правда, история потянула Армению к югу, к теплому морю, и, быть может, оттуда хлынут такие силы, которые превратят Карабах в северную окраину новой Армении.

Но и в этом случае он не теряет своего значения, как неприкосновенного и проверенного веками фонда культуры.

 (по публикации: Вестник общественных наук АН Арм.ССР - 1988. - № 5, С. 73-75)

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.