Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

УРОКИ КИМА БАКШИ

11 марта родные, близкие и представители общественности проводили в последний путь большого друга Армении и армянского народа Кима Наумовича Бакши.

С начала 1970-х Ким Бакши не просто стал увлечённым исследователем армянской культуры, но и талантливым популяризатором культуры и истории Армении в Советском Союзе, а позднее – в Российской Федерации.

Можно без преувеличения сказать, что подобные Киму Бакши люди рождаются разве что раз в полвека, а то и век. Его имя, - как человека очень много сделавшего для ознакомления мира с Арменией и армянской культурой, - стоит в одном ряду с такими яркими представителями российского «Серебряного века» как Валерий Брюсов и Сергей Городецкий.

К теме Армении периодически обращались и иные именитые советские и русские деятели культуры. Вспомним Осипа Мандельштама с его циклом стихов об Армении, включая знаменитый «Фаэтонщик», поведавший миру о трагедии Шуши Андрея Битова с его «Уроками Армении». Василия Гроссмана с его «армянским» эссе «Добро Вам», так и не увидевшим полноценного издания в годы Советской власти.

Но то были «разовые» обращения к Армении, навеянные удивительными впечатлениями от поездки в страну, столь непохожую на Россию и столь «внесоветскую», по меткому определению одного из оппозиционных публицистов (сейчас уж не помню, кого именно). Причем, иной раз, весьма критичные в отношении армян (Гроссман).

Если же говорить об исследовании Армении продолжительностью в большую часть творческой жизни, то здесь напрашивается сравнение Кима Бакши с Валерием Брюсовым и особенно - с Сергеем Городецким.

Перечитывая после известия о кончине Кима Наумовича его последнюю работу «Духовные сокровища Арцаха», я вновь был поражен той символичной встречей, о которой Ким Бакши рассказывал в главе 1-й (оно же вступление к книге) «Я укрепил эту дружбу стихами». То была встреча, в конце 1950-х, автора с Сергеем Городецким – прославленным деятелем культуры и поэтом «Серебряного века» России, человеком, «открывшим» широкой публике Сергея Есенина. С человеком, который проникся трагедий Армении, будучи военным корреспондентом в составе войск Кавказского фронта, ставшего свидетелем геноцида армян в Османской Турции, автором цикла стихов и двух романов (не переизданных в советское время с начала 1920-х гг.) об Армении.

По признанию Кима Бакши, «мы на филфаке МГУ «не проходили» Сергея Городецкого, до сих пор не понимаю, почему». О встрече этой Ким Бакши писал так: «Не помню ни района где он жил, ни обстановки в квартире, ни что было на стенах – картины, старые фото… Но помню общее впечатление: это не был древний старик, расслабленный и т.п. Он был молодцеват – такой тип подсушенного временем джентльмена, сухощавый, высокий и похожий на свои ранние портреты».

Похоже, что именно встреча эта стала началом армянской эпопеи Кима Бакши. Такое ощущение, что Городецкий лично «из рук в руки» передал молодому тогда публицисту свою пожизненную связь с судьбой и культурой Армении.

Что очень важно: как и Сергей Городецкий¸ так и Ким Бакши пришли к пониманию крайней значимости Арцаха для Армении, и вообще для самого её существования.

23 марта исполнится сто лет со дня публикации в тифлисской газете «Кавказское слово» программной статьи Городецкого «Карабах». Не будем её пересказывать, но суть её заключается в том, что без Арцаха невозможно защитить сегодняшнее сердце Армении – Араратскую долину, и что судьба Армении во многом зависит от решения судьбы Арцаха.

Занимаясь на протяжении двух десятилетий Арменией и армянской культурой, Ким Бакши попал в Арцах только во второй половине 1990-х, уже после завершения Арцахской освободительной войны. Попал в Арцах и буквально влюбился в него.

Не случайно, что последняя книга Кима Бакши посвящена именно Арцаху, и именно в этой своей последней крупной работе исследователь формирует важную мысль, коротко выраженную в дарственной надписи автору этой статьи: «Примите книгу, она несомненно свидетельствует, что Арцах – армянская земля, духовный центр армянского народа».

Ким Бакши признает, что он открыл для себя Арцах с новой стороны во многом под влиянием своего старого знакомого Андрея Нуйкина, талантливого публициста, многолетнего члена КРИКа. И ещё одного русского интеллигента, ставившего цель защиту прав народа Арцаха.  Нуйкин подарил Бакши свою книгу «Боль моя – Карабах».

Ким Бакши пишет: «Читая книгу, я добрался до статьи Андрея Нуйкина, опубликованной в июле 1993 года в газете «Урарту». И в ней я нашел почти буквальные переклички с Сергеем Городецким: «Я остаюсь по-прежнему убеждённым в том, - пишет Нуйкин, - что отступление от Карабаха – это не только нехорошо или безнравственно, но просто ничего не решит. Недавно в одной своей статье я высказал мысль, что Карабах все-таки не волчья лапа, которую можно отгрызть, оставить в капкане и убежать. Это один из духовных центров нации, в котором нуждаются все армяне, и утрата его была бы гибельна в целом для государственности Армении».

То есть Ким Наумович пришёл к столь естественному выводу, к которому независимо от него пришел почти век назад Сергей Городецкий, а полутора десятилетиями раньше Кима Бакши - его старый друг Андрей Нуйкин.

Между прочим, по признанию Кима Бакши: «Как раз в описываемое Нуйкиным время я регулярно бывал в Армении, в Ереване. И был, как говорится, в курсе. Но, оказывается, много не знал, не понимал».

Понимание глубинного смысла вещей, к которому Ким Бакши и Андрей Нуйкин пришли через столетие после Городецкого, очень важно. И особенно важно сегодня.

Важно потому, что сегодня опять активизировались силы, в том числе и «5-я колонна» внутри самой Армении, которые пытаются решить вопросы бытия собственного народа в духе фразы первого президента Армении Л. Тер-Петросяна: «Серго-джан, сдай Карабах, и хорошо заживешь».

И дело тут даже не в хамской выходке опустившегося барда или политиканстве вскормленного чужими грантами юнца-политикана. Дело во внутренней устойчивости армянского социума, которую пытаются проверить на прочность откровенные враги или провинциальные недоумки от политики.

Именно об опасности подобного предательства самих себя и напоминает Ким Бакши в своей последней книге.

В этом, как представляется, и состоят основные уроки и Сергея Городецкого, и его духовного последователя Кима Бакши.

 

Александр АНДРЕАСЯН

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.