Иллюстрация миниатюры Бехзада Камаль-ад-Дина «Строительство крепости Харанага» (1495-1496 гг.) из поэмы Незами [1] Гянджеви «Искандарнаме»
Азербайджанские «ученые» приступили к созданию «азербайджанской школы миниатюры» чтобы придать более целостный вид сфальсифицированной азербайджанской культуре. Очередной жертвой, призванной служить созданию азербайджанской «национально-художественной культуры», стал мастер иранской миниатюры Бехзад Камаль-ад Дин, наследие которого азербайджанские исследователи описывают в книгах и пособиях по азербайджанской культуре. Периодом «подъема азербайджанской литературы» они считают XII век, основываясь на литературном наследии иранских авторов того времени, а периодом «подъема» азербайджанской миниатюры» они считают XVI век, присваивая иранскую богатую и многоценную миниатюрную живопись.
За «азербайджанскую школу миниатюры» азербайджанские исследователи выдают иранскую Тебризскую школу миниатюры, которая возникла в XIV веке и отличалась своими стилистическими особенностями. Надо отметить, что исследователи считают, что на Тебризскую школу миниатюры значительное воздействие оказала армянская школа миниатюры.
Мастер миниатюрной живописи, иранский миниатюрист Бехзад Камаль-ад-Дин родился в Герате и творил в период правления Хусейна Байкары из династии Тимуридов (1470-1506 гг.). В 1486 году Бехзад Камаль-ад-Дин стал руководителем библиотеки Герата. Когда в 1506 году Сефевидский шах Исмаил завоевал Герат, Бехзад переправился в Тебриз и был назначен руководителем шахской библиотеки. Азербайджанские исследователи решили, что Бехзад является выдающимся представителем «азербайджанской миниатюры», в то время как Бехзад Камаль-ад-Дин является иранским деятелем искусств, который создал школу с уникальным стилем и внес большой вклад в развитие иранской живописи. Известные историографы своего времени сравнивали его мастерство с Мани, идеалом персидской литературы. Авторству Бехзада Камаль-ад-Дина принадлежат многочисленные иллюстрации в рукописях и отдельные картины, которые в настоящий момент хранятся в авторитетных библиотеках и музеях мира. Особенно известны иллюстрации к «Бустану» иранского поэта XIII века Саади, которые хранятся в Национальной библиотеке Каира.
[1] Более распространена тюркизированная форма Низами, но корректнее Незами.
Добавить комментарий