Свидетельства карабахцев об этнической чистке, блокаде и российских миротворцах
Глава общины Магавуз Мартакертского района Арцаха Грант Ширинян:
«Когда началась сентябрьская война 2023 года, несмотря на отсутствие продуктов, топлива, мы все были на передовой. Я думаю, если бы российские миротворцы начиная с ноября 2020 выполняли взятые на себя обязательства, то мы бы не потеряли бы Арцах. Ведь на постах наши военные боролись, защищали землю, дом, родных, погибали. Нам необходима была лишь поддержка».
(https://step1.am/ru/2024/04/01/11873/)
Село Гетаван Мартакертского района стало объектом агрессии с первых часов наступления 19 сентября. Село находится на границе Арцаха и Азербайджана. В этом селе, на стороне Шаумянского района, начался бой. Рассказывает Арут Мартиросян из Гетавана.
«Когда Шаумян перешел к азербайджанцам, наше село стало границей. Я был дома, когда началась стрельба. Люди были в панике, били по селам, не только по постам», — сказал Арут Мартиросян, вспоминая в разговоре с Forrights.am дни азербайджанской агрессии.
Армен из Гетавана был застрелен прямо в центре села, когда пытался предотвратить осквернение памятника павшим за Родину. 19 сентября 2023 года азербайджанцы вошли в Гетаван и сразу приступили к сносу памятника. 50-летний безоружный Армен заметил это и побежал к памятнику.
«Враг вошел в село и сразу же взялся разрушить памятник. Он пытался не позволить. Был тогда с русскими, вышел, перепрыгнул через стену и в тот же момент по ним открыли огонь, из всех видом оружия. Говорят, стреляли даже из техники, я попросил россиянина прислать фотографию, он сказал — не могу, они проверяют мой телефон», — рассказал Forrights.am брат Армена Арут Мартиросян.
Армен был патриотом, участвовал в первой Арцахской войне, фотография другого его брата, Павла, была помещена на постаменте памятника героям, наряду с другими. Павел погиб в возрасте 17 лет на Омаре. Арут говорит, что Армен не мог смотреть, как разрушают памятник героям.
Армен отдал свою жизнь, но враг довел свое «дело» до конца. На опубликованных позже азербайджанских кадрах не видно ни памятника с хачкаром, ни фотографий парней, а от постамента осталось лишь несколько камней.
Армен отказался покинуть Гетаван, когда к селу подошли вражеские войска, он отправил своих родственников в соседнее село Дрмбон, а сам остался. «Он отправил мою жену, детей, своего сына и и обещал приехать потом. Он был с русскими, в нашем селе была военная база российских миротворцев», — рассказал Арут.
Армен был учителем истории, преподавал в школе до 2012 года. Был участником войны 90-х годов, получил ранение, оружие ему больше не выдавали из-за проблем со здоровьем. Арут помнит свои слова во время самообороны в сентябре, когда всем выдали оружие, а ему нет. «Он просил оружие, говорил, что я останусь тут и без оружия. У него была контузия».
«Я вернулся с постов и увидел, что в доме нашего соседа убили армянина. В тот же день враг вошел в наше село. Они въехали в село по дороге. Мы покинули деревню за несколько минут до их прихода. Мы приехали в Дрмбом, это было соседнее село, а оттуда в Степанакерт», - вспоминает Арут.
Когда он и его соратники вернулись в Гетаван, село было уже пусто, женщин и детей вывезли из соображений безопасности. «Я нашел свою семью в приюте школы в соседнем селе, до этого у меня не было никаких вестей».
На видео, опубликованном азербайджанскими СМИ, в Гетаване царит смятение. На кадрах видны перевернутые автомобили, поврежденные выстрелами. Такие же следы и на стенах домов, на кадрах видно, что выбиты двери и окна домов.
Тело Армена было вывезено из Гетавана русскими. Похоронен он в Арцахе, никого из его родственников не было, известно примерное местонахождение могилы, посетить которую невозможно.
«Я связался с россиянами и попросил привезти тело в село Атерк, где служил другой мой брат. Его привезли, но моего брата там не оказалось, он был в засаде, его однополчане похоронили возле штаба», — сказал Арут, заявив, что российские миротворцы, которых считают гарантами безопасности, не защитили его брата.
«Я не могу сказать, почему русские никого не защитили. Мы считаем их друзьями, но они позволили напасть на нас. Мы не верили, что они защитят нас. Они вели с нами бизнес, продавали сигареты, пачку за 4-5 тысяч драмов, и это были азербайджанские сигареты».
(https://step1.am/ru/2024/10/07/20097/)
63-летняя Эльмира Абрамян из села Хнкаван пробыла в азербайджанском плену около десяти дней.
«Мы боялись, что они убьют нас. Наш дом в самом начале села, они вошли к нам с самого начала. Снаряды падали с неба, деревья обрушивались на землю», — Эльмира Абрамян и ее муж, видя, что оставаться в доме невозможно, перебрались в соседнее село Арутюнагомер. Тикин Эльмире пришлось укрыться в одном из домов в Оратаге. «Все еще были слышны взрывы. Я подошла к дому брата свекра моей дочери. Прошло несколько часов, дверь выбили, ворвались трое или четверо азербайджанцев, вооруженных автоматами и пистолетами. «Один сказал: «Давай убьем», а другой сказал: «Нет, подожди, я позвоню». Он позвонил, и командир сказал: «Зачем убивать старую женщину, привезите в Кельбаджар, оттуда мы этапируем в Баку».
На третий день азербайджанского плена Эльмира Абрамян увидела, что там же в плену находится и сын ее золовки. Зовут Айасеер, ему 30 лет. «Мы пробыли там пять дней, потом пришел их старший и сказал: бабушка, вставай, едем. Я думала, в Баку. Сына моей золовки тоже привели, он немного больной. Еще была женщина, она была из Хнкавана, мы с ней были в одной комнате. Пришли, смотрю Красный Крест стоит, и нас передали Красному Кресту».
Находившаяся в плену Эльмира Абрамян также рассказывает о страшном происшествии в Оратаге. «Там была еще одна женщина, она была в другом доме. Они отвели его к памятнику погибшим и зарезали. Это была женщина 35-40 лет из села Оратаг».
(https://step1.am/ru/2024/02/05/9536/)
Глава общины Нор Казанчи Мартакертского района Арцаха Руслан Арстамян:
19 сентября, спустя уже 40 минут с начала нападения на наши позиции, азербайджанцы стали обстреливать и наше село. Не осталось ни одного места, которое не подверглось бы бомбежке. Словами не описать, как били по зданиям школ, сельской администрации, жилым домам. Только по нашему дому они ударили 10 раз.
Азербайджанцы вели огонь по селу с такой интенсивностью, что даже эвакуация жителей не представлялась возможной. Единственная связывавшая село с остальной частью Арцаха дорога, которая вела в соседний Кичан и выходила на автомагистраль, тоже была под прицелом.
Примерно 60 человек, среди которых женщины и дети, пешком ушли в лес. В лесу был мост, который хорошо не просматривался, но даже по нему азербайджанцы вели огонь. Увидев, что спасения нет и в этом, жители двинулись вперед. Они пробыли в лесу 26 часов, ночь 19 сентября провели тоже там. С ними был еще двухмесячный малыш…Мы думали, что им удастся в течение нескольких часов добраться до Арачадзора. В два часа ночи я вместе с несколькими односельчанами отправился в Арачадзор, однако не застал их там. Мы подумали, может они сменили путь и зашли в Члдран, поскольку обстрел велся непрерывно. 20 сентября утром, около 11:00, на холме напротив Араджадзора показались люди. Мы подошли ближе и увидели, что это наши…
По словам главы села, по дороге, в лесу, скончался 35-летний молодой мужчина, возможно, от пережитого ужаса. Жители Нор Казанчи пробыли в Арачадзоре несколько часов. В тот же день, 20 сентября, жители села двинулись в Иванян и Степанакерт.
«Уже несколько дней нечего было есть. Люди покинули село ни с чем, в одной одежде, которая была на них. Они даже не успели зайти домой. За несколько дней до этого мы отвезли оставшуюся пшеницу, примерно тонн шесть, и смололи ее так, чтобы каждой семье достался бы хотя бы один мешок муки. 21 сентября несколько человек зашли в село за мукой, но на выходе уже заметили азербайджанцев с четырех сторон, примерно в 200 метрах. Когда они заметили наших, то стали стрелять из автомата».
(http://russia-artsakh.ru/node/17682)
P.S. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на брифинге 12 января 2024:
«Никто не имеет права оскорблять российских миротворцев, а обвинения в адрес РФ несут только проблемы в армяно-российских отношениях и являются попыткой армянской стороны подтасовать факты для снятия с себя ответственности. Относительно утверждений об этнической чистке в Нагорном Карабахе (армянское название Арцах), Захарова предложила предоставить какие-либо факты, а также международный документ, подтверждающий, что этническая чистка имела место быть» (http://russia-artsakh.ru/node/17600 )/
Заместитель министра иностранных дел Лаврова Михаил Галузин в интервью ТАСС 10 февраля 2024 года:
«Сейчас Карабах интегрируется в правовое поле Азербайджана. К сожалению, большинство карабахских армян покинуло регион. Это был их тяжелый, но добровольный выбор» (https://tass.ru/interviews/19946235).
Материал подготовил Александр АНДРЕАСЯН
Продолжение следует
Добавить комментарий