Практически все из них - кроме Армении и Белоруссии - говорят о геноциде со стороны России
От редакции.
В нашей статье «В МИД РФ нашли новую «зацепку» для наезда на Армению, но неудачно» от 16 августа (http://russia-artsakh.ru/node/19410) мы обратились к неудачной попытке МИД РФ «наехать» на Армению, используя в качестве предлога проект нового учебника армянской истории для 8 класса, в котором присоединение Восточной Армении к России описывается как «аннексия».
В армянские школы учебник не поступал, и как было официально заявлено буквально на следующий день, искомый фрагмент будет переписан. (https://am.sputniknews.ru/20240816/termin-anneksiya-k-rossii-izmenyat-minobrnauki-armenii-o-skandale-s-uchebnikom-istorii-79546872.html)
Мы также приводили ряд цитат из российских газет на тему фальсификации истории и поливания грязью России в учебниках подавляющего большинства стран СНГ (за исключением Армении и Белоруссии), сделанного на основании соответствующего исследования. По этим русофобским учебникам уже не первое десятилетие учат «истории» детей в Азербайджане, Украине, Узбекистане, Казахстане, Прибалтике. Но МИД РФ этого упорно не замечает!
Приведём ещё одну публикацию из российских СМИ на эту тему.
Газета «Известия», статья Екатерины Пряхиной «Похозяйничать в мифах историки любили всегда».
«В Москве обсудили «странности» преподавания истории в школах ближнего зарубежья.
Некоммерческая организация «Центр общественных технологий» и «Евразийский монитор» (система межстрановых опросов) провели необычное исследование. Они перевели и изучили 187 школьных учебников истории двенадцати стран бывшего СССР и узнали много нового о России.
Вчера в Москве прошла презентация доклада «Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств». Не стало сюрпризом то, что практически все учебники делают акцент на «избранности» своего народа, на его особой роли в истории.
Как выразился доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории истфака МГУ Александр Вдовин, «удревнять» свой народ и вообще «похозяйничать в мифах» историки любили всегда. Особенно легко такие трюки проводить на том отрезке истории, о котором не сохранилось никаких достоверных фактов и документальных источников.
Так, азербайджанский учебник для шестого класса возвещает, что азербайджанцы - современники шумеров: «Первые письменные свидетельства о племенах древнего Азербайджана даны в шумерских эпосах и клинописях». А на картах грузинских учебников в качестве исторических областей Грузии показаны территории Азербайджана, России и Турции.
Если верить новым учебникам истории, то главный источник всех бед и несчастий каждого народа из некогда «дружной семьи» - Россия. Эстонские и латвийские историки не стесняются выражать свое разочарование по поводу того, что крестовый поход не прошелся по России. «К 1240 году время было упущено», - сетуют они на нерасторопность крестоносцев. Но к «любви» северных соседей мы уже привыкли.
Обидно, когда «фигу в кармане» - то есть в учебнике - держат вполне дружественные страны, совершенно не гнушающиеся российской помощью. «Во время похода 914 года, - написано в азербайджанском учебнике для седьмого класса, - славянские дружины беспрерывно грабили и разоряли населенные пункты на азербайджанских берегах Каспийского моря».
- Учебники изобилуют если не передергиванием фактов, то крайне одиозным их представлением, - сказал кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории истфака МГУ Андрей Шадрин. - Например, азербайджанский же учебник живописует репрессии, начавшиеся сразу после присоединения Азербайджана к России. В ответ на присоединение вспыхнули народные восстания. Одно из них насчитывало 12 тысяч восставших - против 600 человек русских. Когда русские перешли в рукопашную, мятежники понесли поражение, рассказывается в учебнике. Но сам факт - 12 тысяч, потерпевших поражение против 600 человек, говорит лишь о том, что восставшие совершенно не хотели воевать.
Учебники национальных государств выдвигают против России самые тяжкие обвинения. Так, практически все из них - кроме Армении и Белоруссии - говорят о геноциде. Киргизские учебники под ним подразумевают подавление восстания в Туркестане в 1916 году. Украина вспоминает здесь голодомор. Азербайджанские учебники называют геноцидом всю политику России и СССР.
Такое «творческое переосмысление» истории, говорят специалисты, не есть что-то новое. «Детской болезнью левизны» назвал это явление Александр Вдовин. Вот только есть опасность, что «переболевшие» поколения навсегда усвоят образ России как врага. И вообще позабудут о том, что когда-то нас много что связывало...»
(Известия, N223, 02.12.2009, с. 3)
Материал подготовил Александр АНДРЕАСЯН
Добавить комментарий