Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

«КУЛЬТУРНЫЙ ФАШИЗМ» В ОТНОШЕНИИ ДРЕВНЕГО НАСЛЕДИЯ АРЦАХА НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ

В бакинских СМИ, со ссылкой на материал Росселла Фабиани в газете L'Osservatore Romano, распространили статью с несуразным названием «И в Ватикане призвали признать Азербайджан колыбелью Албанской церкви».

«В газете L'Osservatore Romano, единственном официальном печатном органе Святого Престола, опубликована статья под заголовком "У истоков христианства. По следам Албанской апостольской церкви в Азербайджане. Путешествие в древнюю Кавказскую Албанию", – пишет haqqin.az. – Автор статьи Росселла Фабиани подробно рассмотрела историческое и культурное наследие христианства в Азербайджане, уделив особое внимание древней Албанской апостольской церкви и ее значению для региона. Объективное изложение фактов и подлинная попытка осветить малоизвестные страницы истории для западного читателя навлекли на автора гнев армянского лобби и его покровителей, и попытки запретить публикацию».

Далее haqqin.az делает поразительное заключение-открытие: «Хотя известно, что Азербайджан был домом для общин с различными культурами и религиями, мало кто знает, что он был колыбелью Албанской апостольской церкви восточного обряда, созданной в центре большого королевства, известного как Кавказская Албания, которая сейчас считается исчезнувшей, хотя церковь и община все еще существуют».

НАЧНЕМ С ТОГО, ЧТО ИСКУССТВЕННОЕ ГОСОБРАЗОВАНИЕ ПОД ЗАИМСТВОВАННЫМ У СОСЕДНЕГО ИРАНА названием «Азербайджан» возникло спустя много столетий после создания, как указывается в статье, в IV веке нашей эры на Кавказе Албанской апостольской церкви.

После 44-дневной азербайджано-турецкой военной агрессии 2020 года против Арцаха и оккупации большей части самоопределившейся республики, параллельно с целенаправленным разрушением древних и современных армянских религиозных объектов, бакинский режим активизировал процесс грубого искажения и присвоения духовно-культурного наследия на перешедших под его контроль исконных землях Арцаха, не гнушаясь откровенными фальсификациями, подлогами и подтасовками фактов, всевозможными политико-пропагандистским манипуляциям, дабы скрыть свои гнусные преступления. Причем, к данному святотатству привлекаются не только азербайджанские и иностранные «ученые» и «журналисты», но и, что печальнее всего, христианские священники, а, по сути, христопродавцы, иуды.

Пару лет назад нам уже приходилось писать об одном из приспешников бакинской пропаганды – новоназначенном тогда в Баку архимандрите Алексии Никанорове, который сразу же, с места в карьер, подключился к официальной антиармянской пропаганде властей Азербайджана, в частности, к процессу «албанизации» древних армянских храмов на временно оккупированных территориях Арцаха. При этом, стремясь быть большим католиком, чем Папа римский, Никаноров не ограничивался словоблудием, а с серьезной миной на лице рассуждал о необходимости практической помощи удинам в «восстановлении» Албанской церкви.

Родившийся и выросший в Азербайджане Алексий Никаноров является автором диссертации на тему «Христианство в Кавказской Албании», которую защитил в Московской духовной академии в 2004 году. В ней он, в частности, отмечает, что «на протяжении тысячи лет Азербайджан был преимущественно христианской страной». Согласно параноидальной (иначе трудно назвать) логике горе-ученого-священника, «раз в 428 году Армянское государство перестало существовать», следовательно, «ни один монумент, созданный в регионе в это время, никак не может называться армянским»… А присвоить эти исторические памятники Азербайджану, которого и вовсе не существовало вплоть до начала XX века, получается, можно? По какому праву о них вообще смеет говорить столетнее всего лишь «государство», об искусственности которого вопиют даже камни (потому и стремятся власти квазигосударства стереть в оккупированном Арцахе древний след, не оставить армянского камня на камне).

ИЗВЕСТНЫЙ РОССИЙСКИЙ АРХИТЕКТОР НИКИТА ШАНГИН, ПОБЫВАВШИЙ В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ непосредственно после 44-дневной войны для ознакомления с ситуацией на месте и проведения научных исследований, категорично осудил совершаемые азербайджанцами преступления и потребовал положить конец вандализму. Касаясь изменения наружности армянской церкви Сурб Аменапркич (Святого Всеспасителя) в Шуши, архитектор заметил, что видит в этом далеко идущие цели и более «темные планы». «Я слышал, что эти злодеи пытаются приписать армянский христианский памятник агванам. Но я уверен, что у них ничего не получится. Когда-нибудь фальсификаторы истории будут привлечены к ответственности. Просто это чуть запаздывает», – сказал Шангин.

Пока профессионалы и просто неравнодушные честные люди осуждали бакинский режим за вандализм и осквернение исторического наследия Арцаха, в интернете стал гулять видеоролик с организованным бакинским режимом «паломничеством» представителей удинской общины в церковь Сурб Арутюн города Гадрут… В материале отмечалось, что в армянских церквях глава общины Роберт Мобили и его заместитель Рафик Данакарин «совершают обряды, типичные для агвано-удинской церкви». Примечательно, что во время интервью Роберт Мобили не забывал несколько раз поблагодарить шахидов за «освобождение» их «священных мест».

«Если бы Роберт Мобили был истинным носителем ценностей, он не участвовал бы в таком мошенничестве и не стал бы клоуном азербайджанского цирка», – прокомментировали в «Государственной службе охраны исторической среды» Арцаха.

Преступления азербайджанских властей против древнего наследия армян Арцаха не оставили равнодушным первого посла Греции в Армении, бывшего генерального секретаря Организации черноморского экономического сотрудничества Леонидаса Хризантопулоса, который охарактеризовал попытки «албанизации» армянских храмов со стороны Баку как «культурный фашизм».

«Церковь Кавказской Албании была создана в V веке как автокефальная, а в 705 году вошла в состав Армянской Апостольской церкви, – написал еще в 2022 году на своей странице в Facebook бывший посол, автор ряда исследовательских трудов. – Албанский алфавит был создан Месропом Маштоцем вскоре после того, как в 405 году он создал армянский алфавит. Следовательно, заявления о том, что армянская церковь хотела присвоить албанские храмы, бессмысленны».

При этом Леонидас Хризантопулос добавил: «Цель Баку – провести культурный геноцид, и за это намерение он должен быть осужден».

ВПРОЧЕМ, ПОЛИТИКА «КУЛЬТУРНОГО ФАШИЗМА» ИЛИ «КУЛЬТУРНОГО МАРОДЕРСТВА» В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ИМЕЕТ ГЛУБОКИЕ КОРНИ. По словам бывшего настоятеля степанакертской соборной церкви Покрова Пресвятой Богоматери отца Нерсеса Асряна, с момента своего создания Азербайджан поставил перед собой задачу захватить все армянское. В частности, отмечает он, закрыв в 1930-е годы Арцахскую епархию Армянской Апостольской Церкви (ААЦ), азербайджанские власти начали уничтожать, присваивать и искажать армянское духовное и культурное наследие. В данном контексте отец Нерсес выделяет политику «албанизации» духовных памятников Арцаха.

И хотя в академических кругах попытки азербайджанской стороны выдать армянские памятники за албанские не воспринимаются всерьез, тем не менее, последовательные и систематические бакинские фальсификации действуют на умы непосвященных людей и создают ложное общественное мнение, которое власти Азербайджана используют в своих нечистоплотных политических целях.

«Цель оправдывает средства, это знали еще в Древнем Риме, – пишет кандидат исторических наук Александр Пахомов в своей статье «Крайности Карабахского конфликта: церковь стала инструментом борьбы». – Примерно тогда же стали использовать религиозные разногласия для управления территориями. Как показывает жизнь, практики геополитических войн не сильно изменились. Нагорный Карабах. Историческая территория Армении, которую Азербайджан «принципиально» провозгласил своей. Принадлежность Карабаха армянам подтверждена многочисленными научными фактами, которые азербайджанская сторона всеми способами пытается опровергнуть, не опасаясь даже при этом использовать заведомо проигрышный для себя фактор национальных и религиозных меньшинств, одним из которых историки считают использование в полемике роли удинской церкви»… Так братский армянам удинский народ в XXI веке стал заложником геополитических игр... Что, впрочем, увы, становится обыденностью в современных «горячих точках», когда для отрыва населения от корней искусственно создаются квазицеркви и новые конфликты…»

Да, от безбожной бакинской политики страдают не только армяне, но и люди разных национальностей и вероисповедания, в том числе удины, которых политический режим Азербайджана использует в качестве разменной монеты в своих грязных играх, превратив представителей духовенства этого древнего и достойного народа в своеобразных клоунов своего дешевого цирка.

Тем временем судьба более 2000 армянских памятников, уникальных древних монастырских комплексов, церквей, исторических крепостей, на территориях, оказавшихся под временным контролем Азербайджана, находится под смертельной угрозой. В случае дальнейшего молчания «цивилизованного мира» все они обречены стать жертвами бакинских «культурных фашистов».

Ашот БЕГЛАРЯН

Фотоотчет

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Жанр

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.