Лавров должен дать оценку поставкам вооружений Кремлём Баку
Как заявил президент Владимир Путин, выступая на ПМЭФ, поставки вооружений на Украину означают прямое участие западных стран в войне против России. В такой ситуации Москва оставляет за собой право действовать аналогичным образом, в том числе поставлять дальнобойное вооружение странам, которые испытывают на себе давление, подчеркнул президент. По его словам, нельзя сказать, что это будет делаться уже завтра, но Россия должна об этом подумать.
«Сигнал Путина о возможных поставках российского оружия в другие страны на Западе услышали и поняли, заявил глава МИД Сергей Лавров. По его словам, это и есть симметричный ответ. «Если вы вооружаете нашего врага, то мы будем решать сами, как отвечать на ваши враждебные действия», — добавил Лавров».
(https://news.mail.ru/politics/61443560/?frommail=1&utm_partner_id=454)
Браво, г-н Лавров! Но сказав, «А», надо бы говорить и «Б». А именно, дать политическую оценку поставкам вооружений со стороны России и ещё одного формального союзника Армении по ОДКБ, Белоруссии, многолетнему врагу Армении - Азербайджану!
Известно, что в 2007-2016 гг. Кремль санкционировал и осуществил продажу огромной партии тяжелых наступательных вооружений бакинскому режиму. Который, напомним, находился в состоянии бессрочного прекращения огня с Нагорном Карабахом и Арменией (Трёхсторонее соглашение о бессрочном прекращении огня от 12 мая 1994 года), но периодически нарушал его и постоянно грозил соседу широкомасштабной войной.
При этом после распада СССР в 1991-м и до 2005-го Россия оружие в Азербайджан не поставляла. Однако ситуация резко изменилась после 2005 года.
В 2007 году из состава Минобороны РФ Азербайджан приобрел 62 танка Т-72Б, четыре бронированные ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-1, а также шесть буксируемых гаубиц "Мста-Б" калибра 152 мм.
В 2008–2010 годах были поставлены 70 бронетранспортеров БТР-80А нового производства и военные автомобили КамАЗ. Также по контракту в 2010 году азербайджанская сторона получила 100 противотанковых комплексов "Корнет-Э".
В рамках крупного пакета контрактов, заключённых в те же годы, азербайджанская сторона получила от РФ в 2013–2018 годах значительный объем вооружения сухопутных войск нового производства: 100 основных танков Т-90С; 118 боевых машин пехоты БМП-3; 230 бронетранспортеров БТР-82А; 166 артиллерийских систем, в том числе 18 самоходных гаубиц "Мста-С" калибра 152 мм, 18 самоходных орудий "Вена" калибра 120 мм (Азербайджан стал их стартовым заказчиком), 18 боевых машин реактивной системы залпового огня "Смерч" калибра 300 мм, 24 боевые машины тяжёлой огнеметной системы ТОС-1А "Солнцепек".
Специалисты отмечали, что стоимость этого портфеля контрактов составила до $1 млрд. По оценкам экспертов российского Центра анализа стратегий и технологий, в этот пакет также входили два дивизиона самоходного противотанкового ракетного комплекса "Хризантема-С", буксируемые гаубицы "Мста-Б" калибра 152 мм, возимые минометы "Сани" калибра 120 мм, автотранспорт, инженерное имущество, бронированные ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-1М и БРЭМ-Л, инженерные машины разграждения ИМР-3М (не их ли Баку сегодня «реэкспортрует» на Украину? – прим. наше) и боеприпасы».
Об этом сообщал российский официоз ИТАР-ТАСС 25 сентября 2018 года (https://tass.ru/armiya-i-opk/5598195).
Тогда власти объясняли, что это «чистый бизнес», и что якобы Баку может закупить подобные вооружения у других стран. Хотя было прекрасно известно, что страны Запада не продавали наступательных вооружений ни Азербайджану, ни Армении (за исключением неофициальных, «левых» сделок Баку с коррумпированными властями Болгарии и Словакии).
Одновременно представители МИД РФ и официозных СМИ неоднократно задавались вопросом и выражали недовольство тем, что Армения «сотрудничает» со странами-членами НАТО, которые являются врагами России. В частности, в последний год купила и заявила о намерениях приобрести очень ограниченные партии оборонительных вооружений у Франции.
Между тем, на этот вопрос армяне могут резонно задать встречный вопрос: а почему Россия сотрудничает с Азербайджаном, который является врагом Армении, поставив ему наступательных вооружений на несколько миллиардов долларов? И это при том, что бакинский режим вооружает Украину, о чём открыто и многократно сообщалось в российских СМИ и поставляет ей стратегические важные энергогенерирующие мощности?
Ведь любой союз – это дорога с двусторонним движением. Россия могла бы предложить Армении такой вариант: Россия ограничивает сотрудничество с Азербайджаном и Турцией в целом ряде областей, а Армения в ответ ограничивает сотрудничество с ключевыми странами НАТО в целом ряде областей. Однако таких предложений со стороны Москвы никогда не поступало.
Справедливо отмечал доктор политических наук Михаил Александров, уволенный в декабре 2022 года из МГИМО за критику геноцидальных действий нацистского алиевского режима против армянского народа Нагорного Карабаха и провокаций против российских миротворцев в Арцахе, и преследуемого этим режимом в своей собственной стране (см. «Незаконное задержание по заказу бакинского диктатора», http://russia-artsakh.ru/node/18565)
«У Армении есть гораздо больше оснований, чем у других «союзников» РФ, обижаться на Москву. Ведь Ереван в ходе войны 2020 года рассчитывал на военную поддержку Москвы, но не получил её. Конечно, формально Россия не брала на себя обязательств защищать Нагорный Карабах в случае азербайджанской агрессии. Союзнические гарантии России затрагивали только коренную территорию самой Армении. Но в таком случае и у Армении не было обязательств оказывать России помощь в проведении СВО, так как в данном случае Россия защищала Донбасс, а не свою коренную территорию. Зеркальная аналогия с Нагорным Карабахом. Вы нам не помогли, а почему мы должны вам в таком случае помогать?
Но это далеко не все претензии, которые Ереван мог бы предъявить Москве по невыполнению союзнических обязательств. Можно, например, вспомнить крупный контракт на поставку современных вооружений Азербайджану, включавший танки, артиллерию, РСЗО и огнеметные системы. И это при том, что агрессивные намерения Азербайджана в отношении Армении были хорошо известны и было понятно, что это оружие рано или поздно будет использовано против армян. И оно было использовано и в 2016-м и в 2020-х годах.
Но главное даже не это, а то, как отреагировала Москва на агрессию Азербайджана уже против самой Армении в 2021-ом и 2022-ом годах, когда бакинскому режиму удалось захватить кусок приграничной армянской территории. На просьбу Еревана оказать военную помощь тогда последовал довольно странный ответ. Мол, у российской стороны нет четкого понимания, ведутся ли боевые действия на армянской или на азербайджанской территории, так как граница между Арменией и Азербайджаном не демаркирована. А, следовательно, оказание военной помощи в данной ситуации невозможно. Видимо, Армении надо сначала с врагом договориться о линии прохождения границы и только тогда Россия окажет помощь, если враг решит эту уже согласованную линию перейти» (http://russia-artsakh.ru/node/14915).
Ничего не скажешь: двойные стандарты превалируют в политике МИД РФ на Южно-Кавказском направлении!
Александр АНДРЕАСЯН
Добавить комментарий