Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Карабах и карабахские армяне в аварских исторических источниках

Аварцы давно и хорошо знают Карабах. В песне на аварском языке, включенной в школьную программу с довоенных времен, которая сочинена в нач. 80-х годов ХVIII в. женой Ибрахимхалил-хана Карабахского и известна как «Песня Бахтики» (Бахтикал кеч), упоминается Шуши. В этой песне, которая изучается в лакских и даргинских школах, Шуши описывается как город, где много армян, живущих по христианским традициям, напоминает историк Тимур Айтберов.

Среди аварских исторических источников по указанной теме выделяются письменные. Они являются арабографическими и написаны как на арабском языке, так и на аварском. Существуют также и устные источники по теме – песни и рассказы о прошлом.

Аварцы давно и хорошо знают Карабах. В песне на аварском языке, включенной в школьную программу с довоенных времен, которая сочинена в нач. 80-х годов ХVIII в. женой Ибрахимхалил-хана Карабахского и известна как «Песня Бахтики» (Бахтикал кеч), упоминается Шуши. В этой песне, которая изучается в лакских и даргинских школах, Шуши описывается как город, где много армян, живущих по христианским традициям и разводящих свиней, которые бегают даже рядом с ханским кварталом (это раздражало Бахтику-меседо, жившей раньше в горах Аваристана).

Далее. По рассказам жителей аварского городка по названию Чох, которые были записаны арабскими буквами в нач. ХХ в., в ХIХ веке и ранее, малосостоятельные чохцы ходили в Карабах, где рыли подземные водопроводы (аварск. сигьриж – иранизм), за что получали от армян хорошую плату.

Далее. По рассказам бакинских родственников известного азербайджанского композитора Узаира Гаджибекова, последний был не просто этническим дагестанцем, а сыном аварца из Хунзахской зоны Дагестана и знатной азери-тюрчанки. В семье Узаира все прекрасно знали аварский язык, особенно любил говорить по-аварски, причем не только в Шуши, но и в Баку, его брат Джейхун; на его эпитафии написано: «Джейхун Дагестани».

Хотя аварцы, по всей видимости, составляли более чем значительную часть населения Второго Албанского царства IХ-ХII вв., известного также как Эрети или Шекинское царство Багратидов (переселившихся сюда из южноармянской области Тарон), память о последних той эпохи в аварских исторических источниках пока обнаружить не удается. Это при том, что во второй половине ХIV века в верховьях реки Самур, на древней этнической границе между аварцами и одним из лезгиноязычных этносов стояла церковь, в которой верховодил некий Аракел, пользовавшийся общественно-политическим авторитетом среди мусульманской знати тех мест. Данный факт зафиксирован в арабографическом источнике, написанном на рубеже ХVII-ХVIII вв.

Как известно, в предгорной зоне Главного Кавказского хребта, по линии Шеки – Кабала, на рубеже ХVII-ХVIII вв. проживало много армян, считавшихся тогда «карабахцами». Одно из их поселений, находившееся вблизи Мингечаура и называвшееся Пысынджак, зафиксировано в аварской летописи на арабском языке, причем как армянское, но входившее в состав Грузии.

Армянский народ в Казахе (Гъазах), то есть рядом с Карабахом, упоминается в эпоху Надир-шаха (под 1739/1740 годом) в аварской летописи на арабском языке. Согласно этой летописи, аварское войско, продвигавшееся к Тифлису, ограбило было этих армян, но последних защитил известный иранский полководец Мухаммадали-хан.

Далее армян упоминает аварская летопись, написанная по-арабски уже под 1751 годом. В ней говорится, что в пределах гянджинско-карабахского пограничья стояли армянские селения, на которые напала ханская коалиция, состоявшая из Шахверди-хана Гянджинского, Панах-хана Джеваншира и Хаджи-челеби Шекинского.

Аварская летопись на арабском языке сообщает далее, что из Азербайджана, из района Урмия, пришло в Карабах, в 1760 году, войско Фатаали-хана Афшара, которое вступило в сражение с Панах-ханом Карабахским. После того как Фатаали-хан, полководец из школы Надир-шаха, одержал победу, он «взял в свои руки» такие земли, подвластные ранее Панаху, как «Джеваншир и пять армянских селений», а также «сагнаг», то есть большое укрепление, которое можно, наверно, отождествить с Шуши. Кстати, летопись, рассказывая о событиях 1752 г. и упоминая о территориях, подвластных Панах-хану, разделяет «Джеваншир и Карабах», то есть тюркоязычную зону ханства и армяноязычную, которая, таким образом, и обозначалась в сер. ХVIII в. термином «Карабах».

Итак, обилие армянских (Есайи Гасан-ДжалалянцАбраам КретациСимеон ЕреванциСаргис Джалалянц и др.), персочзычных, русских источников ХVIII-ХIХ вв. (таких как «История Карабага» Мирза Джамала Джеваншира Карабагского, или же «Описание Карабагской провинции, составленное в 1823 году действительным статским советником Могилевским и полковником Ермоловым 2-ым» и т.д.) об армянах Карабаха дополняется еще и аварскими источниками.

Таким образом, активно популяризируемая в последнее время «концепция» о поселении армян на Южном Кавказе и, конкретно, в Карабахе лишь в начале ХIХ века, в эпоху Ивана Паскевича и Александра Грибоедова, ввиду отсутствия авторитетных аргументов должна быть отвергнута.

Тимур Айтберов — доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук

Фотоотчет

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Жанр

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.