Распоряжением Ильхама Алиева в Азербайджане создается историко-культурный и этнографический заповедник «Хыналыг и Кочевой путь». Что касается этнографии, то здесь явный подлог. Дело в том, что высокогорное село Хыналыг –это исторически лезгинское поселение и до последнего времени входило в состав Российской Федерации. Оно было передано Азербайджану при делимитации госграницы между двумя странами. Причина тому — отсутствие географической связи села с Дагестаном.
Лезгины, чем скажешь, прославлены: они и опытные оружейники, и всадники-коневоды, и ремесленники, но никогда не были кочевниками. Тогда зачем Ильхам Алиев распорядился создавать «Кочевой путь» именно по маршруту от села Хыналыг до Гаджигабульского района, что на юго-востоке Азербайджана? А потому, что после передачи Россией части своей территории Азербайджану почти все лезгины покинули родные края и переехали в Дагестан. После чего село Хыналыг стал азербайджанским. Там уже проживают «коренные хозяева» этих высокогорных краев, а они, как подтверждает распоряжение Ильхама Алиева, люди –кочевники: летом за отарами поднимаются в гора, осенью спускаются в степи, как подсказывает многовековая традиция.
Неважно, что в советские времена историками создавалась «теория исламизации коренного албанского народа, потомками которого являются жители Азербайджана». Все прошло, наступила другая эра. Теперь каждый азербайджанец с гордостью вернулся к своим тюркским корням. В этом нет ничего крамольного, тюрки, так тюрки. Однако зачем тюркизировать исконно лезгинское село Хыналыг? Зачем албанизировать армянское село Чалет Вардашенского района, переименованный в Огузский? Огузы, ведь, тюркское племя.
А на склонах Малого Кавказа испокон веков проживало армянское население. Его там больше нет. Из этих краев выгоняли даже армяноязычных удинов. Оставили только тюркоязычных. И собрали всех в одном селе-Нидже. А после 44-х дневной войны вдруг вспомнили, что удины ведь христиане, и образовали «Удино-албанскую общину». Зачем? А затем, что эта «община» претендует на этно-культурное и духовное наследие всего армянского Восточного Закавказья.
Создание этнографического заповедника в лезгинском селе Хыналыг — тревожный сигнал. Кочевые пути пролегали и через Арцах. И коль Ильхам Алиев вернулся к своему «тюркскому» происхождению, то надо быть готовым к очередной провокации. В том числе-через попытки наладить кочевые пути из исторически иранского Арана к арцахским лугам.
Добавить комментарий