Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Никита Шангин: Бакинские исторические сказки

На  азербайджанском дзен-канале «Вестник Кавказа» 18 февраля был опубликован материал «Два азербайджанских литературных классика XIV-XVI столетий» (https://dzen.ru/a/Y-_QhHCtFnpAnTbO). 

 Говорить о каком-то Азербайджане в VII в., как и в XIII, XVI и XVII, это полный бред! Далекие предки современных азербайджанцев кочевники-тюрки появляются в Закавказье только в конце X в. До XX в. никакой азербайджанской государственности, никакого азербайджанского народа и, соответственно, никакой азербайджанской культуры не существует. Достаточно заглянуть в любую энциклопедию, включая даже БСЭ 1930-х годов (про Британику, Иранику, Брокгауза и Ефрона, словарь Гранат и т.п. и говорить нечего), и все становится абсолютно ясно. Азербайджан как государство появляется только в 1918 г. До того эта территория называлась Русской Арменией. А Азербайджаном, и исторически, и по сей день, называется северо-западная провинция Ирана ограниченная с севера рекой Аракс.

Этноним «азербайджанец»  появляется только в 1937 г. До того тюркоязычное население Закавказья официально называли кавказскими татарами. Говорить об азербайджанской культуре можно лишь начиная со второй половины XIX в., когда, благодаря, прежде всего, творчеству Ахундова, происходит формирование литературного тюрко-кавказского языка, который теперь стали называть азербайджанским. Но в целом, азербайджанская культура формируется только в советский период. И её достижений в XX в. никто умаляет.

Однако называть средневековых иранских поэтов, пускай даже они и были тюркского происхождения, азербайджанскими, это тоже самое как назвать Мориса Равеля не французским, а баскским композитором, а Исаака Левитана не русским, а израильским художником. Про Пастернака, Мандельштама, Окуджаву я вообще молчу... Как эти мастера, которые этнически не были русскими, но творили на русском языке и стали неотъемлемой частью русской культуры, так и Физули, и Низами, это явления иранской культуры, поскольку писали они на фарси. Важно не этническое происхождение мастера, а его вклад в ту, или иную национальную культуру. А посему притягивание за уши к Азербайджану и Физули, и Низами, и иных средневековых иранских поэтов, художников и ученых тюркского происхождения, это не что иное, как проявление современного, крайне опасного агрессивного азербайджанского шовинизма. А всякий шовинизм есть порождение комплекса неполноценности.

Никита ШАНГИН

Почетный архитектор РФ,

Старший преподаватель кафедры архитектуры

Донбасской архитектурно-строительной академии

Фотоотчет

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Жанр

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.