Дохристианские армянские представления о мире и ценности совершенно отличались от известных традиционных христианских ценностей и норм, в которых мы живем на протяжении уже более 1700 лет.
Армянский народ намного древнее и глубже и зачастую именно в тех глубинах можно найти объяснения многим современным тенденциям и поступкам, отличительным признакам национального характера. Из этого следует, что не всегда национальная и религиозная идентичность идут рука об руку. Хочу сказать, что армянская идентичность намного древнее и фундаментальнее, чем христианское верование.
Это видно в нашем языке, в именах, обычаях и традициях – они все уходят глубоко в невообразимую древность. Известно, что с принятием христианства в массовом порядке уничтожались материальные следы прежней цивилизации, причем не только в Армении, но ведь из языка, имен, преданий и мифов не выкорчевать сведения, они передаются в семьях, родах из поколения в поколение. Это тот «глубинный народ», с которым ни один институт власти не справится, раз не смог этого сделать та тысячелетие. Религия и вера, церковь и мировоззрение всегда различны.
Первое, т.е. религия, это социальный институт, а второе, вера - внутренняя идентичность, первое это организация, духовная власть, а второе, это личностное, внутренне пережитое, личный опыт и выстраданное убеждение.
Так вот армянское внутреннее верование и мировоззрение идут из тысячелетних глубин, церковь же многое из этих представлений переняла, «охристианила» их. Наша армянская вера в природу, ее возможности, присущая нам любознательность и пытливый ум и есть основа нашего мировоззрения, нашей идентичности и силы.
Киракосян Рубен Степанович
Почетный адвокат, философ, член Координационного совета российско-армянских организаций
Добавить комментарий