Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

ДУХОВНЫЙ ПАСТЫРЬ СВОБОДНОГО АРЦАХА

Грешат те, кто позволяет себе оставаться сторонним наблюдателем.

                                                                               Архиепископ Паргев Мартиросян

 

Статный, величавый, одновременно простой и доступный. Красноречивый и немногословный, знающий цену каждому слову. Наверное, таким должен быть священник. Священник от Бога, если можно так выразиться. Общаясь с ним, получаешь удовольствие и поражаешься его разносторонним познаниям и глубине мыслей. Речь о главе Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископе Паргеве.

Он хорошо известен не только в Арцахе и Армении, но и далеко за пределами родины. Баронесса Кэролайн Кокс, член Палаты Лордов Великобритании и всемирно известная подвижница международного христианского гуманитарного движения, в своем труде «Книга современных Святых и Мучеников», изданной в Лондоне в 2006 году, пишет: «Во время моего второго посещения (Нагорного Карабаха – авт.) в январе 1992 года, я была в Степанакерте в то время, когда на дом епископа была сброшена мощная бомба. В это время он находился в кровати, которая являлась, пожалуй, единственным местом, где можно было согреться при отсутствии электричества и температуре воздуха минус 20 градусов. Как только начался обстрел, он немедленно встал и начал молиться. Буквально через минуту снаряд попал в дом, и большая бетонная плита упала прямо на кровать, где он спал. Это тот редкий случай, когда жизнь человека была в буквальном смысле этого слова спасена молитвой!.. Когда я посетила епископа в его разрушенном доме, я спросила, с каким посланием к своим братьям христианам и ко всему миру мог бы он обратиться. Он ответил: «Наша нация вновь обретает свою веру (после 70-ти лет коммунистического строя); люди молятся в церквах, в подвалах и на поле боя, защищая свою жизнь и жизнь близких им людей. Грешат не только те, кто творит зло и преступления, но и те, кто позволяет себе оставаться сторонним наблюдателем…»

Паргев Мартиросян (Паргев Србазан), в миру – Гурген Хачатурович Мартиросян, возглавляет Арцахскую епархию Армянской Апостольской Церкви с 1989 года. Именно в этот период под давлением Еревана, Степанакерта и армянской Диаспоры Кремль дал добро на возвращение Армянской Апостольской Церкви монастыря Гандзасар, считающегося одним из пяти величайших армянских храмов, и Амарасского монастыря, где создатель армянского алфавита Месроп Маштоц в начале 5 века открыл первую армянскую школу. Карабахское освободительное движение всколыхнуло арцахцев, времена безверия и воинствующего атеизма остались позади, люди устремились к свободе – не только политической, но и духовной. Они потянулись к безнадежно, казалось, забытым, вытравлявшимся из сознания на протяжении нескольких десятков лет советской власти духовным ценностям, стали возвращаться к Вере и Богу.

«Вдумайтесь только: Нагорный Карабах был единственным регионом бывшего Союза, где вера была абсолютно запрещена, где не было ни одного действующего храма. А ведь до революции в историческом Арцахе было две тысячи действующих храмов, церквей и монастырей», – говорит Паргев Србазан.

В марте 1989 года, по распоряжению блаженной памяти Католикоса Всех Армян Вазгена Первого, Паргев Мартиросян с четырьмя священниками приезжает в Нагорный Карабах для того, чтобы восстановить Арцахскую епархию.

Почему именно он? Почему именно ему доверяется столь сложная и ответственная миссия возрождения и утверждения веры практически «с нуля», на голом месте?

В книге «Арцахские предзнаменования», составленной и изданной поэтом Максимом Восканяном, читаем: «В 1985 году, в июле, два верующих брата отправились в Арцах. После семи дней поста вознесли молитву в монастыре Гандзасар и попросили: «Господи Боже, открой нам, что ожидает родину нашу, а особенно Край Арцахский?» В ответ на эту молитву было им видение от Бога. Вначале увидели братья Арцах – весь в мрачных тонах, люди все в траурных одеждах и в печали. И вдруг в потоке сияющего света снизошла с небес Богоматерь и правой рукой стала показывать различные населенные пункты Арцаха. И на что показывала, на том появлялась кровь – больше или меньше. Потом глазам братьев явился Гандзасар, и становился он все светлей и прекрасней. И начал он лучиться светом и воссиял так, что осветил весь Арцах… А далее увидели и узнали братья, что духовным предводителем Арцаха станет архиепископ Паргев – а в то время он был еще дьяконом Гургеном в Эчмиадзине, и сколько еще лет предстояло пройти, чтобы дьякон дорос до архиепископа!..»

Но не прошло и трех месяцев, как дьякона Гургена рукоположили в иеромонахи, а еще через три года – в епископы… Были и другие предзнаменования относительно назначения Паргева Мартиросяна главой Арцахской епархии.

Прибыв в «мятежный» (как тогда называли) Карабах, будущее которого было застлано туманом, Паргев Србазан решительно приступил к делу.

«В первую очередь надо было открыть историческую Гандзасарскую церковь. Потом были открыты церкви Амарас, Казанчецоц, – рассказывает он. – Нам удалось отреставрировать и вновь открыть церковь Канач жам в Шуши, Сурб Аствацацин в Каринтаке, в Кашатагском районе построили церковь Сурб Амбарцум. Был отреставрирован и освящен Цицернаванк, корни которого уходят в IV век и связаны с именем Святого Григория Просветителя. Отреставрирована Дадиванкская церковь. Новая церковь построена в райцентре Аскеран, отреставрированы церкви в селах Айгестан, Бадара, Талиш, Оратаг, райцентре Мартакерт, исторический Шошкаванк…»

«Воссоздание Арцахской епархии стало первой победой в нашей всенародной борьбе, духовная жизнь на исторической арцахской земле снова начала возрождаться. В этом деле огромен и личный вклад духовного предводителя епархии – архиепископа Паргева Мартиросяна, – считает президент Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакян. – Для армянского народа вера всегда была и остается надежным залогом всех побед и уверенности в будущем, будь то на поле боя или в мирной созидательной жизни. В судьбоносные периоды мы сумели преодолеть кажущиеся непреодолимыми трудности также во многом благодаря непоколебимой вере. В выживании и развитии нашего народа Армянская Апостольская Церковь сыграла неоценимую роль».

Каждый год в Нагорном Карабахе восстанавливаются, реставрируются и сооружаются церкви. Безусловно, новый импульс деятельности епархии придаст строящийся в столице Степанакерте кафедральный собор Святого Покрова Девы Марии, который призван стать не только духовным, но научно-образовательным центром.

 

 

***

Армянин для армянина должен быть святыней.

                                                                       Архиепископ Паргев Мартиросян

 

Война и религия, меч и крест… Насколько совместимы эти понятия, не исключают ли изначально и в корне они друг друга? Вопрос, требующий нестереотипного подхода, и, наверное, не имеющий однозначного ответа. Однако ясно одно, что вера, соединившись со свободолюбивыми идеалами народа, помогает ему в справедливой борьбе. И в этом можно убедиться на примере героического народа Арцаха и его духовного предводителя Паргева Мартиросяна.

В годы Арцахского национально-освободительного движения Паргев Мартиросян был вдохновителем народа, в буквальном смысле слова он стал духовным предводителем ввергнутого в пучину войны края.

«Любой гражданин, если речь идет о защите Родины, обязан ее защищать. В этой связи хочу заметить, что в 1992 году, когда шла война, впервые в армии Карабаха был введен институт капелланства. Его создание стало острой необходимостью. Это доброе дело, способствующее укреплению веры и силы духа среди воинов-армян», – говорит духовный предводитель Арцаха.

В Паргеве Мартиросяне органически сочетаются любовь к Богу и любовь к Родине. Во многом благодаря ему вера, подавлявшаяся в арцахцах на протяжении десятилетий советской власти, воспрянула, пустила корни в душах людей. Он сумел внушить людям, что в борьбе за свободу Крест и Меч равны, взаимодополняют друг друга. Бойцы самообороны края приходили креститься перед боем и получить благословение духовного предводителя с тем, чтобы, если уж суждено будет погибнуть, то умереть истинным христианином.

Вот как писатель-публицист Зорий Балаян описывает Паргева Србазана перед началом операции по освобождению города Шуши: «И перед нами появился в своем торжественном облачении настоятель Арцахской паствы Паргев Мартиросян. Он благословил начало операции. Какое-то гордое волнение охватило всех нас от осознания причастности к историческому моменту, в котором была обреченность на победу. Командос (Аркадий Тер-Тадевосян – военачальник, руководитель Шушинской военной операции – авт.) поклялся, что мы волею Божьей выполним приказ нашего народа».

«Я всегда верил в освобождение Шуши и армянскую армию, которая сделала то, что многие считали невозможным. Очень трудно было из разрозненных отрядов самообороны создать регулярную армию, готовую к защите родины. Но мы сделали это силой духа и с верой в душе. Каждый из нас верил в победу, но после Шуши мы все убедились в том, что непременно должны победить. Эта победа показала, что армянский воин, в неравных, невыгодных для себя условиях, в состоянии брать неприступные крепости», – говорит предводитель Арцахской епархии ААЦ, утверждая, что «во время войны Божья помощь была очевидна и имеется достаточно свидетельств со стороны как мирян, так и военнослужащих».

Сегодня Республика Арцах, пожалуй, является единственным на постсоветском пространстве государством, где основы христианства преподаются во всех школах в качестве обязательного предмета учебной программы – начиная с 1997 года, по инициативе Арцахской епархии, в общеобразовательных школах НКР стали проходить курсы «История Религии» и «Слово Божие».

«Когда развалилась советская власть, церковь и священники получили свободу и возможность проповедовать, преподавать, обучать. Сегодня издаются сотни книг религиозного характера, имеем теле- и радиостанции, воскресные школы. Религия преподается в школах, в вузах имеем богословский факультет. Пытаемся вернуть наше духовное наследие младшему поколению, то есть то, что принадлежит ему», – рассказывает Паргев Мартиросян.

С 2000 года архиепископ Паргев Мартиросян является автором и ведущим телепередачи «Духовная безопасность».

«Юное поколение имеет право знать свою историю, свои корни и основу веры, тем более это актуально в век глобализации. Только при наличии духовных основ можно противостоять вызовам современного мира, – утверждает Србазан. – Патриотическое воспитание носит особо нравственный характер, является Богоугодным делом».

Духовный предводитель Арцаха не призывает свою паству к аскетизму, но советует, как христианину уберечься в современном мире, полном соблазнов: «Думая о комфорте и улучшении быта, никогда не забывать о спасении души. Всегда надо думать о самом важном, о главном. Живя земной жизнью, надо помнить и о духовной жизни, жизни вечной. Каждый должен знать, что есть Бог, у каждого человека есть его личная миссия, и каждый в ответе за весь Мир. Вся вселенная, природа, дети – все это ежедневно должно напоминать нам о Небесном Отечестве».

Паргев Мартиросян играет большую роль в общественно-политической жизни НКР, участвует в разрешении сложных ситуаций, которые нередки в послевоенном Арцахе.

«Церковь напрямую не занимается политикой, и слава Богу – для этого есть госструктуры. Предназначение Церкви – взывать к согласию и единению, всегда нести эту миссию и служить примером в этом своему народу. Народ же армянский сегодня переживает нелегкие дни. И тем более нуждается он в поддержке нашей Апостольской Церкви. Ведь преодолевать трудности можно, лишь имея Надежду, Веру, Терпение и Согласие. Вдохновить сии чувства способна лишь Церковь. Миссия ее вечна и с течением времени не меняется», – утверждает духовный предводитель НКР.

Как же быть с теми, кто откололся, заблудился? Речь о сектантстве. К сожалению, вместе с возвращением и утверждением в НКР ортодоксального вероисповедания, в предвкушении найти здесь невозделанную почву, в которую можно было бы бросить семена своего, по сути раскольнического учения, завербовать людей, воспользовавшись испытываемой десятилетиями жаждой Слова Божьего, в Арцах хлынули и всякого рода «ловцы душ», представители различных религиозных группировок, чуждых арцахскому народу. Разумеется, сектантство представляет определенную опасность для молодой государственности НКР, для народа и его веры. В то время, когда враг находится почти на пороге дома, когда реалии требуют от арцахцев самопожертвования, готовности в случае необходимости отдать жизнь за родину, нацию, семью, идеи сектантских вероучений, граничащие с космополитизмом, духовным сепаратизмом, прямо или косвенно призывают сложить оружие и отказаться от борьбы.

Паргев Србазан их также считает «духовными детьми Арцаха» и, руководствуясь словами святого Саака Партева о том, что «хворую овцу не оставляют на съедение волкам», призывает общими усилиями помочь им встать на верный путь.

«C духовной точки зрения все карабахцы являются моими чадами. Мое отношение к ним, ко всем без исключения – отцовское, попечительское. Известно, что именно глава семьи должен призывать к миру и согласию», – говорит архиепископ Мартиросян.

Србазан считает, что независимо от статуса человека, мирянин он или нет, верующий или нет, все вовлечены в общественную жизнь, все являются гражданами своей страны, все несут ответственность за судьбу народа и страны.

«Армянин для армянина должен быть святыней», – утверждает он.

 

 

***

Сердце никогда не обманывает, ибо там  пребывает Господь.

Архиепископ Паргев Мартиросян

 

Священниками не рождаются, священниками становятся. Наверное, кто-то оспорит это утверждение, родившееся у меня, пока я писал очерк о Паргеве Србазане. Бог, наделив человека соответствующими качествами, все-таки оставляет ему свободу выбора. И тут человеку остается руководствоваться велением своего сердца…

У Гургена Мартиросяна, естественно, был свой путь к Богу. Учился в математической школе, был студентом политехнического института, а окончил Ереванский педагогический институт имени В.Брюсова, отделение русского языка и литературы. Прочитанный им дипломный доклад на тему «Проблема искусства и морали» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» на Всесоюзном конкурсе дипломных работ был удостоен премии первой степени и награжден золотой медалью. Получив специальность педагога, Гурген Мартиросян работал учителем в селе Ехегнут нынешней Армавирской области Республики Армения, оттуда был призван в советскую армию. Вернувшись в Армению после демобилизации, в 1978-80-ых годах работал в Ереване в Министерстве легкой промышленности республики.

Признается, что «как и все молодые люди того времени любил играть на гитаре, увлекался «Битлз». Как говорится, ничто человеческое не было чуждо ему. Он и сейчас любит этот ансамбль. Основы же своего христианского воспитания получил еще в детстве от своей набожной бабушки Парандзем.

«Конечно, советская школа потом сделала свое дело, отстранив меня на какой-то период от религии. К своей исконной вере, к христианству, к Богу я шел постепенно. Началось это, пожалуй, с произведения Ромена Роллана «Жизнь Рамакришны и Вивекананды», где по сюжету Рамакришна медитировал со своими учениками над образами религиозных вождей. Выйдя из состояния медитации, Рамакришна произнес поразившую всех фразу: «Нашим гуру всегда был, есть и будет Иисус Христос». Это подтолкнуло меня к изучению философии йоги, но до тех пор, пока не познакомился с «Практической магией» Папюса. И меня вновь поразило повторение имени Христа, благодаря которому можно разрушить все демонические заклинания. Теперь стало важным узнать и понять, кто такой Христос, что привело меня к изучению христианской литературы. А в 26 лет я уже поступил в духовную семинарию», – рассказывает Паргев Србазан.

25 декабря 1983 года будущий духовный пастырь Арцаха был рукоположен в сан дьякона, приняв духовное имя Паргев, что в переводе с армянского означает «Дар» («Дар Божий»). Отсюда и началось его восхождение по церковной иерархической лестнице и духовное совершенствование.

Сегодня возродившаяся под руководством Паргева Србазана Арцахская епархия Армянской Апостольской Церкви объединяет десятки церквей и монастырей – древних, средневековых и новых. По случаю 25-летия воссоздания Арцахской епархии президент Арцаха Бако Саакян в 2014 году подписал указ о присвоении Паргеву Мартиросяну высшего звания «Герой Арцаха» – за исключительные заслуги перед Нагорно-Карабахской Республикой.

Духовный предводитель Арцаха с оптимизмом смотрит в будущее: «Как бы ни была сурова к нам судьба, мы готовы принять все ее удары, зная, что с нами Армения и весь христианский мир».

И с этим, думаю, согласны все арцахцы, ибо они верят, что на их стороне Правда и Сам Бог.

 

         Ашот Бегларян, Степанакерт

Комментарии

Добавленофанто (не проверено) 14 августа, 2018 - 21:14

Браво Ангин Сфрбазан

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.