Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Украина угрожает Ирану санкциями. Судьба дипотношений двух стран решится в ближайшие дни

В ближайшие дни Киев примет решение о разрыве или сохранении дипотношений с Тегераном из-за поставки им дронов России. А следующим шагом может стать введение антииранских санкций, заявил специальный представитель Украины по Ближнему Востоку и Африке Максим Субх. Хотя подобные угрозы украинских властей несущественны для иранской стороны. И от их реализации больше пострадает не Иран, а сама Украина, указали эксперты.

В ближайшие недели президент Украины Владимир Зеленский примет решение о возможном разрыве дипотношений между Киевом и Тегераном. Об этом заявил в интервью, опубликованном во вторник в издании «Зеркало недели» (украинское СМИ, доступ к которому заблокирован Роскомнадзором), спецпредставитель Украины по Ближнему Востоку и Африке Максим Субх.

Разрыв дипломатических отношений с Ираном стоит в повестке дня, о чем иранской стороне официально сообщили, уточнил он. И добавил: «Мы не воспринимаем тезисы иранской стороны, что военно-техническое сотрудничество с Россией имеет исторические корни и продолжает развиваться. Мы не можем жертвовать нашей национальной безопасностью только ради того, чтобы иметь постоянные торговые отношения с Ираном». Хотя, уточнил Субх, Иран для Украины является очень важным торгово-экономическим партнером – в прошлом году товарооборот между двумя странами превысил 700 млн долл. Но пока Тегеран не откажется от союзнических связей с Москвой, прежних отношений с Киевом у него не будет, сказал дипломат. И не исключил, что следующим шагом после разрыва дипотношений может стать введение Украиной антииранских санкций.

Следует отметить, что в целом упомянутое интервью, также посвященное продвижению внешнеполитических устремлений Киева на африканском направлении, очевидно, было призвано продемонстрировать активность МИД Украины и ее спецпредставителя на Ближнем Востоке и в Африке, назначенного на эту должность президентом в июле. Но при этом насколько реалистичными все же оказались высказанные им фактические угрозы в адрес Тегерана? И насколько они значимы для самой иранской стороны?

Как ответила «НГ» политолог, востоковед Елена Супонина, для Ирана разрыв отношений с Украиной ничего ровным счетом не значит. Его сотрудничество с Украиной носило ограниченный характер, а в последние годы и вовсе стремилось к минимуму. «Так что все эти угрозы Киева в Тегеране вызывают только усмешку и недоумение. Однако примечательно, что на днях министр иностранных дел Ирана признал факт поставки дронов России, хотя и с оговоркой, что это произошло до начала военной операции РФ. Такое ощущение, что в последнее время Иран начал лавировать. Правда, не между Россией и Украиной, которую там не рассматривают в качестве серьезного игрока и воспринимают исключительно как марионетку Вашингтона. Скорее если речь идет о каком-то лавировании, то между США и РФ», – рассказала Супонина. Она заметила, что сейчас отношения между американцами и иранцами плохие, но какие-то контакты все же поддерживаются. И понятно, что в вопросе о поставках дронов для РФ Иран будет учитывать не мнение Украины и какие-то ее возможные действия, а исключительно позицию США. У Вашингтона имеются определенные рычаги влияния, а у украинской стороны их в реальности нет. К слову, с этой точки зрения и упомянутая спецпредставителем Украины сумма совместного товарооборота в 700 млн долл. тоже представляется малозначимой для иранского государства, резюмировала эксперт.

Напомним, по данным украинского Госстата, общий объем внешнеторгового оборота страны в 2021 году составил 141,377 млрд долл., увеличившись на 37% по сравнению с предыдущим годом. Аналогичные показатели Ирана, по данным таможенной статистики, соответственно превысили 90 млрд долл. и 40%. При этом, для сравнения, товарооборот между РФ и Украиной, по оценке российской стороны, в прошлом году вырос на 22,8% – до 12,284 млрд долл. А по информации Гостаможслужбы Украины, он повысился на 38,7% – до 10,09 млрд долл. Тогда как внешнеторговый оборот между Россией и Ираном за 2021 год, по словам посла РФ в Тегеране Левана Джагаряна, достиг рекордного показателя около 4 млрд долл., увеличившись более чем на 80%, по сравнению с 2020 годом.

В то же время следует отметить, что на днях глава иранского МИДа Хоссейн Амирабдоллахиан признал, что Тегеран передал Москве ограниченное количество беспилотников, однако сделал это до начала военной спецоперации РФ. Также, по сообщению Washington Post, иранский министр отметил, что у Тегерана с Киевом имеется договоренность о передаче украинской стороной документов, подтверждающих использование Москвой иранских дронов в ходе российской спецоперации, если представители Украины будут ими располагать. Одновременно Амирабдоллахиан опроверг озвученную ранее в ноябре Белым домом информацию о том, что Иран якобы планирует поставлять России также ракеты.

Показательно, что в Киеве эти слова министра иностранных дел Ирана трактовали как признание в осуществлении поставок дронов России. Но поскольку прежде представители Тегерана воздерживались от подобного рода заявлений, то тем более любопытно, почему они изменили свою позицию?

Видимо, таким образом, предположил в комментарии для «НГ» старший преподаватель кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО Владимир Сотников, Иран попытался повлиять на те беспорядки, которые продолжаются внутри страны. И также, вероятно, в Тегеране надеются перезапустить известную «ядерную сделку». При этом следует учесть, что Украина сегодня получает самые современные виды вооружений от западных стран, включая те же РСЗО HIMARS от США. Но в таком случае почему Россия не может получить вооружение от своих ближайших партнеров, например Ирана? Притом что Тегеран не выступал с какими-либо обязательствами не поставлять дроны России в условиях украинского конфликта. И у Киева, похоже, нет никаких доказательств подобных поставок. Cкорее всего там используют поднятый по данному поводу шум, чтобы обвинить российских военных в применении иранских БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) против украинского гражданского населения, отметил Сотников.

Что же касается заявленного решения о возможном разрыве дипотношений с Тегераном, продолжил аналитик, то, очевидно, президенту Зеленскому будет сложно принять подобное решение. Так как в результате больше потеряет Украина, а не Иран, определил старший преподаватель кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО.

Между тем любопытно, что в своем пространном интервью Максим Субх не упомянул о болезненной проблеме компенсаций, которые украинская сторона добивается от Ирана, чьи силы ПВО (противовоздушной обороны) признали, что в январе 2020 года по ошибке сбили Boeing 737 «Международных авиалиний Украины», только вылетевший из аэропорта Тегерана. Тогда погибли 167 граждан нескольких государств. Но уже мало кто помнит обстоятельства той трагедии. Накануне же, по распоряжению президента США Дональда Трампа, ракетным ударом вблизи Багдада был убит глава Корпуса стражей исламской революции (элитных сил ВС Ирана) Касем Сулеймани. Причем в мире, продолжавшем отмечать новогодние праздники, даже не поняли, что фактически оказались на грани новой глобальной войны. В итоге общее напряжение привело к ошибочному удару иранских военных по украинскому самолету. 

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

Жанр

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.