Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

ЗАГАДКА ИСТОРИИ: ДРЕВНИЙ КАРАБАХСКИЙ ХАЧКАР ИЗ АРМЯНСКОГО ШУШИ НА ЗЕМЛЕ СВЯТОГО СЕРГИЯ. ФОТОРЕПОРТАЖ

В Сергиевом Посаде археологи нашли хачкар IX-XIII веков. Он изготовлен из местного известняка, что указывает на то, что мастера, сделавшие его, также жили в этих краях. И вот тут начинается самое интересное...

Хачкар – армянское искусство резьбы по камню, основанное на веками устоявшихся христианских традициях и смыслах. Хачкар – крест в камне. Армяне ставят хачкар там, где не могут поставить храм, но остаются насовсем. Поводом для установки хачкара может быть и какое-либо значимое и памятное событие из жизни одного человека, семьи, общины или всего народа. В IX-XIII веках на месте современного красивого города Сергиева Посада, который является центром Сергиево-Посадского района, не было поселений, а был густой и непроходимый смешанный лес. Лес, который был вотчиной медведей, лосей и волков. Люди самых разных призваний от монашества до купечества стали селиться здесь со времён преподобного Сергия Радонежского, как только слава о нём пошла по Руси. А годы жизни святого старца ограничиваются XIV веком от Рождества Христова – родился в 1314 и умер в 1392 году, из чего следует что самое раннее время, когда на этом месте стали появляться какие-то поселения — это середина XIV века. Но Крещение Руси свершилось в конце X века. А если взять более поздние границы, то IX-XIII веках, что уже после крещения Руси, но задолго до того, как в этом конкретном месте появились сёла, слободы и даже первые монахи и паломники. То есть самое позднее время сотворения этого хачкара – начало татаро-монгольского ига.

Так откуда же хачкар? Из предоставленных археологических данных следует, что хачкар, как и сотворивший его мастер-армянин, появился здесь до того, как эти места стали хоть как-то мало-мальски известными, то есть армяне сюда пришли уже в IX-XIII веках установили хачкар, осев на земле, которую русские потом и прозвали землёй преподобного Сергия. Что интересно, сам хачкар очень необычен. Кроме традиционного изображения цветущего креста изображены еще и люди: женщина, которая держит в руках крест, и вооружённый луком мужчина в шлеме, а с торца дпир (алтарник) с крестом на высоком древке, точно таким же, какие и по сей день используются во время святой Литургии (сурб Патараг). Лук мужчины приготовлен к выпуску стрелы и направлен на изображение то ли солнца с двойными лучами, то ли животного. Видно, но не очень разборчиво. Если животное, то довольно ясно, что это сцена охоты, не требующая дополнительного объяснения. А вот версия с солнцем в объяснении нуждается. Осмелюсь предположить, что в случае, если это солнце, которому, кстати, поклонялись и славяне, живущие в нынешней Московской области, то на данном хачкаре оно символизирует язычество.

По произведению искусства всегда можно многое узнать о жизни его творца. Поэтому хачкару также можно многое узнать – это был глубоко верующий человек, который явно поселился здесь не один, а либо со своей семьёй, либо с целой общиной, человек, который понимал трагизм нахождения вдали от родной Церкви и скучал по ней, по её святым таинствам. А еще этот человек был воином, готовым постоять за семью и веру. Мастер был из Шуши или имел шушинские корни, что объяняется огромным сходством орнамента и композиции данного хачкара с шушинскими хачкарами того времени. На этот факт нам указывает официальная информация исследований археологической находки. Хачкар рассказывает нам о ценностях армянского народа – Христианстве и семье. Женщина, как носитель и хранитель веры, а не только лишь очага. Мужчина, как воин и защитник всего святого: семьи, веры, церкви. Они стоят рядом плечо к плечу и изображены на одном уровне, что показывает на их равное значение как для института семьи, так и для церкви.

Теперь возникает вопрос о том, как и зачем армяне пришли в эти леса и почему решили остаться в чаще. Этот вопрос настолько заинтересовал, что решила поразмышлять, как это могло бы произойти, и проанализировать все версии. А версий может быть несколько. По одной из них группа армянских проповедников готовила почву для утверждения Христианства в здешних краях. Но тогда кому проповедовать, если людей и за версту вокруг не найти? Однако уже были славянские селения в нынешнем Сергиево-Посадском районе, в некоторых из них вплоть до XII века жители сохраняли языческие традиции и капища. А славянские общины селились на определённом расстоянии друг от друга, а не совсем рядом, так что у данной гипотезы есть шансы претендовать на истинность. По другой версии, это могли быть армяне, которые по каким-то причинам ушли из своих мест и пришли сюда, в лес, в котором их никто не стал бы тревожить. И в принципе это можно было бы объяснить тем, что в XI веке Армения была захвачена сельджуками, от которых освободилась только в начале XII века. Так что версия имеет исторические предпосылки и с большой долей вероятности может подтвердиться. Кроме того, можно было бы предположить, что хачкар был установлен в честь какого-то значимого для его автора события или чуда, свершившегося с ним на этом месте, а не из-за того, что семья или община остановилась здесь насовсем. Однако в таком случае уместнее всего было бы устанавливать его там, где рядом проходит дорога, чтобы потом можно было бы самому найти его, и чтобы другие люди могли видеть его. Но о том, чтобы в то время рядом с местом, где археологи нашли хачкар, пролегала дорога, исторических данных нет. По версии, выдвигаемой в местных СМИ, хачкар является подарком армян одному из монастырей Сергиева Посада. Но и тут возникает масса неточностей, в первую очередь в датах. Хачкар старше, чем любой из окрестных монастырей, а если он был привезён и подарен гораздо позже, то, скорее, был бы из туфа. Даже если его долгое время хранили и в итоге подарили, то, как он в принципе здесь оказался?

Как интересно в итоге сплелись судьбы двух народов, в том числе и в конкретной географической точке. Армяне воздвигли в Подмосковных лесах хачкар – христиански символ, а спустя время преподобный Сергий выбрал именно эти уже намоленные лесистые холмы (имеется в виду – в черте современного города тоже) для своего молитвенного делания. Сергиев Посад, ставший духовным центром России и святым местом для каждого русского человека, по праву считающийся ее душой, в XXI веке стал и побратимом святого Эчмиадзина – главного духовного центра Армянской церкви и святого места для каждого армянина. Города активно взаимодействуют в области культуры. А за несколько лет до открытия древней находки (в 2014 году) был установлен новый хачкар у водопада Гремячий, открывшегося по молитве святого Сергия.

Сейчас в городе мало армян и они достаточно разрознены. Хотелось бы, чтобы эта ценнейшая археологическая находка стала бы напоминанием для них о том, кто они есть и какими надобно быть, а также напоминанием обоим народам о братстве, дружбе, единстве и Христианстве.

Хачкар IX-XIII века, найденный на одном из дачных участков в черте города, выставлен в экспозицию музея «Конный двор» в самом центре Сергиева Посада до конца мая. Сейчас именно с этого важного экспоната и начинается вся экспозиция при просмотре – это первое, что мы видим, входя в самый первый зал музея. Этот хачкар древен, духовен и прекрасен. Его обязательно нужно увидеть каждому армянину, прикоснуться к истории и святыне.

ИРИНА ГРИГОРЯН

ЗАГАДКА ИСТОРИИ: ДРЕВНИЙ КАРАБАХСКИЙ ХАЧКАР ИЗ АРМЯНСКОГО ШУШИ НА ЗЕМЛЕ СВЯТОГО СЕРГИЯ. ФОТО
ЗАГАДКА ИСТОРИИ: ДРЕВНИЙ КАРАБАХСКИЙ ХАЧКАР ИЗ АРМЯНСКОГО ШУШИ НА ЗЕМЛЕ СВЯТОГО СЕРГИЯ. ФОТО
ЗАГАДКА ИСТОРИИ: ДРЕВНИЙ КАРАБАХСКИЙ ХАЧКАР ИЗ АРМЯНСКОГО ШУШИ НА ЗЕМЛЕ СВЯТОГО СЕРГИЯ. ФОТО
ЗАГАДКА ИСТОРИИ: ДРЕВНИЙ КАРАБАХСКИЙ ХАЧКАР ИЗ АРМЯНСКОГО ШУШИ НА ЗЕМЛЕ СВЯТОГО СЕРГИЯ. ФОТО
ЗАГАДКА ИСТОРИИ: ДРЕВНИЙ КАРАБАХСКИЙ ХАЧКАР ИЗ АРМЯНСКОГО ШУШИ НА ЗЕМЛЕ СВЯТОГО СЕРГИЯ. ФОТО
ЗАГАДКА ИСТОРИИ: ДРЕВНИЙ КАРАБАХСКИЙ ХАЧКАР ИЗ АРМЯНСКОГО ШУШИ НА ЗЕМЛЕ СВЯТОГО СЕРГИЯ. ФОТО
ЗАГАДКА ИСТОРИИ: ДРЕВНИЙ КАРАБАХСКИЙ ХАЧКАР ИЗ АРМЯНСКОГО ШУШИ НА ЗЕМЛЕ СВЯТОГО СЕРГИЯ. ФОТО
ЗАГАДКА ИСТОРИИ: ДРЕВНИЙ КАРАБАХСКИЙ ХАЧКАР ИЗ АРМЯНСКОГО ШУШИ НА ЗЕМЛЕ СВЯТОГО СЕРГИЯ. ФОТО
ЗАГАДКА ИСТОРИИ: ДРЕВНИЙ КАРАБАХСКИЙ ХАЧКАР ИЗ АРМЯНСКОГО ШУШИ НА ЗЕМЛЕ СВЯТОГО СЕРГИЯ. ФОТО
ЗАГАДКА ИСТОРИИ: ДРЕВНИЙ КАРАБАХСКИЙ ХАЧКАР ИЗ АРМЯНСКОГО ШУШИ НА ЗЕМЛЕ СВЯТОГО СЕРГИЯ. ФОТО

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.