Теперь и в телеграм: подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

Политолог Саркис Цатурян об Азербайджане и идеологии пантюркизма, которые паразитируют на армянском наследии. Видео

Видео

В своей авторской программе «Власть» Саркис Цатурян рассказал об истоках и целях пантюркизма, который до сих пор угрожает освободительной борьбе народов бывшей Османской империи.
Когда мы говорим о фашизме, то зачастую вспоминаем только гитлеровскую Германию с ее газовыми камерами. Как будто не было геноцида армян, геноцида греков, геноцида ассирийцев, геноцида арабов и геноцида езидов. Один из организаторов массовых убийств Джемаль-паша с гордостью говорил, что «армяне уничтожены железом, а сирийцы должны быть уничтожены голодом».

Мы забыли, что вина за многочисленные страдания этих народов лежит на пантюркизме. Пришло время дать четкие определения. И я сделаю это прямо сейчас.

Пантюркизм — это разновидность турецкого фашизма, целью которого служит сохранение классового господства правящей верхушки над своим собственным народом и над постколониальными народами через террор и физическое истребление.

В чем причина многолетней агрессии пантюркистов из Баку и Анкары в отношении армян? Она состоит в миропонимании. Ведь сознание пантюркистов определяется не мусульманскими канонами, а языческим миропониманием, когда все люди делятся по видовому принципу — на своих и чужих.

При этом «чужих», по их логике, можно безнаказанно грабить и убивать. Так они и поступали с армянами, греками, арабами, ассирийцами и алавитами. На рубеже XIX и XX веков пантюркисты видели в убийствах армянского населения средство наживы и личного обогащения, поскольку армяне контролировали 60% турецкой импортной торговли, 40% экспортной торговли и 80% внутренней торговли.

По состоянию на 1915 год, то есть в разгар Геноцида, на долю армян приходилось 20% капитала промышленных предприятий — это текстильные, пищевые, бумажные, деревообделочные, керамические и металлургические заводы. Для сравнения: греки контролировали 50% капитала промышленных предприятий, евреи — 5%, турки — 15%, а оставшиеся 10% приходились на долю иностранцев. В самой Западной Армении на долю армян приходилось 86% всей торговли и 69% промышленности. Например, в Ванском вилайете армяне сосредоточили в своих руках 98% торговли.

Идеолог кайзеровской Германии Пауль Рорбах, который еще до Первой мировой войны ратовал за союз Берлина с Османской империей, был вынужден произнести следующие слова об армянском народе:

«Армяне имеют значительно большее значение, чем это можно предположить по их количеству. Нет никакого сомнения, что они и с интеллектуальной, и с материальной точки зрения являются самым деятельным элементом… Армянин наделен такой энергией и стойкостью, которые противоречат всему тому, что мы привыкли видеть в качестве восточного облика».

Цифры, которые характеризуют роль армян в османской экономике, важны для понимания мотивов преступления. Организаторы Геноцида понимали, что в условиях равной конкуренции им никогда не догнать армян. Поэтому в ход пошли массовые убийства. А там, где идет охота за капиталом, покушаются и на землю. Типичная классовая борьба, описанная Марксом в «Капитале».

Кстати, после своего свержения палач армянского народа султан Абдул-Хамид II признавал в своих воспоминаниях слабость турецкой буржуазии:

«Корень всех зол в том, что ни один османец не работает для создания реальных ценностей. Османец привык быть господином и оставлять труд другим. Он живет и веселится… Наша молодежь думает, что она не может стать кем-либо иным, кроме чиновников и офицеров».

Теоретик пантюркизма Назим-бей, который был министром просвещения в правительстве Талаата, выступал более откровенно:

«Предпосылкой осуществления политической программы младотурок является коренное решение армянского вопроса… Представьте на миг создание в восточных областях армянского государства. Такое государство — это могильная плита на туранской программе».

Схожей логикой руководствовались организаторы армянских погромов в Баку и Сумгаите — присвоить себе имущество армян в промышленных городах советского Азербайджана и занять их ниши в региональной экономике. Развал Советского Союза во всю проявил их фашистскую сущность.

Пантюркизм — не только идеология ненависти, но и идеология ревизионизма и воровства. Знаете ли Вы, что термин «Туран», которым сейчас бравирует Эрдоган и другие пантюркисты, на самом деле имеет персидское происхождение? В «Авесте», сборнике священных текстов зороастризма, «Тураном» именуются ираноязычные народы – иранцы, таджики, пуштуны, белуджи и другие. Их называли «турами». «Тураном» или «Страной туров» персы называли обширную страну за Верхней Амударьей, народы которой говорили на восточноиранских языках.

Карта Турана

Карта Турана

«Туран» стал использоваться в качестве синонима «Туркестан» или «Страна тюрок» только после того, как Тюркский каганат завоевал среднеазиатское Междуречье в 567 году. То есть захватчики приватизировали родину ираноязычных народов.

Вернемся в наше время. У язычников-пантюркистов много недостатков, но самый главный из них состоит в том, что они забывают свои корни. Сегодня, когда бакинский режим получает военную и политическую поддержку Турции, окружение Алиева называет свой народ даже не закавказскими турками, а просто турками. Только вот эта трансформация никак не вяжется с их трактовкой собственной истории. Ведь в учебниках истории режим Алиева героически приватизировал персидскую историю, объявив нынешних азербайджанцев потомками кызылбашей. Что-то тут не вяжется.

Советую бакинским плагиаторам обратить внимание на арабское сочинение «Хроника войн Джара в XVIII веке», русский перевод которого был опубликован в Баку в тридцатые годы прошлого века. Скажу сразу. Мы, армяне, не лезем в противостояние между суннитами и шиитами. Считаю, что верующие мусульмане не нуждаются в комментариях со стороны. Я просто привожу исторический факт, который имел место в первой половине XVIII века.

Политолог Саркис Цатурян об Азербайджане и идеологии пантюркизма, которые паразитируют на армянском наследии. Видео

Итак, на 39 странице этой книги, которая повествует о войнах между Османской империей и Персией в Закавказье, приводится письмо турецкого султана к дагестанским народам с призывом убивать кызылбашей там, «где ни настигните их, ибо они, предъявляя такие требования, показали себя несомненно неверующими». Османский султан имеет в виду требование персидского шаха Тахмаспа II признать истинной его «джафаридскую», то есть шиитскую веру.

Преследования османскими властями шиитов на оккупированных территориях подтверждает и советская историография. В частности, учебник «История Азербайджана», где говорится о том, что «султанская Турция насильственно насаждала в Азербайджане суннизм и преследовала приверженцев шиизма».

Политолог Саркис Цатурян об Азербайджане и идеологии пантюркизма, которые паразитируют на армянском наследии. Видео

Почему я привел этот факт? Бакинский режим, если верить его официальной статистике, правит в обществе, где порядка 85% граждан исповедуют шиизм и только 15% — суннизм. Но при этом Алиев и его окружение объявили себя турками.

Меня волнует теперь только один вопрос: кто они такие на самом деле? Если они потомки кызылбашей, то с турками-суннитами им не по пути. Если же они турки, а не кызылбаши, то это в очередной раз подтверждает, что все земли, которые находятся под военным контролем бакинского режима, являются временно оккупированными территориями.

Хотя зря я так категорично рассуждаю. Режим Алиева давно определился со своим курсом. Я имею в виду расправу, учиненную полицией с жителями поселка Нардаран, где с лета 2015 года местные шииты выходили на улицы, чтобы протестовать против арестов своих единоверцев, а также против тяжелых социальных условий.

Тем временем бакинская пропаганда все свои силы направляет против армян, прикрывая многочисленные репрессии в отношении талышей и татов. Режим Алиева пресекает любые формы инакомыслия. Превратив армянофобию в дымовую завесу, бакинская пропаганда умалчивает факты о том, как аварцам и лезгинам запрещают изучать в школах свои национальные языки. То есть правящая верхушка объявила войну всем коренным народам региона.

На самом деле, армяне — куда более удобные спарринг-партнеры для режима Алиева, чем остальные коренные народы региона, поскольку после погромов в Баку и Сумгаите армяне проживают по периметру, а не внутри Азербайджана. Вероятно, главарь бакинского режима забыл, что армяне в раннесоветский период официально считались коренным народом Азербайджанской ССР.

Политолог Саркис Цатурян об Азербайджане и идеологии пантюркизма, которые паразитируют на армянском наследии. Видео

Политолог Саркис Цатурян об Азербайджане и идеологии пантюркизма, которые паразитируют на армянском наследии. Видео

Взгляните на флаг советского Азербайджана. Там названия республики и ее автономной области указаны на двух языках – армянском и азербайджанском. Вы избавились от армян ровно потому, чтобы потом не делить с ними власть в республике. На руинах Советского Союза вы пытались реализовать фашистскую методику младотурок. Но в самый неподходящий момент что-то пошло не так…

При этом режим Алиева пытается настроить мусульман всего мира против армян. Но у армянского народа более давние и тесные отношения с суннитским и шиитским Исламом, чем у язычников-пантюркистов. Думаете, я преувеличиваю?

Знаете ли Вы, что младотурки внедрили в своих рядах обычай становиться лицом при молитве на Восток – к Турану, хотя по исламской традиции принято смотреть на юг – в сторону Аравии, которая является родиной Ислама? Если не верите, спросите у специалистов. Они Вам и не то расскажут про этих язычников.

Я хочу особо подчеркнуть, что за исключением носителей фашистской идеологии пантюркизма, которая основывается на расовой ненависти, нарушая тем самым предписания Ислама, у армянского народа самые добрые отношения с татарами, башкирами, туркменами, казахами, киргизами, узбеками и другими тюркскими народами. И мы дорожим этими отношениями!

Более того, у армян нет проблем с азербайджанцами и турками, которые отвергают фашистскую идеологию пантюркизма. Азербайджанцы в Москве и Петербурге мирно живут со своими соседями-армянами. То же самое можно сказать и про турок в Стамбуле и Измире.

Более того, турецкие интеллектуалы Танер АкчамРагып ЗараколуАли БайрамоглуОрхан ПамукЭлиф Шафак и другие попали в «черные списки» режима Эрдогана за публичные призывы к властям о необходимости признания Геноцида армян. Кстати, среди них значится и Хасан Джемаль — внук того самого Джемаля-паши. В отличие от своего деда, Хасан Джемаль не только признал Геноцид, но и потребовал от турецкого государства извиниться перед армянами.

Однако пантюркистам правда не нужна. Вот как объясняет их мотивацию турецкий правозащитник Рагып Зараколу:

«Геноцид армян — одна из основ формирования турецкой нации. Именно поэтому его отрицание столь сильно: если признают Геноцид, вся турецкая история, все герои обратятся в пыль».

Люди масштаба Памука и Акчама сильно рискуют, но не боятся, что вызывает уважение. Поэтому будет нечестно ассоциировать всех турок с убийцами типа Эрдогана, Энвера, Талаата и Джемаля. Вместе с тем армяне должны помнить, что с турками, которые поддерживают Эрдогана и фашистский пантюркизм, им не по пути. Если мир с Гитлером был невозможен, то на каком основании Вы хотите дружить с Эрдоганом, который ведет турецкий народ в пропасть?

This opinion is also available in English

Саркис Цатурян — главный редактор ИА Реалист, автор аналитической программы «Власть»

realtribune.ru

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.