Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

ШАХЛАР АГАХАНОВ: ЛЕЗГИНСКИЙ НАРОД СЕГОДНЯ РАЗДЕЛЕН

О положении лезгинского народа в Азербайджане, отношении к нему официальной власти редакции газеты «Ноев Ковчег» рассказал Шахлар Агаханов, лезгинский общественный и политический деятель, глава оргкомитета общества по изучению истории наследия Кавказа «Алпан», к.м.н.

– Шахлар Бабаевич, Вы защищаете интересы лезгинского народа, в том числе права лезгин в Азербайджане, где, по официальным данным, проживает более 180 тысяч Ваших соотечественников. Известно, что многие были ассимилированы. Осознают/сохраняют ли лезгины в Азербайджане свою национальную идентичность?

– Лезгинский народ разделен, он живет в Дагестане, России, и в Азербайджане. Эта разделенность плохо сказывается на состоянии народа.

В Азербайджане, по официальным данным, как Вы отметили, проживает 180 тысяч лезгин. Но это официальные данные, и они существенно отличаются от реальных. В конце 80-х годов прошлого века, по официальным азербайджанским данным, в республике проживало 800 тысяч лезгин. Даже по тем меркам цифра значительно преуменьшенная.

Полным ходом идет процесс ассимиляции. Лезгин было 800 тысяч, а стало 180 тысяч, в то время как количество азербайджанцев постоянно растет. Лезгинский народ «переписывается» в азербайджанский.

– Для чего это нужно властям?

– По разным причинам. Конечно, среди лезгин есть и такие, которые идут на это по тем или иным причинам добровольно. Например, те, кто работает во властных структурах, или те, кто имеет бизнес, а, как известно, интересы бизнеса превалируют. Эти люди, имеющие рычаги власти или ведущие бизнес в Азербайджанской Республике, из страха потерять все ассимилируются. Но основная часть лезгин ассимилируется насильственно, что вызывает в лезгинском народе большой протест, и не только у проживающих в Азербайджане.

– Как идет процесс ассимиляции?

– В конце 80-х годов, да и раньше, 100 лет назад, лезгинский народ Азербайджана оказался под фактической оккупацией. Добровольно он не входил в состав Азербайджана. Не проводился референдум, не заключалось никаких договоров. Лезгинские земли захватили и провели границу. Большевики в то время не имели возможности что-либо изменить.

Процесс ассимиляция идет по нескольким направлениям. Прежде всего это культурная ассимиляция. Если в Дагестане постоянно слышна традиционная горская музыка лезгин, то в Азербайджане ее практически не услышишь. Мы предпринимаем определенные шаги и критикуем исполняющих на тюркский, персидский, индийский лад лезгинскую музыку. Следующее направление – языковая ассимиляция. В Азербайджане нет школ, в которых с 1-го по 10-й класс шло бы преподавание на лезгинском языке. Еще в 1936 году азербайджанские власти отговаривали детей в школах изучать лезгинский язык, преподавали только на русском и азербайджанском. С тех пор лезгинский язык не преподается. После распада Советского Союза количество школ, где предметы преподаются на русском языке, с каждым годом уменьшается, а число школ, где преподавание идет на азербайджанском, растет. Преподавание лезгинского языка свелось к факультативу, один-два часа в неделю. То есть лезгинский язык изучается просто как предмет. Соответственно территория лезгинского языка сужается с каждым годом.

Вспомним историю. Когда заключали межгосударственный договор о государственной границе между Российской Федерацией и Азербайджаном, на территории республики находились лезгинские анклавные села – Храх-Уба и Урьян-Уба. Село Урьян-Уба осталось в составе республики, и его жители приняли азербайджанское гражданство. А храхубинцы были выселены в Россию, село заселили проживающими в Нахичевани курдами и представителями других народов. Сегодня оно называется Паладлы. То есть ареал проживания лезгинского народа в Азербайджанской Республике постепенно окружается теми народами, которые никогда на этой земле не проживали и не являются коренными автохтонными народами региона. Не имея работы – а там не развивается инфраструктура, нет производства, социально-культурных объектов, – лезгины покидают эти районы. Не имея возможности жить в достойных условиях, они уезжают в Россию и дальнее зарубежье. Их дома выкупаются местными азербайджанцами, которые постепенно заселяют эти земли.

– Нарушаются ли права лезгин, а также других проживающих в Азербайджане народов, по Вашему мнению? Имеются ли конкретные факты?

– Этим нарушениям в последнее время я уже потерял счет. Конкретных примеров очень много. Не так давно стало известно о претензии лезгин к властям в Гусарском районе, в котором проживают лезгины. Глава района выкупил футбольное поле, которое было общественным и принадлежало всем жителям района. Выкупил также дом культуры и прочие объекты, приватизировал их и начал строительство бизнес-зданий. Народ был возмущен. Это только один пример того, как ущемляются права лезгин в Азербайджане даже на тех небольших территориях, на которых они проживают в Азербайджанской Республике.

Есть село Камарван в Габалинском районе, где располагалась древняя столица кавказской Албании. Местные власти препятствуют бизнесменам-лезгинам в ведении дел, они отнимают у них земли. Имел место случай с Тиграном Мусаевым, жителем этого района. Его стали принуждать отдать свой бизнес, выселять с земли, которую он занимал. Ему пришлось обращаться к высшим властям Азербайджана, чтобы защитить себя. Люди не могут найти защиту на местном, районном уровне.

Другой пример – в Кюрдамирском районе. Там есть зоны отгонного животноводства, а животноводством в основном занимаются лезгины в горных районах. Они переселяются туда в зимнее время, а летом поднимаются в горы. Так местные власти, районное начальство, стали отнимать у них землю. Кстати, это произошло сразу после второй Карабахской войны. Говорили так: «Вы, лезгины, будете изгнаны с этих земель, вы не имеете никаких прав, ваши земли – за горами, если недовольны – уезжайте в Дагестан, в Россию».

Нарушаются права не только лезгинского народа, но и других коренных народов региона – аварского, цахурского, рутульского, талышского.

– Как противостоять этим нарушениям? Международные рычаги есть?

– Международное сообщество знает о многих нарушениях прав коренных народов в Азербайджане. Неоднократно принимались разного рода декларации, заявления по этому поводу. Но Азербайджан силен икорной дипломатией и может подкупить нужных людей. Не так давно в Европарламенте был по этому поводу скандал, связанный с немецким евродепутатом. Официальными лицами Евросоюза были сделаны соответствующие заявления.

Конечно, общественности трудно повлиять на внутреннюю политику Азербайджана. О собственном народе, о том, чтобы он жил достойно, должны думать прежде всего сами азербайджанские власти, это в их интересах.

– В одном из своих интервью Вы сказали, что Азербайджан проиграл в недавней войне в Нагорном Карабахе, так как не достиг своих целей. Почему он проиграл, на Ваш взгляд? Каковы были его цели?

– Заключение соглашения о перемирии после войны свидетельствует о том, что те районы, которые отошли к Азербайджану, и так были включены в переговорный процесс и Азербайджан мог их получить и без ведения боевых действий, за исключением Шуши, который был «отвоеван» Азербайджаном. Тем не менее, поддерживаемый Турцией, он начал войну. Видимо, существовали договоренности захватить Нагорный Карабах полностью. А Карабах остался практически в своих прежних границах. К тому же в Арцах вошли российские миротворцы.

Сегодня Азербайджан полностью утратил какое-либо влияние в Нагорном Карабахе в полном объеме, как он того хотел. Кроме того, он понес большие человеческие потери, экономический ущерб, залез в долги, потому что высокотехнологичные вооружения, применяемые им в ходе боевых действий, стоили больших денег. И сегодня приходится расплачиваться.

Мы наблюдаем дестабилизацию в самом Азербайджане – ухудшение социально-экономического положения, нарастание протестных выступлений, жесткая ответная реакция полиции, также ковидные ограничения. В некоторых селах, где проживает лезгинский народ, фактически начался физический голод. Во всяком случае, такие сигналы поступают. Все это говорит о том, что, несмотря на пиррову победу, обстановка в Азербайджане накаляется и в долгосрочной перспективе могут произойти очень серьезные негативные процессы – вплоть до политического переформатирования.

– Азербайджанская пропаганда стремится внести раскол среди проживающих на территории республики народов, натравить их друг на друга. Осознают ли это Ваши соотечественники в Азербайджане?

– Такие сигналы поступают. Находясь за пределами Азербайджана, трудно контролировать все происходящие в республике события, но отслеживать их можем. Я говорил о том, что азербайджанские власти на местах открыто заявляют лезгинам: «Вы – лезгины и покиньте эту территорию». И эта линия проводится не только в отношении лезгин. Власти пытались в Кабалинском районе выселять удин. То есть власти подводят ситуацию под определенную черту, провоцируя ответную реакцию. Хотя все такие инциденты инспирированы самими властями. Они демонстрируют, что превалирующий этнос – тюркский – имеет все права в отношении того, что происходит в этой стране,и может надавить на все остальные народы. Один народ противопоставляется другому народу, и, когда тот начинает отстаивать свои права, принимаются репрессивные меры. Людей бросают в тюрьму.

– Защищая права лезгинского народа, Вы чувствуете на себе давление со стороны азербайджанских властей?

– Давление на меня оказывается в том числе через тех лезгин, которые проживают на территории России, выходцев из Азербайджана. Случаи прямых угроз имели место. Но мы намерены идти до конца, защищать интересы своего народа. Сегодня лезгинский народ не находится под защитой каких-либо государственных структур, он разделен. А разделенность – угроза полного уничтожения, ассимиляции и деградации.

В Азербайджанской Республике мало лезгин, которые открыто выступают в защиту лезгинского народа, проживающего на территории республики. Лидеров этого движения в республике нет. Есть различные организации, якобы лезгинские, но они никогда не говорят о защите интересов лезгинского народа. В основном это культурные организации, издающие газеты, которые выходят за счет самих организаций, ансамбли пения и танца. Государство ни копейки не вкладывает в них и даже оказывает на них давление.

– У Вас есть связи с Арменией? Как Вы оцениваете сегодняшнее положение Армении?

– Лезгинский и армянский народы были соседями многие тысячи лет, противостояли внешним завоевателям, оказывали друг на друга взаимное культурное влияние, в том числе в области языка. У меня есть друзья как в Армении, так и среди проживающих в России армян.

То, что происходит в Армении, конечно, не оставляет нас равнодушными. Трагедия, которая произошла после второй Карабахской войны, серьезно повлияла не только на армян, но и на нас, лезгин. Много наших соотечественников погибло в Карабахе и в первую войну, и во вторую. Они насильственно были призваны в азербайджанскую армию, именно их, как и представителей других коренных народов, азербайджанские офицеры отправляли на передовую.

Мы наблюдаем с сожалением и сочувствием неопределенность ситуации в Армении и в Нагорном Карабахе. Нет ясности политической, четкого видения будущего. Армянское общество разделено, что проявилось и во время парламентских выборов. Хотя сегодня определенные шаги для стабилизации положения в стране предпринимаются. И мы надеемся, что стабильность позволит народу приступить к созиданию.

– Говорить о стабильности в условиях, когда позиции армянских вооруженных сил в Арцахе подвергаются постоянному обстрелу, сложно. Очередной обстрел произошел на днях, есть погибшие, раненые.

– Думаю, что миротворцы должны четко отслеживать такие инциденты и не допускать их. Тем более когда обстреливается мирное население, целенаправленно уничтожающееся. Видимо, азербайджанская сторона провоцирует армянскую сторону на ответные действия с тем, чтобы потом ее обвинить. Мандат миротворческих сил определен на пять лет. Не исключено, что азербайджано-турецкий тандем готовит определенные действия, чтобы через четыре года воспротивиться продлению мандата.

В этих условиях о созидании не может быть и речи. Оно может быть только в условиях надежного мира. Нет мира – нет созидания. Человек, живущий в военных условиях, думает прежде всего о том, чтобы выжить.

Ответственность за обеспечение мира в этом регионе взяла на себя Россия. И она должна стать гарантом безопасности и стабильности. И то, что такие обстрелы происходят, свидетельствует о том, что позиция самой России неопределенная. Вместо того чтобы встать на сторону тех, чьи интересы ущемляются, она выжидает. Не так давно были обстреляны и сами миротворческие силы, были погибшие. И никаких действий и заявлений со стороны России не последовало. Интересы России в Закавказье есть, и их надо защищать. Десять лет тому назад Семен Аркадьевич Багдасаров, выступая в Государственной Думе, говорил, что нельзя быть хорошим одновременно и для Азербайджанской Республики, и для Армении. Это может плохо закончиться. Армения – стратегический союзник. Азербайджан – стратегический партнер. Разве между стратегическим союзником и стратегическим партнером стоит знак равенства?

Беседу вел Григорий Анисонян

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.