Подписывайтесь и читайте наш новый телеграм-канал Все о Российско-Арцахской дружбе

ПОЧЕМУ ГОВОРЯТ ТОЛЬКО О МЕМОРИАЛЕ МАРШАЛА ХУДЯКОВА?

В нашем последнем материале на тему азербайджанского вандализма и варварства в отношении мемориалов и памяти героев Великой Отечественной войны на оккупированных территориях Республики Арцах «Сенсация от азерпропа!» (http://russia-artsakh.ru/node/7776) говорилось о крайне нервной реакции Баку на заявление председателя Российского союза ветеранов - генерального инспектора Министерства обороны Российской Федерации, генерала армии Михаила Моисеева в ответ на обращение Координационного совета российско-армянских организаций в связи с уничтожением в Нагорном Карабахе мемориала советскому маршалу Сергею Худякову.

Надо сказать, что это отнюдь не единственная реакция в российских СМИ.

Обозреватель агентства «Регнум» Михаил Демурин писал в своём комментарии 17 сентября сего года «Почему Москва требует хранить память о героях войны от Риги, но не от Баку?» (https://regnum.ru/news/polit/3373235.html):

«Согласитесь, однако, что уважения к памяти тех, кто боролся с фашизмом, Россия должна требовать не только от тех, кто является сегодня нашим открытым противником, но в первую очередь от тех, кто называет себя нашими друзьями. И уж точно она должна подходить к случаям надругательства над этой памятью на общих основаниях, иначе подрывается сама мировоззренческая основа этой борьбы.

Так вот, по сообщениям СМИ, подтверждённым фотоснимками, сделанными со спутников, на территориях Нагорного Карабаха, занятых Азербайджаном в ходе прошлогодней воны, за последнее время было уничтожено несколько памятников нашим заслуженным соотечественникам, внесшим свой героический и самоотверженный вклад в Победу 1945 года.

Это памятник и мемориальный комплекс маршала авиации Сергея Александровича Худякова (Арменака Артемовича Ханферянца) в селе Мец Тагер в Гадрутском районе. Это памятник дважды Герою Советского Союза гвардии подполковнику морской штурмовой авиации Нельсону Георгиевичу Степаняну в городе Шуша. Это памятник Ивану Федоровичу Тевосяну, герою Социалистического Труда, являвшемуся в 1940—1948 годах наркомом и затем министром чёрной металлургии СССР — тоже в Шуше.

Где реакция нашего МИД на это?»

Разве не справедливо сказано? Сказано, кстати, в недалёком прошлом высокопоставленным сотрудником МИД РФ!

В связи с этим возникает закономерный вопрос. Почему в заявлении Совета ветеранов речь идёт только о советском Маршале авиации Сергее Худякове, куда как менее известном под своими настоящими именем и фамилией – Арменака Ханферянца, уроженца села Мец Тагер Гадрутского района, попавшего в прошлом году под азербайджанскую оккупацию?

Порой даже возникает крамольная мысль, что это связано с его «русском реноме» в военно-исторических кругах общественности РФ.

Необходимо помнить и о других заслуженных героях Победы над фашизмом, да и о простых воинах, мемориалы которым были в каждом арцахском селе, и сегодня нещадно и варварски разорены азербайджанским вандалами и в оккупированных ими сёлах и городах Арцаха.

И о простых солдатах-ветеранах, чьи могилы сегодня массово разрушаются азербайджанцами, целенаправленно уничтожающими кладбища в сёлах и посёлках Арцаха. Как правило, после снесения они закатываются бетоном и становятся площадками для стоянки военного транспорта и бронетехники, что весьма символично!

Между тем, началось это варварство вовсе не вчера, а ещё в 1988 году на заре освободительного движения народа Арцаха за свои права. Наряду с погромами армян в Сумгаите, Кировабаде, Баку и других городах, и весях АзССР настоящая охота была открыта на памятники героям Второй мировой армянской национальности.

Члены семьи главного Маршала бронетанковых войск Амазаспа Бабаджаняна писали 7 мая прошлого года в статье «Музей двух героев ВОВ превратили в чайхану. Село Чардахлу – Родина маршалов, лишённая истории»

(https://www.mk.ru/politics/2020/05/07/muzey-dvukh-geroev-vov-iz-armenii-prevratili-v-chaykhanu.html):

«Выходцами из села являются Маршал Советского Союза Иван Баграмян и главный маршал бронетанковых войск Амазасп Бабаджанян, а также 12 генералов и 199 офицеров. Каждый пятый из воевавших житель села стал командиром в советской армии.

Из Чардахлу на фронт ушли почти 1300 человек, из них более 450 отдали жизнь за спасение Отечества. Семеро чардахлинцев удостоены высокого звания Героя Советского Союза, еще 853 человека были награждены орденами и медалями. Нигде более в огромной стране не было такой большой концентрации героев. Не уступая в героизме мужчинам, женщины села тоже отличились на войне. Известны подвиги капитана Кнарик Кочарян и связистки Нвард Варданян, а также медсестры Манушак Хачатрян, которая погибла, спасая раненого солдата на поле боя. Наверное, поэтому, говоря о Чардахлу, в послевоенные годы советские люди называли его не иначе как самое доблестное село.

А новоявленные сделали все для переписывания истории села и начала ее отсчета с их появлением: был взорван памятник маршалу Баграмяну, а музей двух маршалов превращен в чайхану, осквернены армянские могильные плиты, уничтожены хачкары. Даже две знаменитые многовековые чинары – деревья-символы, тянувшиеся в небесную высь у въезда в Чардахлу, были срублены и сожжены».

«Естественно, кампания ненависти против Баграмяна и Бабаджаняна не могла не отразиться на их родном селе – легендарном Чардахлу, давшем не только двух маршалов, но и более десяти генералов и 7 Героев Советского Союза, и тем самым ставшем настоящим символом войны и Победы. После изгнания из села коренного армянского населения, Чардахлу в 1991-ом году было переименовано в Чанлибель.

Построенный на месте отчего дома Баграмяна в 1979 году «Музей Воинской славы», на открытии которого, кстати, присутствовал Гейдар Алиев, был разорен, затем превращен в чайхану.

Памятник жертвам Великой Отечественно войны также был осквернен и разрушен, а его территория стала местом празднеств. Мемориал, символизировавший Родину-Мать, в 1989 году был уничтожен после соответствующего ритуала: вначале вздернули на виселицу голову женщины, а затем грудь и подол одежды замарали белой краской.

Впоследствии, уже в независимом Азербайджане, на месте бюста О. Баграмяна был установлен памятник Гачага Наби (Гачаг – переводится как разбойник, беглец, живущий вне власти и закона. Наби в азербайджанском фольклоре героизиртуся как местный Робин Гуд конца XIX века). Это четко указывало на политическую тенденцию: стереть в памятных местах города и района само упоминание имени Маршала СССР.

…В ноябре 1988 года в Кировабаде (ныне Гянджа) средь бела дня был осквернен и разрушен бюст Маршала и дважды Советского Союза Ованнеса Баграмяна. Вначале бюст демонстративно сбросили с пьедестала, затем разбили, потащили на железнодорожный вокзал, где публично сожгли. Вандалы устроили дикие пляски вокруг костра, скандируя «Баграмян умер, Баграмян умер», после чего привязали остатки памятника к машине и протащили по проспекту Ленина. Именно в эти дни на митингах в Кировабаде представители местной власти выступали с антиармянскими речами, призывая к насилию».

Это уже из статьи кандидата исторических наук Арсена Акопяна «Память о Великой Отечественной как инструмент этнической ксенофобии в Азербайджане» от 19 мая 2020 г., (http://www.kavkazoved.info/news/2020/05/19/pamjat-o-velikoj-otechestvennoj-kak-instrument-etnicheskoj-ksenofobii-v-azerbajdzhane.html )

«Все это говорит об одном: свои представления о карабахском противостоянии и вытекающие из этого идейно-пропагандистские постулаты Азербайджан распространяет также на символы победы над нацизмом. Эти символы, а также герои войны, фактически «приносятся в жертву» нынешнему противостоянию, укореняя, генерируя и распространяя этническую вражду и ксенофобию посредством искажения истины, и фальсификации фактов, разрушения и осквернения памятников.

По сути дела, в основе «национального движения» в Азербайджане лежала также борьба с памятью и символами Отечественной войны. Естественно, с соответствующей этнической направленностью и даже публичной ритуальностью вандализма».

Так что вандализм в отношении памяти героев Великой Отечественной и героизация местных коллаборационистов - прислужников Гитлера имеют в Азербайджане давние корни. Хотя Ильхам Алиев и не устает пустословно говорить об Азербайджане как о верном и чуть ли не образцовом наследнике этой памяти борцов с фашизмом, игнорируя бесчисленные искажения и фальсификации исторических фактов в этой республике на протяжении почти полувека.

Он умалчивает о доведённых до уровня государственной идеологии фальсификации истории, а также о политике, посредством которой в общество впрыскиваются огромные дозы этнической дискриминации, ксенофобии и расизма.

Ещё в конце 1980-х уничтожение в те годы азербайджанцами памятников дважды Героям Советского Союза Ивану Баграмяну в Чардахлу и Кировабаде, Нельсону Степаняну и Герою Соцтруда, наркому Черной металлургии СССР Ивану Тевосяну в Шуши, равно как и иных символов Победы стало предметом обсуждения в Верховном Совете и Генштабе Министерства обороны СССР. В ходе этих обсуждений министр обороны СССР Дмитрий Язов признался, что после страшных погромов и убийств армян азербайджанцами в Сумгаите он уже ничему не удивляется.

Хотя подобное варварство официально замалчивалось в советских СМИ и публичных речах, оно не могло не вызвать возмущение осведомленных людей.

Разрушение памятников О. Баграмяну и Н. Степаняну вызвало недоумение и оскорбило членов комиссии, прибывшей летом 1989 года в Нагорно-Карабахскую Автономную область. Один из них, председатель Московского клуба ветеранов Н. Силов, никак не мог осознать случившееся, назвав его «варварством».

Думается, надо требовать от МИД и Министерства обороны РФ, Российского Союза ветеранов осудить не только конкретный факт осквернения мемориала Маршала авиации С. Худякова (А. Ханферянца), но и все другие факты азербайджанского вандализма на оккупированных территориях Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики).

В конце концов, разве простые солдаты, отдавшие жизнь за Победу над фашизмом меньше достойны памяти, чем генералы и маршалы?

Ведь азербайджанский фашизм не делает разницы между рядовым и маршалом. Он действует по свойственному ему принципу: если мемориалы, памятники или могилы принадлежат армянам, они непременно должны быть осквернены.

Приложение: ссылки на следующие ролики в Ютюбе с подписями к ним:

Азербайджанские солдаты в оккупированном селе Аветараноц упражняются в стрельбе по бутылке, поставив ее на памятник погибшим воинам Великой Отечественной (видео).

Азербайджанские солдаты разрушили армянское надгробие и попали на видео (видео).

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.