«ВОСТОЧНЫЙ ЗАНГЕЗУР И ЗАПАДНЫЙ ЗАНГЕЗУР» ИЛЬХАМА АЛИЕВА

14 июля 2021 года президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил о создании Восточно-Зангезурской экономической зоны. «Восточный Зангезур – это наша историческая земля, как и Западный Зангезур», – подчеркнул глава государства на церемонии вручения квартир и автомобилей семьям погибших и инвалидам войны в Карабахе. «Это земля наших предков, мы туда должны вернуться, вернемся и возвращаемся. Нас никто не сможет остановить. Мы обязательно вернемся, так как другого пути нет», – резюмировал лидер Азербайджана. Надо полагать, что Ильхам Алиев под «Западным Зангезуром» подразумевает Сюникскую область Республики Армения. «Зангезурский коридор будет проходить через эти земли», – подчеркнул президент Азербайджана.

В так называемый «Восточно-Зангезурский экономический район» включены территории пяти районов – Джебраильского, Кельбаджарского, Губадлинского, Лачинского и Зангеланского.

Выдержка из статьи автора Haqqin.az Эльнура Эминоглы (15.07.2021):

«Логика азербайджанского правительства проста и показательна: если Армения не признает территориальной целостности Азербайджана, то и официальный Баку ставит под сомнение нерушимость границ Армении. Если Армения, апеллируя к сомнительной средневековой истории, претендует на Карабах, то Азербайджан обращается к более достоверной новой истории, выдвигая ответное требование о возвращении своих исторических земель. Именно это и хотел сказать накануне в своем резонансном выступлении президент Азербайджана Ильхам Алиев. У Азербайджана больше прав на Зангезур и Иреван, отошедших к Армении в начале предыдущего века, чем у Армении на Карабах, который, по предположению армянских историков, входил в состав царства-государства до рождества Христова».

Считая излишней беспредметную полемику с автором Haqqin.az Эльнуром Эминоглы, мы переходим к рассказу о Зангезурском уезде Елисаветпольской губернии Российской империи, откуда родом и предки Ильхама Алиева, со ссылкой на официальные источники: издание «Канцелярии Наместника Кавказского» – «Кавказский календарь на 1846–1917 гг.» (Тифлис, 1845–1916) и издание «Елисаветпольского Губернского Статистического Комитета» – «Памятная книга Елисаветпольской губернии на 1914 год» (Тифлис, 1914).

ЗАНГЕЗУРСКИЙ И МЕГРИНСКИЙ УЧАСТКИ КАРАБАХСКОГО УЕЗДА

На основании закона об административной реформе, подписанного императором Николаем I 10 апреля 1840 года под названием «Учреждение для управления Закавказским краем» («Полное собрание законов Российской Империи». № 13368), была учреждена Каспийская область с центром в г. Шемахе, в составе которой был образован Карабахский уезд: «Шуша, уездный город; уезд его составляется из Карабахской провинции».

В 1840 году, с введением гражданского управления в Закавказье, все провинции или ханства, в начале XIX века подконтрольные персам, переименованы в уезды, а магалы – в участки, составившие Каспийскую область.

В Карабахский уезд вошли участки: Зангезурский, Варандинский, Джеванширский, Кеберлинский, Мегринский (Мигринский) и Челябюртский.

Зангезурский участок вбирал в себя гавары Цгук и Абанд, а Мигринский участок – гавары Багк, Дзорк, Ковсакан и Аревик древнего Сюника.

Земли других гаваров Сюника – Гегаркуника и Сотка – в 1845 году входили в состав Эриванского уезда Грузино-Имеретинской губернии, а гавары Вайоц-дзор, Чахук, Шаапоник, Ернджак – Нахичеванского уезда той же губернии.

Вследствие реформ императора Николая I «В 1846 году, при переименовании Каспийской области в Шемахинскую губернию, Карабахский уезд был назван Шушинским» («КК на 1851 г.»).

Участковые заседатели Шушинского уезда Зангезурский

Коллежский секретарь Агасаров Джаганкир Иванович (1847–1848).

Коллежский секретарь Зубчевский Александр Гаврилович (1848–1849).

Отставной капитан Мурачев Назар Каспарович (1849–1850).

Прапорщик Абдулла-Бек Рустан-Бек оглы (1850).

Прапорщик Абдул-Керим-Бек (1850–1851).

Прапорщик Хандамиров Иван Григорьевич (1851–1853).

Штабс-капитан Кучеров Федор Силич (1854–1855).

Коллежский секретарь Ахмарумов Иосиф Давидович (1855 – 1858).

Мегринский (Мигринский)

Коллежский асессор Мокрицкий Андрей Маркович (1847–1848).

Титулярный советник Орлов Иван Алексеевич (1849–1850).

Коллежский регистратор Искандаиров Иван Яковлевич (1850).

Титулярный советник Агасаров Джагангир Иванович (1850–1851).

Из именного указа «Об образовании в Закавказском крае Эриванской губернии», данного Сенату 9 июня 1849 года:

«Положением, утвержденным Нами в 14 день декабря 1846 года, Закавказский край разделен на 4 губернии: Тифлисскую, Кутаисскую, Шемахинскую и Дербентскую. Ныне, во внимание к представлению Наместника Кавказского, рассмотренному Кавказским Комитетом, признавая полезным и необходимым, для успешнейшего движения дел и удобнейшего управления, образовать в Закавказском крае еще новую губернию, Мы Повелеваем:

В состав этой, вновь учреждаемой губернии, отделить от Тифлисской губернии уезды: Эриванский, Нахичеванский и Александропольский, кроме участка Ахалкалахского, а от Шемахинской губернии участок Мигринский и селение Капан Шушинского уезда».

С образованием Эриванской губернии переданная ей южная часть Сюника – Зангезура под названием Мигринский участок (Капан, Мигри-Гюней, Чулдур и Пюсиан) с 1849 по 1867 г. находилась в составе Ордубатского уезда данной губернии.

«Кавказский календарь на 1852 год» (Тифлис, 1851):

«Монастыри Армяно-григорианские Шемахинской губернии.

В Зангезурском участке Шушинского уезда.

Монастырь во имя Св. Апостола Статея, построен в 915 г. по Р.Х. епископом Иоаннесом в царствование Смбата Багратуни. Монашествующих в нем 5.

Монастырь во имя Св. Богородицы. В этом монастыре священник ближайших селений иногда совершает литургию; в известное время года, сюда приходят в богомолье.

Монастырь во имя Св. Евангелиста Иоанна. В этом монастыре священник ближайших селений иногда совершает литургию; в известное время года, сюда приходят в богомолье.

Алидзорский девичий монастырь. В этом монастыре священник ближайшего селения совершает иногда литургию; в известное время года, сюда приходят в богомолье.

Монастырь Гапцапарахский. В этом монастыре священник ближайшего селения иногда совершает литургию; в известное время года, сюда приходят в богомолье.

Монастырь во имя Св. Иоанна Предтечи. Почти обрушен от нашествия врагов.

Монастырь Танаата. Почти обрушен от нашествия врагов.

Монастырь Эрицванский. Почти обрушен от нашествия врагов.

Монастырь во имя Св. Иоанна. Почти обрушен от нашествия врагов. В год раз совершают здесь литургию священники окольных деревень.

Монастырь Хнцорекский (Хндзорескский), во имя Св. Богородицы. Обрушен от времени.

Шейнарский (Шинуайрский) девичий монастырь во имя Св. Богородицы.

Монастырь, называемый Цицернаванк».

НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ ЗАНГЕЗУРСКОГО УЧАСТКА

Из «Статистических сведений о Шемахинской губернии» («Кавказский календарь на 1856 год», Тифлис, 1855):

«По Зангезурскому участку.

I. Карачорлинское минбашество*.

а) Общество Гаджеамлу.

Населенные пункты и проживающие по вероисповеданию:

– кюрды-шииты: кочевье?(к.) Араблар, к. Ардашана, к. Бабадинлу, к. Вагазин,

к. Гатамбеклы, к. Карабайрамлу, к. Карабеклы, к. Котурлу,

к. Курд-гаджи, к. Кюмазлу,

к. Намлу, к. Пирджан, к. Пичанис, к. Расуллу, к. Сеидлар, к. Шавля;

– армяне-григориане: село (с.) Али-Кули-кенд 1-й.

б) Общество Шейланлу.

– кюрды-шииты: к. Абдалар, к. Асрик 1-й, к. Асрик 2-й, к. Бизананлу, к. Бозлу, к. Варазунт, к. Гасананлу, к. Заклик, к. Калбаджар,

к. Минкенд или Шахсуварлу, к. Мирик, к. Хананлу,

к. Чахмах.

в) Общество Кялохчи.

– кюрды-шииты: к. Авраян 1-й, к. Авраян 2-й, к. Карикишлаг, к. Кличлы, к. Малибеклы 1-й,

к. Малибеклы 2-й.

г) Общество Тюрк-армяны.

– кюрды-шииты: к. Бина-Ери;

– армяне-григориане:

с. Султан-кенды (исключая 4-х семей), с. Ханазак, с. Хознавар.

д) Общество Тархмазлу.

– кюрды-шииты: к. Баяндур, к. Гочаз, к. Джагазур 2-й, к. Зейва, к. Зейвалу, к. Зикирик, к. Косалар, к. Моллалар.

е) Общество Шадманлу.

– кюрды-шииты: к. Джагазур 1-й, Забуг, к. Караин, к. Кзильджиг, к. Мурадлу, к. Сумуклу,

к. Сус, к. Чайкенд.

ж) Общество Султанлу в Карачорлах.

– кюрды-шииты: к. Кущилар, к. Махсутлу, к. Мялик-Паясы,

к. Сапиян, к. Шивит.

З) Общество Алиянлу.

– кюрды-шииты: к. Даштагат, к. Калалу.

Жители обществ Карачорлинского минбашества кюрды-шииты говорят между собой на татарском языке, кроме общества Шейланлу (на куртинском); армяне-григориане – на армянском.

II. Писиянское минбашество.

а) Общество Зудманлу 1-й.

Населенные пункты и проживающие по вероисповеданию:

– кюрды-шииты: к. Аличадырлу, к. Гамзалы, к. Зиланлу, к. Казикурдалы, к. Рашид.

б) Общество Зудманлу 2-й.

– кюрды-шииты: к. Алакуршаг, к. Мафрузлу, к. Сейлалу,

к. Чапик.

в) Общество Султанлу-Кюрд.

– кюрды-шииты: к. Афандилар, к. Бала-султанлу, к. Джикджики, к. Зейналлы или Караджалу,

к. Карагач или Агападар, к. Молла-буран или Эляслы, к. Сариятаг,

к. Ходжик 1-й, к. Ходжик 2-й.

Жители обществ Писиянского минбашества кюрды-шииты говорят между собой на куртинском языке.

III. Зангезурское минбашество.

Населенные пункты и проживающие по вероисповеданию:

– армяне-григориане: с. Аликуликенд 2-й, с. Аравус, с. Гарар, с. Герунзур (Кориндзор), с. Герус (Корис), с. Геру (Кору), с. Дашкенд, с. Дых (Тех), с. Каладарасы, с. Караундж, с. Хинзерек (Хндзореск), с. Муганджиг;

– татары**-шииты: деревня (д.) Али-кулиушаги, д. Дагаган,

к. Мусульмандар;

– татары-сунниты: Джиждимлу 1-й, Джиждимлу 2-й.

IV. Сисиянское (Сисианское) минбашество.

Населенные пункты и проживающие по вероисповеданию:

– армяне-григориане:

с. Агкенд, с. Алилу, с. Ахлатян, с. Бялак, с. Кущи, с. Мазра,

с. Пирнаут (Брнакот), с. Уз, с. Шалат, с. Яиджи (Яйджи);

– татары-шииты: Агуды, Бардакаладжиг, Джомард-ушаги, Забазадур, Кюртлар, Рут, Сисиян, Шихлар, Шукар;

– этнически смешанные:

с. Ангелаут (до 60 семей – армяне-григориане, 4 – татары-шииты), Вагуды (татары – сунниты и шииты), с. Дюлус (Дулус, до 20 семей – армяне-григориане, до 5 – татары-шииты), с. Караклиса (более 30 семей – армяне-григориане, до 10 – татары-шииты), Шеки (татары: сунниты и шииты).

V. Тативское (Татевское) минбашество.

Населенные пункты и проживающие по вероисповеданию:

– армяне-григориане: с. Дарабас, с. Кегатаг (Гетатаг), с. Лор, с. Лцин, с. Танзатап, с. Татив (Татев), с. Хот, с. Шинатаг, с. Шингер (Шинуайр);

– татары-шииты: с. Багрулу, с. Иримис;

– этнически смешанные:

с. Гализур (Галидзор, до 20 семей – армяне-григориане, до 13 – татары-шииты)».

«Кавказский календарь на 1856 год» (Тифлис, 1855):

«По Зангезурскому участку.

Число христиан:

– русских чиновников – 1 муж.

– армянских беков – 57 муж., 35 жен.; армяно-григорианского: белого духовенства – 183 муж., 119 жен., монахов – 3 муж.; армян-григориан – 9.850 муж., 8.540 жен.

Итого: 10.094 муж., 8.694 жен.

– маафов*** – 15 муж., 9 жен.

Число мусульман:

– членов Ханской фамилии: шиитов – 5 муж., 9 жен.; сеидов: суннитов – 49 муж., 41 жен.; шиитов – 172 муж., 121 жен.; беков: шиитов – 200 муж., 111 жен.; духовенства: суннитов – 9 муж., 7 жен.; шиитов – 83 муж., 68 жен.; крестьян (живущих на бекских землях): суннитов – 265 муж., 230 жен., шиитов – 370 муж., 290 жен.; крестьян (живущих на казенных землях): суннитов – 42 муж., 35 жен., шиитов – 240 муж., 210 жен.; кочующих: шиитов – 6.702 муж., 6.040 жен.

Итого: суннитов – 365 муж., 313 жен., шиитов – 7.772 муж., 6.849 жен.

Маафов: шиитов – 7 муж., 6 жен.

Число занимающихся: земледелием – 5.700 армяно-григориан, 100 суннитов, 3.100 шиитов; торговлею – 50 армяно-григориан, 10 шиитов; ремеслами – 100 армяно-григориан, 5 суннитов, 15 шиитов.

Итого: 5.850 армяно-григориан, 105 суннитов, 3.125 шиитов.

В Зангезурском участке: число армяно-григорианских церквей – 36, монастырей – 3; мечетей: суннитских – 2, шиитсских – 4.

Примечание: В числе показанных в этой ведомости кочующих состоят казенных крестьян – муж. 2.562 души, жен. 4.440 душ и проживающих на бекских землях муж. 2.140 и жен. 1.600 душ, что всего составит муж. 6.702 и жен. 6.040 душ».

Из данной ведомости следует, что в пяти минбашествах Зангезурского участка проживало (исключая одного русского и 37 маафов) 18.787 армян и 15.299 мусульман (678 суннитов и 14.621 шиитов).

Среди шиитов – 6.040 кочевников, львиную их долю составляют курды-шииты. Мы не поленились подсчитать и количество населенных пунктов по национальному признаку: селения армянские – 34, татарские – 15; кочевья курдские – 76, татарское – 1, этнически смешанные – 6.

И еще. Раздел «По Зангезурскому участку» заканчивается любопытным примечанием: «Значащийся по сей ведомости в Обществах Зудманлу 1-й кочевья: Зиланлу и Рашид, и Зудманлу 2-й кочевья: Аликуршаг, Мафрузлу, Сейлалу и Чапик находятся в бегах и потому о месте жительства их собираются сведения».

Для полноты картины мы решили предоставить на суд читателей еще один из шести участков Карабахского уезда. Наш выбор пал на Челябюртский, последний по алфавиту.

АРМЯНЕ И ТАТАРЫ ЧЕЛЯБЮРТСКОГО УЧАСТКА

Из «Статистических сведений о Шемахинской губернии» («Кавказский календарь на 1856 год», Тифлис, 1855):

«По Челябюртскому участку (магалы: Хачинский, Челябюртский, Талышинский и Коланийский).

Число христиан:

– русских чиновников – 98 муж., 22 жен.

– армянских беков – 162 муж., 98 жен.; православного духовенства – 4 муж., 3 жен.; армяно-григорианского: белого духовенства – 235 муж., 201 жен., монахов –

6 муж.; русских поселенцев – 401 муж., 340 жен.; армян-григориан – 5.712 муж., 5.201 жен.; маафов – 82 муж., 74 жен.

Итого: 6.700 муж., 5.939 жен.

Число мусульман:

– членов Ханской фамилии: шиитов – 5 муж., 3 жен.; шиитов – 4 муж., 4 жен.; беков: суннитов – 7 муж., 5 жен.; шиитов – 146 муж., 118 жен.; духовенства: суннитов – 5 муж., 3 жен.; шиитов – 38 муж., 29 жен.; крестьян (живущих на бекских землях): суннитов – 38 муж., 32 жен.; крестьян (живущих на казенных землях): суннитов – 76 муж., 61 жен.; кочующих: шиитов – 1.524 муж., 1.298 жен.; маафов: суннитов – 6 муж., 4 жен.; шиитов – 42 муж., 42 жен.

Итого: суннитов – 132 муж., 105 жен., шиитов – 1.759 муж., 1.494 жен.

Число занимающихся: земледелием – 5.243 армяно-григориан, 108 суннитов; торговлею – 15 армяно-григориан; ремеслами – 215 армяно-григориан.

Итого: 5.473 армяно-григориан, 108 суннитов, 3.125 шиитов».

«Кавказский календарь на 1856 год» (Тифлис, 1855):

«В Челябюртском участке.

Число:

– дымов христианских – 1.083; дымов мусульманских: суннитских – 78, шиитских –513;

– церквей: православных – 1, армяно-григорианских – 41, монастырей – 3;

– мечетей: суннитских – нет, шиитских – нет».

В четырех магалах Челябюртского участка проживало армяно-григориан 11.615 чел., татар – 3.396 чел. (суннитов – 227, шиитов – 3.169), количество населенных пунктов составляло 75, в т.ч.: армяно-григориан – 56, татар-суннитов – 3, татар-шиитов – 24, русских – 2.

Приводим короткую справку по Чардахлу, одному из селений Челябюртского магала одноименного участка.

В годы Великой Отечественной войны Советского Союза с фашистской Германией (1941–1945) из села на фронт ушли 1.250 человек, из которых 452 пали смертью храбрых.

Здесь родились два маршала (Иван Баграмян, Маршал Советского Союза, и Амазасп Бабаджанян, Главный маршал бронетанковых войск), 12 генералов (в т.ч. Российской империи), 57 полковников, 199 человек стали офицерами и 7 – Героями Советского Союза. Маршал Советского Союза Дмитрий Язов в своем послании, зачитанном во время торжественного мероприятия чардахлинцев, писал: «Не только в нашей бывшей Стране Советов, но и за ее пределами трудно найти село, подобное 16-вековому карабахскому Чардахлу».

В 1859 году Шемахинская губерния переименована в Бакинскую. Шушинский уезд остался в составе Бакинской губернии.

РОЖДЕНИЕ ЗАНГЕЗУРСКОГО УЕЗДА

В связи с образованием в 1868 году Елисаветпольской губернии из состава Шушинского уезда Бакинской губернии был выделен Зангезурский уезд с возвращением ему Мигринского участка из Эриванской губернии. В дальнейшем Зангезурский уезд был разделен на участки и в таком виде просуществовал до 1921 года. Общая площадь территории уезда составляла 6.742 кв. верст (7.673 кв. км).

Высочайшим указом «О преобразовании управления Кавказского и Закавказского края» от 9 декабря 1867 года (Полное собрание Законов Российской Империи, собрание 2-е, т. XLII, ч. 2, ст. 45259) была образована Елисаветпольская губерния с центром в городе Елисаветполь. Последовавший затем циркуляр наместника Кавказа великого князя Михаила Николаевича «О преобразовании с 19 февраля 1868 года управления Кавказского и Закавказского края» от 12 февраля того же года гласил: «Из существующих ныне за Кавказом четырех губерний образовать пять, – утверждением новой губернии Елисаветпольской, в состав которой входят части нынешних Тифлисской, Бакинской и Эриванской. Елисаветпольская губерния состоит из пяти уездов: Казахский, Елисаветпольский с Самухским Приставством, Шушинский, Зангезурский и Нухинский с Арешским Приставством».

С образованием Зангезурского уезда с центром в Горисе (Герюсах) объединились в одно целое юго-восточные земли исторического Сюника.

В 1873 году, в связи с разукрупнением уездов, в губернии было образовано три новых – Арешский (с центром Агдаш), Джебраильский (Джебраил) и Джеванширский (Тертер). Два последних были выделены из Шушинского уезда. С 1905 по 1918 год Джебраильский уезд именовался Карягинским.

Начальники Зангезурского уезда (уездного управления) с центром в селении Горис (Герюсы, с 1904 г. – город) согласно «Кавказскому календарю на 1869–1917 гг.» (Тифлис, 1868–1916):

Старицкий Петр Павлович (1868–1871), майор; вакансия (1871–1872);

Столбовский Владимир Ростиславович (1872–1873), майор; вак. (1873– 1874);

Арутюнов Джавад Яковлевич (1874–1877), коллежский асессор (надворный советник – с 1875?г.); вак. (1877–1878);

Караев Антон Яковлевич (1878–1888), коллежский асессор (надворный советник – с 1880 г., коллежский советник – с 1881 г., статский советник – с 1883 г.);

Сущевский-Ракуса Иван Константинович (1888–1895), подполковник;

Рустамбеков Салим-Бек (1895–1899), прапорщик милиции;

Пфелер Григорий Владимирович (1899–1905, 1908–1909), коллежский асессор (надворный советник – с 1903 г., коллежский советник – с 1904 г.);

Авалиани Михаил Борисович (1905–1906), подполковник;

Митькевич Григорий Иванович (1906–1907), капитан;

Панафидин Дмитрий Егорович (1907–1908), подполковник; вак. (1909–1910);

Пиварович Павел Николаевич (1910–1915), губернский секретарь (коллежский секретарь – с 1913 г.);

Татиев Николай Боман. (1915–1916), коллежский советник;

Шихлинский Джагангир-бек (1916–1917), коллежский секретарь.

Первый уездный начальник Зангезура майор Старицкий Петр Павлович (1836–1902) в 1867–1868 гг. в чине инженер-поручика состоял в распоряжении VIII Округа путей сообщения Окружного артиллерийского управления Кавказского военного округа. Именем Старицкого в начале XX века в уездном центре Горисе назовут улицу. Его старший помощник титулярный советник Арутюнов Джавад Яковлевич, перед тем как стать уездным начальником, в чине коллежского асессора в 1871–1874 гг. занимал должность мирового посредника 2-го Казахского отдела Елисаветпольского губернского по поселянским делам присутствия.

ТАТЕВСКОЕ ДУХОВНОЕ ПРАВЛЕНИЕ И ГЛАВА КАЗНАЧЕЙСТВА ЗАНГЕЗУРА

«Кавказский календарь на 1846 год» (Тифлис, 1845):

«Армяно-Григорианская Церковь.

Верховный Патриарх, Католикос Гайканского народа Нерсес.

Грузинская Епархия.

Духовные Правления: Ахалцыхское, Елисаветпольское, Горийское.

Эриванская Епархия.

Духовные Правления: Александропольское, Нахичеванское, Татевское.

Карабахская Епархия.

Шекинское Духовное Правление.

Ширванская Епархия».

Мы располагаем сведениями о викарных епископах и архимандритах Татевского Духовного правления, занимавших эту должность в 1845–1868 гг.: епископ Симеон (1845–1847), архимандрит Лука Макеев (1849–1850), архимандрит Ованес Асланянц (1856–1857, 1863–1865), архимандрит Карапет Мирзабекянц (1861–1862), архимандрит Саркис Тер-Каспарянц (1865–1868) («КК на 1846–1868 гг.», Тифлис, 1845–1867).

С 1868 года и до конца столетия должность главы Татевского Духовного правления Ереванской (Эриванской) епархии и настоятеля Татевского монастыря занимали: архимандрит Ованес Каламянц (Иоаннес Галамянц (1868–1871, 1882–1886), архиепископ Ованес Асланянц (1871–1873), архимандрит Степан Мхитарян (1873–1876), архимандрит Анания Амазаспян (1887–1893), архимандрит Ованес Ширакуни (1893–1895), архимандрит Григорис Тер-Акобян (1895–1899), архимандрит Товма Багдасарян (1899–1900) («КК на 1868–1900?гг.», Тифлис, 1867–1899).

Армянские церкви и монастыри Зангезурского уезда Елисаветпольской и Нахичеванского уезда Эриванской губернии находились в сфере влияния Татевского духовного правления Эриванской епархии Армяно-Григорианской Церкви.

Кстати, с 1903 года Зангезурское казначейство входило в район деятельности Эриванской казенной палаты.

Долгие годы во главе Зангезурского уездного казначейства стоял Агабек Петросович Шахназаров (Мелик-Шахназарян): в 1881–1884 гг. в чине надворного советника, в 1885–1899 гг. – коллежского советника («КК на 1881–1899 гг.», Тифлис, 1881–1898 г.).

Горисская газета «Гавар» в номере от 31 января 1910 года сообщала:

«24-го дня земле предали тело почтенного Агабека Петровича Мелик-Шахназаряна 80 лет от роду, отдавшего службе в государственном казначействе лучшие годы и отмеченного за службу орденами – Св. Владимира IV степени, Св. Анны и Св. Станислава III степеней, а также серебряной медалью за боевые отличия. Вдова усопшего – София Мелик-Шахназарян, пожертвовала приходским школам: 50 руб. – городской, 20 руб. – сельской».

Как сложилась дальнейшая судьба почтенной вдовы? Может быть, мы когда-нибудь узнаем. Но сегодня нам известно лишь, что решением Совета народных комиссаров Армянской ССР в октябре 1923 года двухэтажный особняк Агабека Мелик-Шахназаряна в Горисе был национализирован. Вдове коллежского советника позволили доживать свои дни в комнатушке для прислуги.

НАРОДНОСТИ ЕЛИСАВЕТПОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ

«Памятная книга Елисаветпольской губернии на 1914 год» (Тифлис, 1914):

«По имеющимся в распоряжении Губернского Статистического Комитета сведениям к 1 января 1913 года народности в губернии распределены следующим образом: татар (еще раз напомним, что татары, или закавказские татары, – это современные азербайджанцы. – М. и. Г. М.) – 710.248 человек (373.844 муж., 336.404 жен.); армян – 452.294 (231.573 муж., 220.721 жен.); русских – 49.649 (26.144 муж., 23.595 жен.); поляков, немцев и пр. европейских народностей – 6.930 (3.764 муж., 3.166 жен.).

Остальная часть населения падает на евреев, цыган, грузин, курдов, удин и т.д.

По Шопену (Шопен И.?И., российский историк, этнограф. – М. и Г. М.), татары принадлежат к различным племенам: одни – остатки некогда проходивших орд Тамерлана и Чингис-хана; другие пришельцы из Аравии; третьи куртинского происхождения; например, татары Казахского уезда принадлежат к потомкам разных тюркских и др. племен, давно сошедших с исторической сцены. Некоторые общества смутно помнят свое прошлое и лишь по названию сохраняют память о племенном своем происхождении; так, например, жители селений Казахлы и Казахбеглы, по-видимому, потомки казахов, переселившихся сюда в исходе XI века и давших свое название всему уезду. От их колена карапапах (черная шапка) сохранилось селение того же названия; жители сел. Баязитлы, по-видимому, потомки вышедших с Чингис-ханом из пустынь Татарии – баятов. От тюркского племени Каракоюнлы (черные бараны) в Тарсичейском ущелье сохранилось селение того же названия; от племени Кянгерлы (древние печенеги) сохранились потомки их в селениях Верхние и Нижние Сала-оглы; переселившееся из Персии татское общество основало селение Татлы в ущелье реки Гасан-Су. С течением времени потомки переселившихся сюда племен слились в один общий татарский элемент, говорящий ныне почти одним испорченным адербейджанским наречием. Преобладание в Казахском уезде суннитов на северо-западной части его, а шиитов в северо-восточной – указывает еще на различие в их происхождении и в историческом прошлом.

В губернии почти во всех уездах имеются селения, населенные курдами, или кюрдами, – потомками древних парфян, живших раньше в Ассирии, а потом в степях между рек Тигром и Евфратом. По Легкобытову (Легкобытов В.?С., советник Грузинской казенной палаты, занимался описанием восточных провинций Закавказья. – М. и Г. М.), слово «курд», или «кюрд», переделано из сирийского слова «керад» (всадник), так называли сирийцы древних парфян. Шопен полагает, что древние курды (курдуки) составляют, вероятно, первобытное племя, найденное Гайком (родоначальником армян) во вновь занятых им странах приаракских; они, вероятно, одноплеменники древним парфянам. Замечательно, что все курды Елисаветпольской губернии принадлежат к шиитам и между ними нет суннитов, тогда как курды Эриванской губернии или исповедуют суннитское учение, или же принадлежат к йезидской вере (поклонники Сатаны).

По религии татары-мусульмане делятся на два толка: шиитов – последователей пророка Али и суннитов – почитателей учения пророка Омара. Татары, до занятия края русскими, будучи господствующим населением, конечно, заняли лучшие места в губернии. Татарские помещики (беки) захватили в свое владение огромные пространства земли. В губернии есть беки, имеющие землю десятками тысяч десятин (десятина – 1,09 га. – М. и Г. М.). У них лучшие леса, сенокосные луга, пахотные земли, вода.

Русские-сектанты занимают преимущественно нагорную полосу в губернии. Занимаются хлебопашеством, скотоводством, садоводством и извозным промыслом.

Немцы переселились из Германии в начале прошлого столетия. Это народ трудолюбивый. Главное их занятие садоводство и виноделие, затем земледелие.

Армяне заселяют, главным образом, нагорную часть губернии. Большая их часть – аборигены страны, о чем свидетельствуют многочисленные исторические памятники христианства в лесах и нагорных частях уездов Джеванширского, Зангезурского, Казахского и Шушинского. Некоторые армянские селения Нухинского и Арешского уездов заселены вследствие исторических событий переселенцами – армянами из Карабаха и из персидских провинций. Главную разницу между армянами разных местностей губернии составляют наречия, на которых они говорят. Армяне – переселенцы из Персии во многом отличаются от коренных армян-карабахцев, как по языку, так и по костюму. Главные занятия армян – торговля, а затем уже хлебопашество, садоводство, виноградарство, шелководство. Малоземелье заставляет их заниматься отхожими промыслами в Баку и Закаспийском крае.

Благодаря своей предприимчивости и склонности к торговле армяне монополизировали почти всю промышленность и торговлю края, поставив этим другие народности в экономическую от себя зависимость».

В начале 80-х годов нефтяной Баку и Закаспий начали развиваться и притягивать к себе дешевую рабочую силу. В одном только 1884-м из Гориса на запах черного золота подались 167 мужчин. А по всему Зангезуру обратились за паспортами 2.934 крестьянина, из коих 1.174 – из казенных сел. Переброску убывающих на отхожий промысел на телегах и верхом на лошадях и мулах осуществляли только выходцы из села Татев. Эти же татевцы по завершении полевых работ возили из Шуши в Нахичевань керосин, мыло и всевозможную мануфактуру, перевозя в обратном направлении капанскую руду к железнодорожной станции Евлах.

«Памятная книга Елисаветпольской губернии на 1914 год» (Тифлис, 1914):

«Населенных пунктов в губернии свыше 1.700, из коих городов только четыре: Елисаветполь, Герюсы, Нуха и Шуша.

Герюсы.

Герюсы – административный центр Зангезурского уезда, на речке Герюсы-чай, левый приток реки Баргушета (Воротан. – М. и Г.?М.). Жителей 2.112 обоего пола, главным образом армян. Две церкви – православная и армяно-григорианская.

В начале XIX века селение Герюсы являлось передовым постом нашим на персидской границе.

Торговых и промышленных заведений 134, общая сумма оборотов в 1913 году 387.350 руб. Домов в городе 275, все они каменные с деревянными и железными крышами; площадей четыре, каждая из них занимает пространство в 170 кв. саженей (4,55 кв. метра. – М. и Г. М.); сквер один в центре города, всего 5.700 кв. саженей; 12 улиц, все не вымощены; освещение электрическое – 80 фонарей с 8-ю свечными лампочками».

«Памятная книга Елисаветпольской губернии на 1910 год» (Елисаветполь, 1910):

«Герюсинское Городское Общественное Управление.

Городской староста – Аршак Арменакович Газаров. Уполномоченные города: Манучар-бек Мелик-Гусейнов, Александр Мирумов, Вагаршик-бек Сафразбеков, Бегбуд-бек Махмудбеков, Хуршуд Мелик-Оганов, Ованес Микиртычев, Айрапет Мелькумов, Аршак Газаров, Сергей Багиров, Газар Малинцев, Айрапет-бек Мелик-Оганов, Аракел Тер-Мосесов».

Хотя статус города Горис (Герюсы) с Высочайшего позволения императора Николая II получил уже 4 марта 1904 года, формирование городского общественного управления завершилось к осени 1905-го. Народными избранниками – городскими уполномоченными, или гласными, 19 ноября 1905 года стали: Манучар-бек Мелик-Гусеинян, Александр Мирумян, Вагаршик-бек Сафразбекян, Бегбуд-бек Махмудбеков, Хуршуд Мелик-Оганян, Ованес Мкртичян, Айрапет Мелкумянц, Аршак Казарян, Сергей Багирян, Казар Малинцян, Айрапет-бек Мелик-Оганян, Аракел Тер-Мовсисян. Кстати, Аракел Тер-Мовсисян по доброй воле отдал свой добротный дом под приходскую школу-пятилетку.

ДОБЫЧА И ОБРАБОТКА РУД

«Памятная книга Елисаветпольской губернии на 1914 год» (Тифлис, 1914):

«Чиновник Яков Розов основал в 1845 году первый завод в нынешнем Зангезурском уезде – Акаракский. Вслед затем Розовым открыто месторождение меди близ селения Каварт, составляющего ныне центр рудничной деятельности в Зангезуре. В 1848 году он получил разрешение на постройку здесь медеплавильного завода. Вероломное убийство вскоре пресекло полезную деятельность этого энергичного пионера горного дела в крае.

Последователями Розова были пришельцы греки, преимущественно из Трапезунда, во главе с горным мастером Харлампием Кундуровым (он же по-туземному – Уста Аллахверды, т.е. мастер Богом данный). Прибыв на Кавказ в 1851 году, Кундуров устроил 2 медеплавильных завода – Пирдаудинский в верховьях реки Охчи-Чая и Кавартский на склоне горы Саяд-Даш, близ селения Каварт.

Пирдаудинский завод выделывал при двух печах 325 пудов (пуд – 16,38?кг. – М. и Г. М.) меди в год, а Кавартский, начиная с 1853 года, также при двух печах, ежегодно 675 кубов.

В 1853 году Ходжамировым было заявлено об открытии им, на казенной земле, в ущелье Каварт-Чая, близ селения Каварт, месторождения медной руды. Получив разрешение, Ходжамиров начал разработку месторождения в том же году, наклонными шахтами, а в 1857 году открыл действие Катарского завода при

9 рудообжигательных печах. Завод выплавлял до 400 пудов меди в год. В 1857 году «Харлампию Кундурову с товарищами» разрешено было построить новый завод на реке Охчи-Чай. Завод был назван Гализурским и начал действовать с 1858 года, вырабатывая ежегодно по 500 пудов меди. В 1863 году, вследствие разрушения заводских построек наводнением, новый завод был выстроен при впадении Охчи-Чая в Каварт-Чай (ныне Угурчайский завод)…

Прежде на зангезурских заводах плавка велась азиатским способом: из сырой руды можно было получить чистую медь в течение 8–9 недель. Недостаток данного способа – большой угар металла, продолжительность операции и значительный расход топлива.

В 1904 году в Зангезуре была окончена постройка нового завода системы Манеса, и в настоящее время ведется плавка по этой системе, отличающейся большой производительностью, меньшим расходом топлива и быстрым получением меди (в течение одной недели)».

Первое сообщение о медеплавильных заводах Зангезура «Кавказский календарь» публикует в 1866 году в третьем отделении (стр. 296–300) под названием «Горное производство в Кавказском и Закавказском крае» (извлечено из «Горного журнала» за 1865 г.).

«Кавказский календарь на 1867 год» (Тифлис, 1866):

«Эриванская губерния.

Кавартский медеплавильный завод.

Находится на земле наследников Насыр-Султана и Наджаф-Бека и принадлежит турецким подданным грекам Уста-Аллахвердию Кундурову, Лазарю Лазареву, наследникам Панаиота Симонова, Харлампию Лавосу, наследникам Яни Испарова, Теодору Испарову и русскому подданному Даниилу Давыдову.

В 1864 г. проплавлено медных руд 61.098 пудов 8 фунтов (фунт – 0,45 кг. – М. и Г. М.) (в 1863?г. 52.519 п. 13 ф.) и выплавлено меди 5.421 п. 3 ф. (в 1863 г. 5.155?п. 32 ф.).

Употреблялось в работы 417 чел. (в 1863 г. 378 чел.).

Катарский медеплавильный завод.

Находится на спорной земле между казною и владельцем деревни Катар и принадлежит жителям деревни Акулис (армянское селение в Ордубатском уезде Эриванской губернии. – М. и Г.?М.) коллежским регистраторам Саркису Беглярову и Багдасару Паниеву, Саркису Ходжамирову и наследникам Ованеса Ходжамирова.

В 1864 г. проплавлено медных руд 8.658 пудов (в 1863 г. 6.330?п.) и выплавлено меди 489?п. 29 ф. (в 1863 г. 400 п. 20 ф.). Приготовлено медных изделий 60?п. (в 1863?г. 125 п.).

Употреблялось в работы 87 чел. (в 1863 г. 64 чел.).

Гялязурский (Гализурский) медеплавильный завод.

Находится на земле гг. Мелик-Степановых и Парсадановых и принадлежит владельцам Кавартского завода.

В 1864 г. проплавлено медных руд 5.030 пудов 4 фунта (в 1863 г. 7.404 п. 29 ф.) и выплавлено меди 421 п. 13 ф. (в 1863 г. 448 п. 10 ф.).

Употреблялось в работы 42 чел. (в 1863 г. 55 чел.).

Агаракский медеплавильный завод.

Находится на казенной земле и принадлежит русско-подданным грекам Степану Кондасову, Иору Федорову, Панаиоту Кирьякову и жителю города Ордубата Машади Багиру-Гаджи Абуталиб-Оглы.

В 1864 г. проплавлено медных руд 8.696 пудов (в 1863 г. 10.862 п. 20 ф.) и выплавлено меди 301 п. 25 ф. (в 1863 г. 442 п.).

Употреблялось в работы 31 чел. (в 1863 г. 39 чел.)».

После смерти Харлампия Кундурова в 1872 году дело перешло к сыну его Федору, позже к чадам Федора – Апостолу и Георгу, снискавшим известность как «братья Кундуровы».

Добыча медной руды за 1908 год на Зангезурских медных рудниках составила (в пудах):

Сюникский (Мелик-Азарьянца и К°) – 13.730,5;

Барабатумский (Назарбекова и Мирзоева) – 113.181,5;

Дарагильзаминский (Кавказской промышленной и металлоплавильной компании) – 731,5;

Беюр-Замийский (Ходжамирова) – 54.732,5;

Кавартские (бр. Кундуровых) – 108.966,04;

Аралых-Кабырский (Мелик-Каракозова) – 39.594,0;

Гализурский (Мелик-Парсадановых) – 14.647,0;

Аткизские (Аматуни и К°) – 26.700,0;

Катарский (Мелик-Азарьянца и К°) – 130.346,0;

Агаракский (бр. Кундуровых) – 18.000,0.

* Минбашество – мелкая административная единица.

** Татары, или кавказские татары, – современные азербайджанцы.

*** Маафы – сословие, освобожденное от всех податей и повинностей взамен на несение военной службы.

Полосу подготовили Марина и Гамлет Мирзоян, Москва

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.