Магия кеманчи Александра Мовсесяна

Видео

Этого человека прекрасно знает и любит большое количество людей самых разных национальностей. Это все те, кому довелось слышать волшебный звук кеманчи Александра Мовсесяна. Он известный кеманчист, мастер-инструментовед, высококлассный профессионал и талантливый музыкант. 1 сентября 2021 года маэстро музыки исполняется 65 лет. Давайте же, пользуясь этим поводом, поговорим об этом замечательном человеке и его удивительном творчестве.
Александр Ханоевич Мовсесян родился 1 сентября 1956 года в городе Степанакерте - столице чудесного древнего армянского края Арцаха (Нагорного Карабаха) в семье служащих Хано Сергеевича Мовсесяна и Марии Огановны Мовсесян. Нагорный Карабах - это край трудолюбивых и талантливых людей, в том числе и музыкантов. Александр Ханоевич вспоминал: «Я в детстве своими глазами видел народных музыкантов. Помню, как в Арцахе на улицах ашуги играли на кеманче».
Юный Алик с раннего детства впитывал в себя народные песни и музыку. Уже в 7 лет он знал множество армянских песен. И когда мальчика привели в музыкальную школу в класс скрипки, учителя посоветовали ему развивать свою тягу к народной музыке. Через полгода учёбы Алик перешёл к преподавателю, который стал обучать его игре на кеманче - одном из самых популярных и любимых армянских музыкальных инструментов в Карабахе.
С 8 лет он стал заниматься игрой на кеманче в Детской музыкальной школе № 1 имени Комитаса в классе Темура Саакяна.
В 1970 году - участник Первого республиканского праздника «Песни школьников».
В 1971 году - участник концерта мастеров искусств, посвящённого 50-летию образования НКАО.
В 1969 - 1971 годах - концертные выступления с ансамблем народных инструментов (руководитель Карлен Багдасарян) в Доме культуры Степанакерта.
В 1972 году - работа в районном Доме культуры с ансамблем «Цицернак» (художественный руководитель, знаток арцахского фольклора, балетмейстер Рудик Барсегян) в качестве солиста.
В 1971 - 1975 годах - учился в музыкальном училище Степанакерта по классу кеманчи (великолепный преподаватель, знаток восточной музыки и профессионал игры на кеманче Армен Данилян).
В 1975 - 1977 годах - участник ансамбля песни и танца Нагорного Карабаха, гастроли по СССР (Армения, Россия, Украина, Грузия, Казахстан).
В 1978 - 1980 годах - солист и концертмейстер Государственного эстрадного оркестра «Карабах» (художественный руководитель Заслуженный артист республики Ким Аракелян). Аккомпанировал Народной артистке республики Наируи Алавердян.
В 1979 году - получение высшей категории республики в качестве артиста-профессионала эстрадного оркестра.
В 1980 - 1984 годах - учился в Ереванской государственной консерватории имени Комитаса (класс профессора Ергосконсерватории, Народного артиста Армении Норайра Давтяна), которую он окончил досрочно за 4 года.
В 1980 - 1984 годах - работал в Ереване в Государственной филармонии Армении с разными коллективами. Работал в Государственном оркестре народных инструментов Армении (художественный руководитель выдающийся композитор, Народный артист Армении Владилен Бальян). Работал в Государственном ансамбле гусанской и народной песни Армении (руководители Рубен Алтунян и Геворг Манасян). Стажировался в Государственном ансамбле радио и телевидения Армении (руководитель композитор Манвел Бегларян).
В 1984 году - по семейным обстоятельствам переехал в город Елец Липецкой области.
В 1984 - 1986 годах - директор Парка и Дома культуры железнодорожников в Ельце.
В 1986 - 2001 годах - работал в Елецком государственном педагогическом институте (ЕГПИ), преобразованном в Елецкий государственный университет (ЕГУ) (ректор - академик, доктор педагогических наук, профессор Валерий Кузовлев) в качестве ассистента, старшего преподавателя, а затем инструктора и методиста по воспитательной и культмассовой работе.
В 1987 году - стал лауреатом Второго всесоюзного фестиваля народного творчества в Москве.
В 1989 - 1993 годах - учился в аспирантуре Ереванской государственной консерватории имени Комитаса по специальности «Музыковедение» (класс доктора искусствоведения Никогоса Тагмизяна). По окончании получил диплом музыковеда-инструментоведа.
В 1990 году - лауреат Второго международного фестиваля фольклора, организованного под эгидой ООН и ЮНЕСКО в Киеве.
В 1992 году - выступление в Санкт-Петербурге с сольной программой на концерте, организованном Санкт-Петербургской армянской общиной.
В 1996 году - лауреат Четвёртого всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна - 96» в Самаре. Награждён специальным дипломом и специальным призом зрительских симпатий «За исполнительское мастерство».
В 1997 году - лауреат Пятого всероссийского фестиваля студенческого творчества в Кирове.
В 1997 году - лауреат международного фестиваля фольклора в Испании (Льорет-де-Мар) в номинации «Исполнительство на народном инструменте». Удостоен почётного диплома.
В 1998 году - лауреат международного фестиваля фольклора на Мальте в номинации «Исполнительство на народном инструменте». Обладатель Гран-при (кубок и почётный диплом лауреата международного фестиваля с присвоением специального звания «Виртуоз-маэстро»).
В 1999 году - получил медаль и диплом всемирного фестиваля фольклора в Испании (Пальма-де-Майорка).
В 1999 году - указом Президента России за заслуги перед государством и высокие достижения в искусстве присуждено почётное звание Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Александр Мовсесян много гастролировал. Был участником многих международных музыкальных проектов. Он выступал не только в странах СНГ, но и в дальнем зарубежье: Чехии, Словакии, Мальте, Испании (неоднократно), Италии.
С 2000 года - выступал с сольными концертами в музыкальных программах «Струны говорят», «Мелодии народов мира», «Песни Саят-Новы» в Москве, Санкт-Петербурге, Липецке, Астрахани, Набережных Челнах, Кирове, Самаре. Музицирование проходило на трёх инструментах. Прозвучали старинные армянские народные инструменты кеманча и кемани, а также скрипка. Скрипичный репертуар включал в себя русские, цыганские, еврейские, армянские и восточные наигрыши, а также эстрадные произведения малых форм. Есть архивные записи его сольных концертных выступлений и интервью телевидению Армении, Арцаха, России и Украины.
В 2003 и 2008 годах - участвовал в фестивале «Единая национальная культура» в Ереване.
В 2005 году - участвовал в концертном проекте «Ереван-транзит-Москва», который получил национальную премию Армении.
В 2005 году - награждён медалью ордена «Духовное единство народов мира».
В 2006 году - награждён орденом «За благородные дела во славу Отечества».
В 2006 году - награждён орденом «Серебряный Крест» Союза армян России за вклад в пропаганду армянского музыкального искусства, углубление дружбы и сотрудничества в области культуры между народами различных стран, ознакомление общественности с Арменией и армянским народом и в связи с 50-летием со дня рождения.
В 2007 году - награждён орденом «Профессионал России».
В 2008 году - участвовал в международном фестивале «Карот». Награждён золотой медалью «За вклад в развитие армянской культуры».
В 2008 году - награждён золотой медалью Министерства культуры Республики Армения за высокие достижения в искусстве.
В 2010 году - награждён орденом «Звезда созидания. XXI век».
В 2010 - 2011 годах - лауреат международных фестивалей в России.
В 2011 году - признан лауреатом международного фестиваля «Звуки Вселенной», прошедшего в Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского.
В 2014 году - участвовал в международном фестивале «Карот» (Москва, Армения, Арцах), в котором стал лауреатом.
В 2014 и 2017 годах - участвовал в I и IV Московском международном фестивале дудука.
В 2015 году - признан лауреатом национальной премии на международном фестивале «Цовиц цов» в Москве.
В 2018 году - участвовал в международном фестивале «Урарту» в Москве.
В 2019 году - участвовал в международном фестивале «Урарту» в Москве и был удостоен звания лауреата международной премии «Согласие».
В 2020 году - выступил в музыкальном проекте «Сезон армянской культуры» в Москве.
6 июля 2020 года при содействии независимой продюсерской компании «Дудукист» (продюсер и главный редактор Сурен Багдасарян) выпущен музыкальный альбом Александра Мовсесяна на музыку и песни великого ашуга прошлого Саят-Новы, который можно услышать в международных музыкальных сетях.
В настоящее время Александр Мовсесян радует своих многочисленных слушателей и зрителей во всём мире исполнительским мастерством в проекте Союза армян России «Прямой эфир». У него есть свой канал на YouTube.
Музыка Александра Мовсесяна звучит в художественных фильмах «Моя большая армянская свадьба» (режиссёра Родиона Нахапетова) (Россия, 2004), «Прерванная песня» (режиссёра Араика Манукяна) (Россия, 2012), в телесериале «Чики» (режиссёра Эдуарда Оганесяна) (Россия, 2020), в телесериале «Призвание» (Россия, 2021), а также в документальном фильме, снятого под эгидой ЮНЕСКО «8 томов мудрости» (Москва, 2003).
То, что армянский мальчик из Карабаха Алик Мовсесян стал играть на кеманче - это вполне естественно. Ведь кеманча наряду с дудуком являются наиболее любимыми и почитаемыми армянскими народными инструментами. И так как у нас, на ней столь красиво и душевно не играют нигде. Кеманча - это древняя скрипка. Она появилась в Армении по крайней мере в IX веке нашей эры. Это можно уверенно утверждать, так как при раскопках Двина - средневековой столицы Армении, была найдена чаша округлой формы IX века с изображением ашуга с кеманчой в руках.
Древние армянские барды - ашуги музицировали на кеманче, сочиняя свои собственные песни. С течением лет форма кеманчи претерпевала изменения. Так, для того, чтобы придать этому струнному смычковому инструменту более сильное звучание, стали изготавливать круглый корпус больших размеров с металлическими струнами. В прошлом на кеманче было три жильные струны из свиных кишок. А в 1909 году музыкальный специалист Александр Оганян прибавил четвёртую струну и предложил заменить струны на металлические.
Кеманча популярна не только в Армении, но и на всём Ближнем и Среднем Востоке. Причём во всех странах она имеет внешние различия и разные названия. Александр Ханоевич отмечает, что именно на основе кеманчи и кемани всемирно известные мастера XVII - XVIII столетий Николо Амати, Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери делали свои знаменитые скрипки. Они тщательно изучали кеманчу и кемани, что, несомненно, помогло им в работе.
Следует отметить, что Мовсесян не только прекрасный музыкант, но и мастер. Он сам изготавливает и тщательно настраивает свои кеманчи. По своей конструкции он сделал несколько экземпляров кеманчи. Технология изготовления кеманчи, разработанная им, получала положительные отзывы на международных инструментоведческих конференциях и от ведущих музыкальных мастеров Армении и России.
Вот, что рассказывает Александр Мовсесян: «С 1984 года я играю только на инструментах, сделанных собственноручно. Я работал в шести государственных ансамблях, много гастролировал и давно понял, что достойно играть можно только на совершенном инструменте, точнее на инструменте, который сможет удовлетворить все твои запросы. Инструмент делается по рецептам древних мастеров. Когда инструмент выводишь на международный уровень, хочется играть на совершенном инструменте. Поэтому кеманчу я изготавливаю сам. Она делается из абрикосового, орехового или тутового дерева. Струны используются такие же, как у скрипачей и гитаристов. Один инструмент готовится от полугода до года».
Между тем, сам Мовсесян делает свои кеманчи исключительно из абрикосового дерева, а древесину привозит из родного Карабаха или Армении. Абрикосовое дерево упругое, очень твердое, трудно поддается обработке и со временем, высыхая, становится словно кость. Это именно то, что надо. И вот, что он ещё добавляет: «Есть некоторые секреты: Дудук - основной армянский духовой инструмент - тоже делается из абрикоса. И как-то неожиданно я понял, что идеальное звучание будет тогда, когда все музыкальные инструменты скрипичного семейства в оркестре сделаны из древесины одной породы».
Свою кеманчу Александр Мовсесян очень любит. Нежно обнимает. Относится к ней, как к любимой женщине. И она ему платит такой же любовью, издавая волшебные звуки. Оторваться от этой завораживающей музыки просто невозможно. Кеманчистов много, а Мовсесян такой один! Первый, лучший, главный кеманчист России!
О кеманче и других музыкальных инструментах он знает очень много интересного. Вот, например: «Знаете, древние восточные трубадуры-барды-гусаны-ашуги нередко устраивали музыкальные соревнования между собой. Так вот, победитель имел право забрать себе инструмент проигравшего», - рассказывает маэстро. Лучшим ашугом Востока считается армянский поэт и ашуг XVIII века великий Саят-Нова (Арутюн Саядян).
Научные интересы Александра Ханоевича Мовсесяна в области музыковедения обширны. Это печатные работы и выступления с докладами на республиканских, всесоюзных, всероссийских и международных конференциях и симпозиумах. Предметом исследования является кеманча: история её возникновения, традиции и эволюция исполнительского мастерства.
Но его интересы не ограничиваются лишь музыкой. Это очень эрудированный и разносторонний человек. Он обладает широкими знаниями в области философии, поэзии, литературы, истории и политики. С лёгкостью цитирует античных поэтов и считает, что музыканту широкий кругозор просто необходим.
У маэстро много учеников и последователей. Глядя на его виртуозные выступления, многие стремятся также овладеть игрой на кеманче. Среди учеников Александра Мовсесяна выпускник Ереванской государственной консерватории имени Комитаса Гарник Айрапетян и известный музыкант, выпускник Ереванского государственного университета, ныне проживающий во Франции, Миружан Маргарян.
Мовсесян желанный гость на всех армянских праздниках и мероприятиях. Живая музыка Александра Ханоевича является украшением свадебных торжеств, дней рождения, юбилеев и т. д. Он великолепный организатор и ведущий культмассовых мероприятий. Обладает отличным чувством юмора. Но прежде всего это добрый, отзывчивый и прекрасный человек!
Находясь далеко от своей Родины, он всем сердцем с родным Арцахом. Живёт его чаяниями, интересуется тем, что там происходит, популяризирует в России и в других странах свой любимый край. Александр Ханоевич достойный представитель армянского народа в России. Он неизменно пользуется большим уважением окружающих.  Свидетельством тому - присутствие на его концертах множества благодарных россиян.
Мовсесян радует своих поклонников произведениями как авторов с мировыми именами, так и произведениями малоизвестных авторов. Причём все эти музыкальные сочинения исполняются талантливо и неповторимо! Маэстро в равной степени потрясающе играет на кеманче, на кемани и на скрипке.
Часто на концертах вместе с Александром Мовсесяном выступает Нарине Малхасян, которая великолепно играет на каноне. Это струнный музыкальный инструмент, трапециевидной формы. Своей игрой Нарине очень удачно дополняет звучание кеманчи и украшает выступления Александра Ханоевича. Это сотрудничество послужило основой создания в 2019 году новой музыкальной группы «Ararat Band», состоящей из 5 человек.
Чтобы лучше найти общий язык с многонациональными слушателями, музыкант стал играть на армянской народной кеманче старинные романсы и скрипичные концерты. Так Гран-при на международном конкурсе ему принесло виртуозное исполнение интермедии Николая Римского-Корсакова «Полёт шмеля», «Чардаш» Витторио Монти и «Жаворонок» Григораша Динику.
О творчестве Мовсесяна восторженно отзывались многие известные музыканты и композиторы. Вот, например, что сказал о нём Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, академик, композитор Евгений Дога. «Как артиста-профессионала Александра Мовсесяна отличает виртуозное владение народным инструментом. Но он не ограничивается только народным репертуаром, а демонстрирует современную подачу лучших музыкальных образцов мировой музыкальной культуры».
Знаменитый скрипач, лауреат международных конкурсов, Народный артист России, профессор Московской консерватории Виктор Пикайзен отметил следующее. «Мы играем по нотам, а Вы, Александр, прошли по сердцам и душам».
А вот что написал выдающийся композитор, Народный артист Армении, Заслуженный деятель искусств Армении, Почётный гражданин Еревана Владилен Бальян. «Дорогой Александр! Я рад твоим большим успехам. Я рад, что ты достойно представляешь нашу легендарную кеманчу».
Услышав выступление Александра Мовсесяна, свой восторг выразил всемирно известный скрипач, Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, художественный руководитель и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», президент Московского международного Дома музыки Владимир Спиваков. .
По поводу выступлений маэстро Мовсесяна восхищённо высказался преподававший ему известный композитор, Народный артист Армении, лауреат Государственной премии Армении, профессор Ереванской консерватории Хачатур Аветисян.
В 2002 году в серии «Мастера исполнительского искусства» в Ельце вышла книга «Александр Мовсесян». Её автором была известная журналист и телеведущая Ольга Тулинова. Она стала ведущей вечера, посвящённого 30-летию трудовой деятельности кеманчиста. На нём состоялась презентация этой книги. Мероприятие прошло в здании ИТАР-ТАСС. Тогда там же состоялся и первый сольный концерт Мовсесяна в Москве. С тех пор он ежегодно выступает с отчётными концертами перед своими слушателями.
Позже, в 2015 году, по этой книге был создан документальный фильм о Мовсесяне, который был показан в рубрике «Лица диаспоры» на АРМ ТВ. Документальные фильмы о знаменитом кеманчисте показывали и на Межнациональном телевидении.
Все юбилеи Александра Ханоевича становились важными вехами в культурной жизни Москвы. Армянская и российская общественность столицы с радостью чествовала своего любимца. 50-летие маэстро было справлено в 2006 году в Московском доме национальностей.
А 13 сентября 2011 года в Московском доме национальностей состоялся юбилейный творческий вечер Мовсесяна, посвящённый его 55-летию, организованный Армянским культурно-просветительским обществом «Арарат». Первым Александра Мовсесяна поздравил и вручил диплом «За вклад в развитие армянской культуры» крупный деятель армянской общины России, председатель Совета общества «Арарат» Эмануил Долбакян. Он заявил музыканту: «Мы восхищаемся и гордимся Вами, маэстро. Желаем Вам всех благ и дальнейшего творческого роста». Затем с поздравлениями выступили друзья и коллеги кеманчиста. После этого начался концерт ансамбля народных инструментов «Гусаны» под руководством самого Мовсесяна.
60-летие Александра Ханоевича было торжественно отмечено в 2016 году в Центральном доме работников искусств (ЦДРИ).
В 2017 году в Московском Мюзик-Холле было отмечено 45-летие творческой деятельности прославленного музыканта. Продюсером и режиссёром программы был лауреат международных конкурсов Рудик Барсегян. Участвовали ведущие артисты и творческие коллективы России и Армении.
А 15 марта 2017 года в Московском доме национальностей прошел ещё один творческий вечер, приуроченный к 45-летию творческой деятельности кеманчиста Мовсесяна.
И, наконец, 2 сентября 2021 года в Союзе армян России будет организован юбилейный творческий вечер по случаю 65-летия знаменитого музыканта Александра Мовсесяна. Он продемонстрирует гостям своё мастерство. Нет сомнения, что вечер, как обычно, пройдёт с большим успехом, и доставит удовольствие и самому юбиляру, и всем собравшимся.
Вот такой он, виртуоз кеманчи Александр Мовсесян. Уже почти полвека он дарит окружающим чарующие армянские мелодии. Все мы, его многочисленные друзья и почитатели его таланта, с наслаждением слушали их. От всей души хочется пожелать Александру Ханоевичу счастья, больших успехов во всех делах, крепкого здоровья и карабахского долголетия, чтобы он продолжал как можно дольше радовать нас своими незабываемыми выступлениями! Браво, маэстро!

Александр Ерканян 

Фотоотчет

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.