Соглашения 1994, 1995 годов сохраняют юридическую силу. Восстановить Status quo ante bellum

Подписанное Азербайджанской Республикой, Нагорно-Карабахской Республикой (Республикой Арцах) и Республикой Арменией  Соглашение о полном прекращение огня и военных действий от 12 мая 1994 г. является бессрочным соглашением и юридически сохраняет свою силу. Также полностью применимо подписанное Азербайджаном, НКР и Арменией под эгидой ОБСЕ соглашение от 4 февраля 1995 г. об укреплении режима прекращения огня.  Эти два важнейших официальных Соглашения имеют силу международных договоров.

Азербайджан, взявший на себя в полном объеме обязательства по их выполнению, несет ответственность за грубейшее нарушение и растаптывание в ходе террористической агрессии этих ключевых международных договоров, заключенных при непосредственном участии России и ОБСЕ. 

Владимир Казимиров, посол, в 1992−96 гг. глава посреднической миссии России, полномочный представитель Президента РФ по карабахскому конфликту, участник и сопредседатель МГ ОБСЕ, 17 января 2021 г. констатировал: «В современном мире срыв перемирия должен быть просто нетерпим, как преступление против соседнего, да и своего собственного народов». (https://regnum.ru/news/polit/3165230.html).

Одним из условий существования международного права является необходимость и возможность наказывать его субъектов, привлекать к международно-правовой ответственности за неисполнение требований международно-правовых норм, за нарушение и срыв международных договоров.

Этот институт международно-правовой ответственности существует на постулате международного права – «Pacta sunt servanda» (договоры должны соблюдаться), из которого вытекает обязанность государства отвечать за нарушения требований международных договоров.

Венская конвенция о праве международных договоров, принятая 23 мая 1969 г., (https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml) признала «значение договоров как источника международного права», а Статья №26 констатирует «Pacta sunt servanda. Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться». Общей правовой концепцией является признание того, что любое нарушение взятого на себя обязательства влечет за собой обязанность возместить ущерб. Это является непременным следствием грубейшего несоблюдения Азербайджаном международных договоров 1994, 1995 годов.

Обязанность нести ответственность за международные правонарушения есть общепризнанная норма международного права. Независимо от того, закреплено это в договоре или нет, любое его нарушение Азербайджаном влечет за собой право требовать возмещения со стороны Республики Арцах и обязанность отвечать за свои действия со стороны Азербайджана.

Кроме того, Азербайджан нарушил не только международные договоры, но и в очередной раз совершил международные преступления против мира и человечности, к которым относятся планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны, геноцид, истребление гражданского населения, бомбежки и ракетные обстрелы мирного населения, умышленное разрушение городов и деревень, насильственный отказ в реализации права на самоопределение, международный терроризм. Все эти преступления Азербайджана квалифицируются как запрещенные императивными нормами общего международного права.

Вторая Мировая война дала нам прецедент привлечения к ответственности целых государств — фашистской Германии и милитаристской Японии. В Принципах международного права, признанных статутом Нюрнбергского трибунала и нашедших выражение в решении этого Трибунала зафиксированы  преступления против мира, такие как планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений. (https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/principles.shtml).

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 2001 г. N 56/83 «Ответственность государств за международно-противоправные деяния». (https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/RES/56/83) также применима к сохранению юридической силы подписанных Азербайджанской Республикой, Нагорно-Карабахской Республикой и Республикой Арменией Соглашения о полном прекращение огня и военных действий от 12 мая 1994 г. и Соглашения от 4 февраля 1995 г. об укреплении режима прекращения огня, а также необходимости привлечения Азербайджана к ответственности.

Согласно Статье №29 данной Резолюции, «юридические последствия международно-противоправного деяния согласно настоящей части не затрагивают сохраняющейся обязанности ответственного государства по исполнению нарушенного обязательства». Таким образом, Азербайджан как подписант, а также посредники Россия и ОБСЕ, несут сохраняющуюся обязанность по соблюдению нарушенных соглашений 1994, 1995 годов.

Статья №1 Резолюции констатирует «ответственность государства за его международно-противоправные деяния. Каждое международно-противоправное деяние государства влечет за собой международную ответственность этого государства». Статья №31 фиксирует, что «ответственное государство обязано предоставить полное возмещение вреда, причиненного международно-противоправным деянием. Вред включает любой ущерб, материальный или моральный, нанесенный международно-противоправным деянием государства». Формы возмещения вреда определены Статьей №34: «Полное возмещение вреда, причиненного международно-противоправным деянием, осуществляется в форме реституции, компенсации и сатисфакции, будь то отдельно или в их сочетании».

Таким образом, международная ответственность Азербайджана за международно-противоправные деяния - срыв международных договоров и террористическую агрессию предусматривает полное возмещение вреда в форме реституции, компенсации, сатисфакции.

Согласно Статье №35 Резолюции, «государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано осуществить реституцию, то есть восстановить положение, которое существовало до совершения противоправного деяния», то есть до террористической агрессии Азербайджана 27 сентября 2020 г. и срыва Соглашений 1994, 1995 годов. Восстановление Status quo ante bellum (положения, существовавшего до войны) осуществляется как в восстановлении материальных, так и нематериальных (restitutio in pristinum) прав, потерпевшей Республики Арцах.

Таким образом, государство-правонарушитель Азербайджан обязан восстановить юридический статус, в том числе линии соприкосновения в азербайджано-карабахском конфликте, освободить незаконно занятые территории Республики Арцах и Республики Армения, вывести войска с территории оккупированного государства и нести связанные с этим материальные расходы, освободить незаконно задерживаемых карабахских военнопленных и заложников, то есть восстановить положение, которое существовало до момента совершения противоправного международного правонарушения агрессии Тройственного террористического союза Турция-Азербайджан-Аль-Каида и «Исламское государство» (запрещены в России) 27 сентября 2020 г. и срыва Соглашений 1994, 1995 годов.

Во многих странах мира (Франция, Бельгия, Нидерланды, Британия, Швейцария, Уругвай, Италия, Австралия, Люксембург, Испании, Чили, Организация американских государств, Европейский парламент и др.) приняты официальные документы, в которых четко и недвусмысленно  осуждают агрессию Азербайджана и Турции против Республики Арцах, призывают к признанию Республики Арцах, к выводу азербайджанских войск и турецких наемников-террористов из оккупированных районов Арцаха, указывают на необходимость возврата к территориальному статус-кво на 26 сентября 2020 г. и соблюдению бессрочного Соглашения о полном прекращение огня и военных действий от 12 мая 1994 г., требуют расследовать военные преступлений Азербайджана для суда и наказания виновных.

Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется повышением институционального уровня организованности террористической преступности. Террористический Тройственный союз Турция-Азербайджан-Аль-Каида и «Исламское государство» (организации запрещены в России) создал страшный и опасный для всего мира прецедент того, что путем терроризма, агрессии, геноцида,  военных преступлений, отрицания Устава ООН и международного права, растаптывания международных договоров можно добиться своих преступных террористических целей и не быть незамедлительно осужденным и привлеченным к ответственности.

Азербайджан, то есть государство-правонарушитель международных договоров - Соглашений 1994, 1995 гг., обязан восстановить Status quo ante bellum, то есть  «ситуацию, которая существовала до войны». Должна быть восстановлена территориальная целостность Республики Арцах.

Рубен Заргарян, кандидат исторических наук, советник министра иностранных дел Республики Арцах

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.