БАКУ ПЫТАЕТСЯ ВБИТЬ КЛИН МЕЖДУ АРМЯНАМИ И РУССКИМИ

Власти Азербайджана самым циничным образом пытаются вовлечь в свою антиармянскую пропаганду православных русских. На днях азербайджанский телеканал AZTV сделал большой репортаж о разрушенной церкви в «Ходжавендском районе Карабаха». К сожалению, некомпетентные и явно предвзятые комментарии журналистов были подкреплены одиозными речами священника, настоятеля православной церкви в Гяндже (уроженца этого города) Дениса Сотникова, который попытался представить армян чуть ли не как нехристей и вандалов. 

  Между тем, указанная церковь в местечке Геворкаван была закрыта и разграблена ещё большевиками, и с 30-х годов прошлого века к ней не проявлялся интерес. Изначально это был полковая церковь казачьего полка, заставы которого были расположены в тех степных местах, - где активно действовали бандитские шайки кавказских татар, в том числе и набегавшие из-за персидской границы, нападавшие на таможенные пункты и фактории.  Полк после революции был выведен, церковь опустела, а вскоре после большевизации и политики «тюркизации», проводившейся националистическими властями АзССР, «растворились», исчезли и несколько русских деревень, расположенных на расстоянии полутора-двух десятков километров от храма, - их заселили переселенцы из числа кавказских татар-«азербайджанцев».

  В последние 30 лет даже сами карабахские русские не поднимали вопрос её восстановления, ибо она находилась на самой границе, в непосредственной близости от азербайджанских позиций. Если бы храм даже попытались восстановить, то всё равно прихожан просто не было бы, туда, в фактически военную зону, вряд ли стал кто-либо приезжать.

  Между тем, бакинская пропаганда всеми силами пытаться вбить клин между единоверцами: армянами и русскими, стремясь поставить под сомнение нашу христианскую связь. Вот почему со скоростью света бакинскими пропагандистами создаётся надуманная «албанская Православная церковь». Надуманная потому, что известно, что удины и другие христиане «Кавказской Албании» были прихожанами Армянской Апостольской церкви, церковный язык их был армянским, а на стенах внутри и снаружи храмов в тех же христианских и удинских и лезгинских селах надписи также были на армянском. При этом до недавних пор у удин (а их в Азербайджане осталось всего лишь около 2 тысяч человек против 15 тысяч в начале 1990-х), имена и фамилии были также армянскими, и лишь после начала карабахских событий они стали массово их менять.

   По замыслу алиевского режима, «албанская Православная церковь» должна присвоить все армянские храмы Арцаха и будет сближаться с РПЦ, тем самым вбивая клин в отношения арцахцев и вообще армян с русским обществом и Православной церковью.

   В качестве одного из пропагандистских трюков можно привести высказывания пресс-секретаря Бакинской и Азербайджанской епархии РПЦ протоиерея Константина Поминова:

«Христианские храмы на территории Нагорного Карабаха, за которые так беспокоятся армяне, в действительности им не принадлежат. Они являются наследием древней православной Церкви Кавказской Албании и ныне существующей удинской общины страны».

   По словам Поминова, «азербайджанский народ не страдает ксенофобией, он очень добросердечный и милосердный». «Ненависть и разрушения – это не в нашем менталитете. Наоборот, азербайджанский народ – это народ-с зидатель. Посмотрим, что армяне будут кричать через пару лет, когда увидят все эти христианские святыни отреставрированными, чистыми и открытыми. А пока они какое-то время еще будут лгать от обиды за свое поражение в войне. И обижены они не только на Азербайджан, но и на весь мир, который не помог им удержать захваченное», – заявил Поминов. (https://erevangala500.com/news/506.html)

   По поводу подобных высказываний клириков Русской Православной Церкви в Азербайджане, которые называют армянские церкви албанскими, священник РПЦ в Армении, благочинный Патриарших приходов в Армении, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии протоиерей Арсений Григорьянц в интервью ИА «Красная весна» отметил:

   «Слышу эти речи давно. Пытался понять их позицию, точнее мотивацию. Вроде мы священники одной Церкви, собратья. Вроде одни и те же книги читали. Ну, или должны были читать. И вдруг слышишь такое. Думаешь: понятно, что бред, и человек, скорее всего, осознает, что несет околесицу, но почему он это говорит? Нашел только два аргумента.

  Первый. Азербайджан — тоталитарное государство с жестким авторитарным лидером. Видимо, оказывают давление на духовенство, люди в страхе.

  Второй. Азербайджан везде говорит: «Мы защищаем исторические памятники, восстанавливаем их, на это выделяются бюджетные средства». Известно, что, в частности, выделяются деньги на восстановление православных храмов и община Русской Православной Церкви в стране находится в финансовой зависимости от властей.

  Всё это вызывает некоторое чувство стыда: всё-таки эти люди представляют Русскую Православную Церковь и лучше не выносить сор из избы, чтобы ищущие повода не уличали духовенство в невежестве.

  Но сегодня они сами вынесли сор своего невежества из избы, публично делая на каждом углу заявления, граничащие с параноидальным бредом. И теперь то, что раньше вызывало улыбку, как неуклюжая попытка угодить властям, сегодня становится идеологическим инструментом, используемым для захвата древних памятников армянской культуры. (https://rossaprimavera.ru/article/dcac026a )

   Стоит привести также мнение российского политолога, гл. редактора сайта kavkazoved.info Андрея Арешева:

  «Конфессионально удины были связаны с Армянской Апостольской церковью, однако сегодня «удинская христианская община» в Азербайджане находится под опекой местной епархии Русской Православной Церкви. Разумеется, власти Азербайджана будут предпринимать всё возможное для «албанизации» армянского наследия на Южном Кавказе. Кстати говоря, несколько месяцев назад «удинскую» службу уже пытались провести в армянском монастыре на острове Ахтамар на озере Ван в Турции. Турецкие лидеры, активно поддерживающие Баку все эти годы, вполне откровенно заявляют о «новой эре в истории Кавказа», которую пишут победители.

  Присвоение историко-культурного наследия покоренных народов — хорошо известный почерк, глубоко чуждый российской политической, культурной и академической традиции.

   Таким образом, все подчинено тюркизму как интегральной идее, в которой выделяется некий «христианский» сегмент, используемый для «диалога», в частности, с РПЦ и в качестве доказательства собственной «толерантности» и «мультикультурализма». (https://rossaprimavera.ru/article/0218f741 )

  Противодействие в данном направлении крайне важно, с учётом как указанных нескрываемых намерений бакинского режима украсть и уничтожить уникальные храмы и бесценные памятники армянского Арцаха, так и актов вандализма, которые успели совершить военнослужащие этой страны в дни войны и за прошедшие после неё месяцы. 

  Нельзя забывать и факт полного уничтожения армянского следа в Нахиджеване и других районах современного Азербайджана, что является продолжением преступной политики, взятой на вооружение в Баку ещё с первых лет советской власти в Азербайджане, в состав которого Нагорный Карабах был практически насильно включён большевиками. С тех пор продолжается планомерное уничтожение и присвоение армянских памятников храмовой и светской архитектуры.

  Нынешние потуги официального Баку объяснимы на фоне намечающегося визита миссии ЮНЕСКО в Арцах. Несмотря на жёсткое сопротивление Алиева, мировое сообщество проявляет настойчивость в вопросе оценки, мониторинга и сохранения богатейшего историко-культурного наследия древнего армянского края, вновь оккупированного Азербайджаном в результате военной агрессии.

  Действия бакинских пропагандистов в определённой мере напоминают ситуацию с Автокефальной поместной церковью на Украине, грозящую подрывом единства тысячелетнего мирового православия и ослаблением в целом мирового христианства. Церковь на Украине, как и церкви Арцахской епархии ААЦ, стала заложницей политического конфликта. Раскол был организован и подготовлен Константинопольским патриархатом. К сожалению, патриархат и сегодня вносит свой деструктивный вклад, поддерживая политические интриги официального Баку в вопросе «албанизации» армянского духовного наследия Арцаха. Попытки разделения церкви и народов по политическим мотивам особенно опасны на фоне нынешней активности международных террористических организаций, неприкрыто поощряемых Анкарой и Баку.

   Что касается сделанных по явному заказу бакинского режима армянофобских высказываний священника, уроженца Гянджи, то они вызвали возмущение у многих русских верующих. Надо отметить, что и в ходе развязанной азербайджано-турецким тандемом преступной войны против Арцаха Баку пытался использовать православных священников в своей антиармянской пропаганде.

   В заключение приведём выдержки из текста Заявления Национальной академии наук Республики Армения:

  «За эти месяцы, последовавшие после подписания трехстороннего заявления глав Армении, Азербайджана и России о прекращении военных действий, стиль действий высшего руководства Азербайджана, фальсификация и милитаристская риторика в соцсетях и на международных площадках не оставляют сомнений в том, что нынешнее руководство Азербайджана сделает все возможное для срыва усилий по установлению мира в регионе и деарменизации Арцаха.

На протяжении многих лет вследствие ненависти, отрицающей армян и армянскую культуру, сегодня арменоненавистничество превратилось в важную составляющую идентичности азербайджанского общества.

  Руководство Азербайджана, добившееся успехов в практиках ассимиляции коренных народов региона, этнических чисток, периодически повторяющихся массовых погромов, в эти дни политику фальсификации истории региона, уничтожения армянского культурного наследия или албанизации сделало своей национальной задачей. Обсуждения безосновательного предложения о провозглашении Шуши культурной столицей всего тюркского мира с участием Ильхама Алиева, заявление председателя Ассоциации архитекторов Азербайджана об уничтожении армянских церквей Арцаха, назначение проповедником Дадиванка удина Рафика Данакари и проведение театрализованных обрядов, провокационное заявление в СМИ о 300 албанских церквях в Арцахе -очевидные свидетельства претворения в жизнь этой политики.

  Политика уничтожения и отчуждения армянского культурного наследия представляется международному сообществу как шаг к восстановлению религиозного права албанского народа, используя для этой цели представителей азербайджанского народа, живущего в статусе политического заложника. В настоящее время предпринимается попытка любой ценой претворить в жизнь проект “Удинская Церковь”. Он стал важным инструментом национальной цели фальсификации истории. Азербайджанские власти не упускают случая заявить, что, как правопреемник Церкви Агван, Удинская церковь имеет право распоряжаться церквями, находящимися в Арцахе, в исторической провинции Утик, и даже на территории нынешней Турции, которые азербайджанскими историками-фокусниками провозглашены албанскими». (www.golosarmenii.am/article/108413/nan-ra-soxranenie-armyanskogo-kulturnogo-naslediya-v-arcaxe---odno-iz-klyuchevyx-uslovij-prochnogo-mira)

   Желание Баку сделать хорошую мину при плохой игре на фоне прицельного обстрела в ходе недавней войны шушинской церкви Святого Всеспасителя Казанчецоц, воспрепятствования ЮНЕСКО осуществить свою миссию, албанизации древних армянских храмов на территории Арцаха и др. вызывают справедливое возмущение у всего цивилизованного человечества. И конец этим преступным действиям Азербайджана можно положить лишь всеобщим решительным осуждением.

Роман Севанский

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.