Акоп Гюрджян — ученик Родена из армянского Шуши

Каждый раз, бывая в Ереване, захожу в Национальную галерею Армении. Обхожу ставшие родными залы армянской живописи — Овнатаняны, Суренянц, Сарьян. Их работы вдохновляют, приближают к тому, что считаю для себя родным — образам и героям Армении. Но всё-таки тот вид искусства, без которого Армения не состоялась бы, — это скульптура, ведь когда живописи еще не было, резьба по камню у наших мастеровитых предков уже была. Именно поэтому я расскажу не о резных хачкарах и декоре армянских храмов, а о вполне современной скульптуре XX века. И сегодня это будет пластика Акопа Гюрджяна (1881–1948).

Акоп Гюрджян. «Диана»,1922 год, гипс, литье. Из собрания    Национальной галереи Армении

Акоп Гюрджян. «Диана»,1922 год, гипс, литье. Из собрания Национальной галереи Армении

Акоп Гюрджян считается одним из крупнейших армянских ваятелей, и творчество этого мастера подняло современную армянскую скульптуру на европейский уровень. Может резать слух, что армянская скульптура была на каком-то другом, неевропейском уровне, однако в этой формулировке нет ничего обидного, поскольку в Армении и Европе практиковался разный вид скульптуры. И если на нашей родине издревле была сильна школа резчиков по камню и скульптура была связана с рельефами, а значит выглядела более плоской, то в Европе с античных времен формировалась так называемая круглая скульптура [буквально та, которую можно обойти вокруг. — Прим. авт.] — статуи, которые мы так любим разглядывать в музеях и совершенством форм которых восхищаемся.

Ако́п Марка́рович Гюрджя́н    (1881, Шуши — 1948, Париж). Источник фото: Р.Г. Дрампян. Акоп Гюрджян. Издательство АН Армянской ССР, 1973

Ако́п Марка́рович Гюрджя́н (1881, Шуши — 1948, Париж). Источник фото: Р.Г. Дрампян. Акоп Гюрджян. Издательство АН Армянской ССР, 1973

Мальчик из Карабаха

Он родился в Арцахе, в городе Шуши в 1881 году в небогатой, многодетной семье. В детстве Акоп любил лепить фигурки из глины и высекать из камня статуэтки животных. Увлечение так захватывало мальчика, что он полностью погружался в мир творчества, напрочь забывая об уроках. Частенько прогуливая школу, он бывал регулярно наказан Грикором — строгим старшим братом, который взял мальчика на воспитание после кончины отца. Грикор воспитывал Акопа как мог, но при этом очень любил и желал ему всего самого лучшего. Поэтому Грикор похлопотал за младшего талантливого брата, устроив его через влиятельных знакомых в частное училище Фидлера в Москве, в котором Акоп проучился до 1904 года. Нужно отметить, что талант Гюрджяна был отмечен не только его родными, но и многими современниками, в том числе и художником Степаном Агаджаняном — шушинцем, земляком Акопа. Агаджанян, кстати, прочил юноше большое будущее и не ошибся в своих прогнозах.

После окончания московского училища Акоп был отправлен братом в Баку, где работал чертёжником, а затем два года проходил военную службу в инженерном батальоне.

Акоп Гюрджян. «Портрет Льва Толстого», 1913 год

Акоп Гюрджян. «Портрет Льва Толстого», 1913 год

Уже в 1906 году Акоп женился на своей землячке по имени Айкануш Галумян. Родители Айкануш были авторитарны — участь художника казалась им несерьезной, они хотели стабильной жизни бракосочетавшимся и, с первых дней семейной жизни, настаивали на том, чтобы молодой муж дочери получил «настоящую» профессию. Тесть фактически вынудил Гюрджяна поступить на медицинский факультет в Монпелье. Акоп подчинился, но нельзя сказать, что воспринял с воодушевлением идею овладения новой профессией, потому что уже летом 1907 году Гюрджян забросил постылую медицину и молодые супруги переехали в Париж, где он с энтузиазмом начал обучение в Академии Жюльена и параллельно посещал мастерскую Родена. При том что Гюрджян получил прекрасное образование и мог копировать лучшие античные и эллинистические образцы в европейских музеях, своим любимым учителем он считал скульптора Паоло Трубецкого [Павел Петрович Трубецкой, сын русского князя П.П. Трубецкого и американской пианистки Ады Винанс. — Прим. ред.]. Трубецкой был мастером «боцетто» — наброска с натуры — техники, которая стала близка и Гюрджяну. Познакомились они еще в Москве, и Трубецкой очень помогал юноше советами и даже разрешал ему пользоваться своей мастерской, пока его подопечный только овладевал приемами ремесла скульптора.

Акоп Гюрджян. Памятник Ваану Терьяну (1919 – 1920), гипс, шлифовка/полировка, литье. Из собрания    Национальной галереи Армении

Акоп Гюрджян. Памятник Ваану Терьяну (19191920), гипс, шлифовка/полировка, литье. Из собрания Национальной галереи Армении

Вторую половину жизни Гюрджян, в силу социальных и политических обстоятельств, был вынужден провести в Париже, что не мешало ему иметь тесные и плодотворные взаимоотношения с представителями армянского мира и деятелями русской культуры. Был он хорошо известен и в эмигрантских кругах.

Гюрджян — ваятель не только творчески одаренный, но еще и продуктивный. Он оставил богатое наследство — не менее пятисот работ (пластики и набросков) хранятся в разных музеях мира, причем четыреста из них в Армении. Большую часть скульптур подарила Национальной галерее вдова мастера.

Акоп Гюрджян. Портет М. Сарьяна, 1917 год. Из собрания    Национальной галереи Армении

Акоп Гюрджян. Портет М. Сарьяна, 1917 год. Из собрания Национальной галереи Армении

Скульптурный портрет — любимый жанр Гюрджяна во все периоды его жизни. Влияние Родена на раннее творчество скульптора очевидно, о чем «говорят» нам портреты М. Ширванзаде (1910 г.) и Льва Толстого (1911 г.).

Армянский искусствовед Рубен Дрампян высоко ценил мастерство Гюрджяна и отмечал особую выразительность портрета Толстого. «…Привлекает внимание сочная, свободная лепка, подчеркнутые, выступающие черты лица создают выразительную игру светотени…», — писал основатель Национальной галереи об этом, пожалуй, самом необычном портрете Льва Николаевича, из всех когда-либо созданных в искусстве. Работа над бюстом Льва Толстого продолжалась около четырёх лет, в 1913 году бюст был отлит в гипсе, а к 1914 году — в двух экземплярах в мраморе.

Подлинный психологизм читается в другом портрете — пианиста И. Добровейна, вылепленном скульптором в 1913 году. Дрампян выделяет у Гюрджяна не только исключительное чувство пластики, но и считает ваятеля способным глубоко раскрыть богатый внутренний мир модели.

Акоп Гюрджян. Портрет Г. Паскар, 1933 год. Из собрания    Национальной галереи Армении

Акоп Гюрджян. Портрет Г. Паскар, 1933 год. Из собрания Национальной галереи Армении

Роден не всегда влиял на Гюрджяна. К 1914 году скульптор освободился от довлеющего авторитета своего французского учителя и начал творить более свободно и легко — «набил руку» и выработал свой почерк. Три лучших портрета этого нового периода запечатлевают русских гениев — писателя Максима Горького, певца Федора Шаляпина и композитора Сергея Рахманинова.

В портрете Рахманинова, считающемся венцом творчества Гюрджяна, мастер сумел тонко передать индивидуальные черты великого композитора и, по выражению Дрампяна, увидел и передал зрителю «богатый и взволнованный духовный мир», скрытый под внешней замкнутостью.

Третий период творчества характеризуется созданием портретов деятелей армянской культуры, в том числе и советского периода. Все эти работы отличаются неповторимой индивидуальностью. Убедителен художник Якулов — его мастер создает подвижным и энергичным, острый и динамичный ум читается в облике изображенного. Знаток армянской культуры Гарегин Овсепян словно живой — скульптор сумел передать крестьянские черты и глубокую, народную одухотворенность знаменитого учёного. Очень выразителен портрет актрисы Генриетты Паскар, она — нежная, слегка высокомерная, все еще очень красивая, но уже стареющая женщина.

Акоп Гюрджян. «Победа». Из собрания    Национальной галереи Армении

Акоп Гюрджян. «Победа». Из собрания Национальной галереи Армении

Кроме портретов, занимался Гюрджян и сюжетной скульптурой. Наиболее значительные — «Пьета», «Победа», «Саломея».

Для изображения «Победы» мастер выбрал аллегорическое решение. Подобно античным никам, «Победа» Гюрджяна предстает в образе богини, правящей конем, запряженным в колесницу. Конь несется над облаками. Работа экспрессивна и впечатляюще монументальна, хоть размеры ее и сравнительно невелики.

В Национальной галерее представлен и анималистический жанр — наброски Гюрджяна. Это — лисы, кошки, собаки, обезьяны. В каждой работе — неповторимые черты, присущие каждому животному.

Акоп Гюрджян. Эскиз к портрету обнаженной девушки, бумага, акварель, карандаш. Из собрания    Национальной галереи Армении

Акоп Гюрджян. Эскиз к портрету обнаженной девушки, бумага, акварель, карандаш. Из собрания Национальной галереи Армении

На короткое время в 1914 году Акоп Гюрджян возвращался в Россию, где прожил всего шесть лет — в Москве. Здесь он сближается с Горьким, создает второй его портрет и принимает участие в выставке «Мир искусства». Работа в России пришлась на самые тяжелые годы — Первую мировую войну и Октябрьскую революцию. Скульптор пытается выжить в тяжёлых условиях гражданской войны, но работать под эгидой объявленной в стране политики «монументальной пропаганды» дается ему очень тяжело. В двадцатые годы он находит способ вернуться в Париж — вполне официально, кстати. Власти разрешают ему выехать, чтобы вывезти оставленные за границей ценные работы.

Приехав в Париж, Гюрджян там и остается, занимается активной творческой деятельностью и начинает преподавать, чем и зарабатывает всю оставшуюся жизнь — вплоть до конца сороковых. Живет насыщенно и интересно — созидает, восхищается женской красотой, творит и любит жизнь как истинный гедонист.

Сценарист, журналист Марина Абрамян (Москва — Ереван) специально для Армянского музея Москвы

В оформлении обложки использован портрет Акопа Гюрджяна. Источник фото: альбом Р.Г. Дрампяна. Акоп Гюрджян. Издательство АН Армянской ССР. 1973 год

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.