Портной Петрос из Нагорного Карабаха. Армянский код. Летопись рода Абрамян

Это письмо пришло в редакцию от Славы Сафаряна — нашего постоянного читателя. Автор прислал фотографию для проекта «Армянский код», но объяснил, что действует по поручению Светланы Микаэлян — родственницы человека, изображенного на фото. Согласно условиям проекта, снимок сделан до событий 1915 года.

Присланная фотография оказалась хоть и размытой по качеству, но весьма интересной по фактуре и этнографическому содержанию. Перед нами предстал молодой ремесленник с щеголевато подвёрнутыми усами. Это — Петрос Абрамян, отец Тиграна Петровича Абрамяна, погибшего в годы Великой Отечественной войны в Краснодарском крае.

«Петрос Абрамян — мой дедушка», — рассказывает Светлана Микаэлян (она 1940 года рождения). «Он был выходцем из Нагорного Карабаха, однако жил в Тбилиси, работал в пошивочной мастерской», — делится биографическими сведениями об отце с читателями Армянского музея Москвы автор рассказа.

По словам внучки, её дед, Петрос Абрамян, был мастером по пошиву чоха-архалуков, о чем ярко свидетельствуют портняжьи ножницы, заткнутые за пояс. Ножницы различимы в нижней части фото.

Чоха-архалу́к (арм. արխալուղ) — кавказский плотно прилегающий к телу кафтан, сшитый по талии и обладающий высоким стоячим воротником. Для шитья архалуков использовали дорогие ткани — кашемир, атлас, сатин. В качестве пояса архалук дополняли кушаком. Некоторые архалуки застегивались очень высоко — до самой шеи. Вероятно, и сам Петрос Абрамян одет в такой архалук и подпоясан кушаком. Снявшись в этой одежде и с ножницами за поясом, он как бы демонстрирует свои профессиональные возможности потенциальным заказчикам.



Армянский мужской архалук. Лори, конец XIX века.      Источник: wikipedia.org

Армянский мужской архалук. Лори, конец XIX века.

Источник: wikipedia.org

Архалук или чоха?

В Восточной Армении архалуки носили издревле. Исследователи об этом судят по изображениям на надгробных плитах и в средневековых миниатюрах.

Уже во времена Петроса Абрамяна, в конце XIX – начале XX века, архалух был распространён повсеместно. Этот кафтан носили с отрочества — лет с 10–12-ти. В основном, мальчики и мужчины.


Архалуки по покрою — это распашная одежда до колен с цельнокроеными передними полочками и отрезной приталенной спинкой, которая в талии собиралась в сборку либо пришивалась из нескольких клиньев. Простроченный вместе с прокладкой сверху донизу рядом вертикальных швов архалух от воротника до талии застёгивался встык на ряд крючков.


Историк Н.Х. Авакян отмечает, что украшением архалука служила тесьма-галун в тон основной материи, которой обшивали воротник, разрез груди, края подола и рукавов. В купеческой среде Еревана наряду с тесьмой широко использовали дорогостоящий шёлковый шнур, что было престижно.



Чоха из Тавуша. Источник: wikipedia.org

Чоха из Тавуша. Источник: wikipedia.org


Чоха (или чуха) — вид рубахи, похожей на архалук, но имевшей более широкое функциональное назначение. Из современной одежды чоху можно сравнить с пальто. Чоха шилась из плотных тканей и служила верхней одеждой, преимущественно на выход.


«На большинстве старинных фотографий XIX – начала XX века чаще всего встречаются снимки армян именно в чохе. Она считалась обязательным элементом костюма жениха. Говорят, даже если жених был из бедной семьи, чоху брали напрокат у родственников или соседей. Чоха была костюмом инициации мальчика во взрослого мужчину. Право ношения чохи символизировало собой вступление в совершеннолетний возраст. Мальчикам шили в Армении их первую чоху в 15 лет», — говорит исследователь.

«Имперский архалук»



Pushkin.jpg

Кстати, кавказские архалуки как дорожная и домашняя одежда были очень популярны среди русской интеллигенции в России XIX века. В России архалуком называли халат со стоячим воротником. Архалук в России был частью мужского гардероба. Однако на Кавказе в специально сшитых архалуках ходили и женщины.



О.А. Кипренский. Автопортрет, 1828. Источник: wikipedia.org

О.А. Кипренский. Автопортрет, 1828. Источник: wikipedia.org

Этот вид одежды отображен на картинах художников XIX века. Можно вспомнить «Автопортрет» Ореста Кипренского, на котором художник запечатлел себя в архалуке. А на картине Карла Мазера мы видим посмертный портрет Пушкина в клетчатом архалуке. Александр Сергеевич, по воспоминаниям его современников, в день дуэли надевал его.

Источники:

  1. Авакян Н.Х. Армянская народная одежда (XIX – начало XX в.). Ереван, 1983. Стр. 61–62. 

  2. Алла Ервандовна Тер-Саркисянц. «Армяне Нагорного Карабаха». Стр. 628, 629.

  3. Лисициан С.Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении ǁ КЭС. 1955. Т. I. С. 182–264.

Автор: Микаэлян Светлана

Обложка © Микаэлян Светлана

Источник: www.armmuseum.ru

 

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.