Средневековый монастырский комплекс "приходит в себя" и постепенно восстанавливается, после десятков лет бездействия. Однако сегодня над монастырем нависла новая угроза, с которой священнослужители и верующие люди пытаются справиться самостоятельно.
Армянский монастырский комплекс Дадиванк в Карабахе находится под угрозой разрушения. Оползень уже вплотную подступил к одной из несущих стен монастыря. Об этом в беседе с корреспондентом Sputnik Армения рассказал настоятель монастыря, иерей Ованнес Ованнисян.
Монастырь Дадиванк
Не дожидаясь помощи от государства и церковного начальства, иерей Ованнес Ованнисян решил предотвратить угрозу на имеющиеся ограниченные средства.
"Восстанавливаем комплекс вместе с неравнодушными людьми. Если каждый придет и положит в основание стены хотя бы один камень, то стену от разрушения удастся спасти", - говорит священнослужитель.
Монастырь Дадиванк
Он сообщил, что для предотвращения развала монастырского комплекса нужна подпорная стена длиной 100 метров, половина из которой уже построена. После завершения строительства подпорки, она будет покрыта землей и там посажены деревья, чтобы они своими разрастающимися корнями остановили процесс оползновения почвы.
Помимо основных сооружений монастыря, под руководством иерея ведутся реконструкции сразу нескольких часовен в районе.
Монастырь Дадиванк
В Дадиванке, на вершинах и склонах ближайших гор, таких часовен семь. Четыре уже восстановлены и сейчас строители завершают реконструкцию пятой.
Иерей Ованнес каждый день внимательно наблюдает за ходом работ. Если не успевает лично побывать на месте, то на помощь приходит бинокль, с помощью которого можно хорошо разглядеть реконструированную часовню из окон монастыря.
Настоятель монастыря Дадиванк Тер-Ованнес
"Две из семи часовен находятся в лесу, за горами. Их пока невозможно реконструировать. Для этого нам нужен собственный вертолет", - полушутя-полусерьезно говорит иерей и добавляет, что остальные пять тоже построены в труднодоступных местах, и техника к ним так и не смогла подъехать.
"Все стройматериалы и инструменты довезли на ослах на место или на своих руках донесли. И после окончания работ все оставшиеся стройматериалы тоже спускали с гор собственноручно", - рассказывает священник.
Монастырь Дадиванк
Иерей планирует закончить реставрацию монастырского комплекса к декабрю 2020 года. Но поскольку строительные работы ведутся на пожертвования верующих, священник может только говорить о примерных сроках завершения работ.
Дадиванк находится всего в 15 километрах от границы с Азербайджаном. Монастырский комплекс был возвращен в ведение ААЦ только 3 апреля 1993 года во время освобождения района Карвачар. Иерей Ованнес, который в те годы был настоятелем монастыря Гандзасар в Карабахе, был одним из первых, кто вступил в Дадиванк. Храм был в полуразрушенном состоянии, имущество расхищено. Но провидение сохранило несколько ценностей, которые имеют для истинно верующих большое значение.
Монастырь Дадиванк
По словам иерея, последние лет десять, перед тем как комплекс перешел в ведение ААЦ, в храме Дадиванка жила большая курдская семья, которая превратила помещения монастырского комплекса в загоны для животных. А для того, чтобы согреться и приготовить еду, они разводили костер прямо на территории церкви. Как следствие, толстый слой копоти от костра покрыл фрески XIII века.
Фрески в монастыре Дадиванк
"Именно поэтому их и не заметили. Но нет худа без добра - ценные изображения спаслись таким образом. Мы удалили копоть и восстановили фрески", - сказал иерей Ованнес.
Фрески в монастыре Дадиванк
Копоть со стен была удалена, мусор с территории комплекса – вынесен. Так, 1 января 2016 года двери Дадиванка снова открылись для всех желающих.
Монастырь Дадиванк
Монастырский комплекс Дадиванк, как и все другие карабахские храмы, не действовал примерно 100 лет. После утверждения советской власти в 1921 году они были закрыты, и снова открылись только после провозглашения независимости Карабаха.
Монастырь Дадиванк
Комплекс Дадиванк назван в честь святого Дади — ученика апостола Фаддея, который, в свою очередь, был одним из 70 учеников Христа. Дади проповедовал христианство населению Карвачарского района, однако в I веке он был забит камнями и похоронен верующими. Уже в IV веке, после принятия христианства, его могила стала местом паломничества. Гобница святого Дади и стала тем местом, где потом появился монастырь.
Добавить комментарий