Воссоединить Арцах с Арменией и приступить к налаживанию мирной жизни

В Евросоюзе прошли выборы в Европейский парламент, сделаны назначения на ключевые посты, начинается работа по решению проблем Европы. Для нас также наступает время решения наших проблем. Еще в 2017 г. Европейский парламент дважды в резолюциях от 5 июля и 15 ноября признал право народа Нагорного Карабаха на самоопределение. Эти исторические резолюции Европарламента пролагают путь решения карабахского конфликта и установления мира на Южном Кавказе. Необходимо предпринять шаги для практической реализации этих резолюций Европарламента.

Карабахский конфликт имеет давнюю историю. В Бехистунской надписи 520 г. до н.э. персидский царь Дарий I называет Армению страной, которая досталась ему в наследство от предков. Дарий не просто упоминает о существовании Армении в его время, он сообщает о борьбе армян за независимость. На первой известной географической карте древности, вавилонской глиняной плите VI в. до н.э., отмечены три страны: Армения, Ассирия и Вавилон. Бури истории разрушили и Ассирию, и Вавилон. Из трех древних стран на протяжении тысячелетий сохранилась лишь Армения. На карте мира II века Клавдия Птолемея Армения показана как страна, расположенная между Черным и Каспийским морями. Армения приведена и на многочисленных картах средних веков. Армяне жили в Армении, когда формирование тюркского этноса на Алтае еще даже не начиналось.

На рубеже старой и новой эры гористые области восточной части Южного Кавказа были населены армянами, а равнинные — племенами кавказских албан. К Х веку албаны практически полностью были арменизированы. Арменизация албан проходила сравнительно безболезненно. Этому способствовала наша общая вера: армяне и албаны — христиане. Некоторые из албанских племен были предками современных удин и лезгин.

Из-за своего геостратегического положения Армения всегда была ареной войн между крупнейшими державами региона, она то теряла свою независимость, то восстанавливала ее вновь. Мы вынуждены постоянно вести борьбу за жизнь и независимость. Рим и Византия, арабы и монголы, персы и турки в разное время захватывали разные области исторической Армении.

В середине XI века Армения подвергается набегам турок-сельджуков, потомков алтайских кочевников, нахлынувших из Средней Азии и утвердившихся в Иране. Южный Кавказ становится ареной острого соперничества между Персией и Турцией. С переменным успехом то персы, то турки предпринимают опустошительные набеги и захватывают то одни, то другие его области, истребляя и депортируя местное население. Со времени сельджукского завоевания начинается многовековой процесс истребления и вытеснения армянского населения из исторической Армении тюркскими племенами. Сопротивление армян истреблению и порабощению всегда вызывало ярость турок. Эта ярость сохранилась и поныне, турки никак не могут смириться с тем, что им не удалось истребить армян полностью.

Турки – мусульмане-сунниты, расселившиеся в ХI…ХII в.в. в северном Иране и восточной части Южного Кавказа, в ХVI в. попали под сильное влияние персов-сефевидов и приняли шиизм. Но изменив вере, они не могли одновременно изменить и свою национальность. Они были и остались турками, стали турками-шиитами. Их так и продолжали называть: турки, тюрки; иногда – татары, адербеджанские татары, мусульмане.

Слово «азербайджанец» до ХХ в. не использовалось, такого слова еще не было, а слово «Азербайджан» – «Адербеджан» относилось к северному Ирану, к территории южнее реки Аракс. Не было и общего названия территории севернее Аракса. Здесь располагались Ширванская, Шекинская, Гянджинская и другие провинции Персии, затем России.

Шуши старинное фото

Карабахский город Шуши находится в гористой местности на высоте 1300 – 1400 м над уровнем моря с наклоном с запада на восток, в сторону Кура-Араксинской низменности. На старой фотографии шушинской крепости хорошо видно, что она расположена в нижней, восточной окраине города. Это свидетельствует о том, что крепость и город строили армяне и защищали его от набегов мусульман с востока. На западе города, в сторону Армении, никаких оборонительных сооружений нет.

Шушинская крепость была известна ещё в раннем средневековье под названием Шикакар. Здесь в IX веке князь Салх Смбатян одержал победу над арабским войском. В позднем средневековье эта крепость упоминалась как Караглух, Кар, сигнах Караглух, крепость Шош, сигнах Шош. В средние века эта старинная армянская крепость хорошо защищала город. Но мусульманину Панах Али удалось обманом овладеть крепостью.

Свидетельствует грузинский царь Ираклий II: «Хамс составляет владение и во оных семь воеводских правлений, народ весь армянского закона, в том владении находится армянский патриарх… один человек, закону магометанскаго и от народа жаванширскаго, принял силу; среди того правления, Хамсы, состоит старинная крепость, которая им обманом взята…»

Еще более определенно высказывается русский полководец А. В. Суворов: «Шахназар… сей предатель своего отечества, призвал Панах-хана, бывшего прежде начальником незнатной части кочующих магометан близ границ карабагских, отдал ему в руки свой крепкий замок Шушикала и учинился ему с его сигнагом покорным».

Известно, что безродный Панах Али из турецких джаванширов служил при дворе персидского шаха Надира глашатаем. Совершив преступление, бежал со службы и несколько лет занимался грабежом и разбоем в Ширванском, Шекинском, Гянджинском останах и предгорьях Карабаха.

В это время армянские мелики Хамсы (Арцаха) вели длительную междоусобную борьбу за первенство. Одному из них – Мелик - Шахназару – Панах Али обещал свою помощь. Лживость и вероломство турок хорошо известны армянам. Но Шахназар, ослепленный междоусобной борьбой, поверил турку и впустил его в свою крепость вместе с вооруженным отрядом численностью около 200 человек. Оказавшись в хорошо защищенной крепости, Панах Али не только не помог Шахназару, а напротив, подчинил его себе и в 1747 г. объявил себя Шушинским (Карабахским) ханом.

Свидетельства независимых современников этих событий, грузинского царя и русского полководца, а также старая фотография крепости убедительно доказывают, что Шуши (Шикакар) – это старинная армянская крепость, построенная задолго до появления здесь мусульманского захватчика Панаха.

Если все же допустить, что крепость построил мусульманин Панах Али, как это утверждают азербайджанцы, то мы должны заключить, что он был не очень сообразительным человеком. Вместо того, чтобы построить крепость на западе города и защищаться от армян воинственного Сюника, он построил ее на востоке. Для защиты от единоверцев?! Но и сам Панах Али, и его потомки воевали с армянами, которые боролись с оккупантами за свою независимость. Так что позиция азербайджанцев в этом вопросе находится в явном противоречии с фактами.

С вторжения мусульманина Панах Али в армянский город Шуши и начинается карабахский конфликт. После создания Шушинского ханства происходит активное заселение восточной части Шуши мусульманами, преимущественно турками-шиитами — единоверцами Панах Али. А местное армянское население оттесняется на запад в гористую часть города. Это вызывает протесты армян, они пытаются противостоять мусульманской экспансии, что периодически выливается в открытые столкновения.

Карабахское ханство по Кюрекчайскому договору в 1805 г. отошло к России, и вскоре было упразднено. Под властью мусульман ханство находилось всего 58 лет – это миг в тысячелетней истории Арцаха, и все это время местное армянское население вело с оккупантами непримиримую борьбу за свободу и независимость.

резня в Шуши шушинская резня

В истории Шуши ХХ век стал самым трагическим. В марте 1920 г. в город вошли войска мусаватистов. Армянская часть города мусаватистами вместе с турецкими войсками и местными мусульманами была разграблена и сожжена. Опустошены и множества армянских сел. Десятки тысяч человек были убиты или стали беженцами. Город опустел и потерял свое былое значение. Из процветающего центра ханства с населением более 40000 человек, он превратился в мусульманский провинциальный город с населением около 9000 человек. С этих кровавых событий начиналось создание азербайджанской государственности — Азербайджанской Демократической Республики (АДР).

Слово «турок» имеет негативный оттенок: оно означает прямой, стоящий, простолюдин, который не имеет права сидеть в присутствии человека благородного. Поэтому турки - и сунниты, и шииты - избегали этого слова и называли себя мусульманами, не по национальному, а по религиозному признаку. В 1917-18 гг. мусульманский политик М. Расулзаде поставил вопрос о необходимости национальной самоидентификации вместо религиозной. «Как не существует христианской нации, так и нет мусульманской нации», - говорил он.

Позже, уже в советское время, стало использоваться слово «азербайджанец», а территории севернее Аракса также стали называть Азербайджаном. Но ни один историк, географ, путешественник, купец, общественный или государственный деятель древности, средних веков или более позднего времени не упоминает страну под названием Азербайджан, никто и никогда. Слово Азербайджан применительно к государственному образованию было впервые использовано только в 1918 г. в связи с созданием пантюркистской мусаватистской Азербайджанской Демократической Республики. Слово «Азербайджанская» в названии этого новообразования свидетельствует о претензиях его создателей на территорию северного Ирана, которая в то время и называлась Азербайджаном.

АДР не имела ни территории, ни границ, ни пограничников. Она имела лишь территориальные претензии к Ирану, Армении, Грузии. Но претензия — это не территория. По этой причине Лига Наций не приняла АДР в эту международную организацию, несмотря на неоднократные обращения АДР. Территориальные претензии АДР привели к кровавым событиям 1920 г., когда были разграблены, разрушены и сожжены армянская часть города Шуши и множество армянских сел.

Территориальные претензии АДР к Армении привели и к краху этого новообразования. Когда весной 1920 г. 11-я Красная армия большевиков подошла к Баку, защищать его было некому: азербайджанские войска в это время занимались грабежом и убийством армян в Карабахе и Зангезуре. В результате большевики без проблем вошли в Баку, свергли правительство мусаватистов и установили там Советскую власть. Затем она была распространена по всему Южному Кавказу.

Советская власть в Армении была установлена 29 ноября 1920 г. А 30 ноября ревком Азербайджана принял декларацию, в которой приветствовалось провозглашение Советской Республики в Армении, Нагорному Карабаху предоставлялось право самоопределения, а Зангезур и Нахичевань признавались составной частью Советской Армении. Такое решение руководства Азербайджана было совершенно естественным, поскольку и Карабах, и Зангезур, и Нахичевань – исконно армянские земли.

«Бескорыстный акт правительства Советского Азербайджана преисполнил Советскую Армению тем же чувством доверия и готовности протянуть братскую руку своему вековому соседу. С провозглашением в обоих государствах социалистического советского строя, с установлением в них власти рабоче-крестьянских масс нет места отныне в жизни братских народов буржуазно-националистическим инстинктам, нет угрозы оружием по адресу трудящихся соседних стран», – писал тогда председатель ревкома Армении С. Касьян председателю ревкома Азербайджана Н. Нариманову.

Казалось, в результате справедливого урегулирования территориального спора, мир и добрососедство восторжествовали на Южном Кавказе. Но нет! В Азербайджане вскоре верх взяли националистические настроения. Попав под их влияние, Нариманов скатился на позиции мусаватистов.

Окончательно ситуация осложнилась после грубого вмешательства Сталина. Под его давлением Нагорный Карабах и Нахичевань были отторгнуты от Армении и присоединены к Азербайджану. При этом территория Нагорного Карабаха была существенно урезана, а для отделения Нагорного Карабаха от остальной Армении между ними искусственно создается мусульманский клин, курдский, затем азербайджанский. Таким образом с помощью Советской власти и поддержки Турции Азербайджан оккупировал армянские территории и создал на них Нагорно-Карабахскую АО (НКАО) и Нахичеванскую АССР.

В 1922 г. Советской властью на территории Южного Кавказа была образована Закавказская Федерация, в которую были включены Армения, Азербайджан и Грузия. Это искусственное образование было совершенно нежизнеспособно и в 1936 г. его было решено упразднить и образовать Армянскую ССР, Азербайджанскую ССР и Грузинскую ССР в составе СССР.

народы Закавказья грузины армяне тюрки

Однако при этом возникла трудность, связанная с названием титульной нации Азербайджанской ССР. В Армянской ССР живут армяне, в Грузинской ССР живут грузины. А кто живет в Азербайджанской ССР? Назвать их турками не очень хорошо, так как турки живут в Турции. Назвать их турками-шиитами, чтобы отличать от турок Турции для атеистического СССР было неприемлемо. Назвать их татарами плохо, так как татары живут в Татарской АССР. Оставить религиозное название мусульмане, как они сами себя называют, для советской власти совсем плохо.

И тогда для названия титульной нации Азербайджанской ССР было придумано слово «азербайджанец». Кто придумал это слово доподлинно неизвестно. Это мог быть Сталин, или кто-то из его окружения — Каганович, или Микоян. Так или иначе, но в 1936 г. турки-шииты стали азербайджанцами. Нация получила название от территории. Однако не все приняли это название. И поныне, в ХХI в., в быту они часто называют себя по старинке мусульманами.

На фоне этих событий претензии азербайджанских политиков и горе-ученых на некую древность азербайджанцев просто нелепы. Таковы и попытки представить азербайджанцев в качестве потомков кавказских албан. Когда турки в ХI…ХII в.в. стали завоевывать и расселяться в восточной части Южного Кавказа, албан более полутора столетий уже не существовало, они были арменизированы. К тому же непонятно, как и когда христианские албаны могли стать мусульманскими турками-шиитами? Все эти азербайджанские выдумки шиты белыми нитками.

Народ Нагорного Карабаха, 94% которого составляли армяне, не признавал созданную НКАО. Периодически поднимался вопрос о независимости Нагорного Карабаха от Азербайджана и воссоединении его с Арменией. Все время своего существования НКАО была фактором, который дестабилизировал и Азербайджанскую ССР, и Армянскую ССР, осложнял отношения между ними.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов вопрос о независимости Нагорного Карабаха от Азербайджана и воссоединении его с Арменией вступил в решающую фазу. В связи с распадом СССР 10 декабря 1991 г. в НКР был проведен референдум о статусе Нагорного Карабаха. Подавляющее большинство участников голосования высказалось за независимость Нагорного Карабаха от Азербайджана.

В ответ на мирный референдум Азербайджан совершил агрессию. Он послал в НКР войска и развязал войну. Мы не посылали наши войска на азербайджанские земли, мы защищали свои земли. Ни в Шеки, ни в Саатлы мы наши войска не посылали. Это Азербайджан послал войска на земли, на которых не одну тысячу лет живут армяне, и развязал здесь войну. Освободительная война армянского народа 1991-94 гг. утвердила результаты референдума 1991 г., восстановила независимость Нагорного Карабаха от Азербайджана, окончательно упразднила НКАО и создала Нагорно-Карабахскую Республику в современных коротких и безопасных границах. Эта граница минимизирует возможность и соблазн провокаций и развязывания войны в будущем, как со стороны Азербайджана, так и со стороны Армении.

освобождение Шуши

В начале освободительной войны армян против азербайджанской оккупации 1991-94 гг. Шуши был превращен азербайджанцами в плацдарм для артиллерийского обстрела Степанакерта и других армянских населенных пунктов. Однако в результате хорошо спланированного и четко осуществленного героического штурма с четырех направлений в ночь с 8 на 9 мая 1992 г. армянскими повстанцами азербайджанцы были выбиты из города. Шуши вновь стал армянским городом. Сейчас он восстанавливается и заселяется. В 2018 г. его население составляло около 4000 человек — в 10 раз меньше чем до мусаватистского вторжения в 1920 г.

Более двух тысяч лет армяне непрерывно живут в Нагорном Карабахе, и война 1991-94 гг. была освободительной войной армянского народа. Территория Нагорно-Карабахской Республики в современных границах — это территория, освобожденная армянами от азербайджанской оккупации. Минская группа ОБСЕ должна признать войну 1991-94 гг. освободительной войной армянского народа, а территорию Нагорно-Карабахской Республики в современных границах — освобожденной территорией и в дальнейшей своей деятельности исходить из этих положений. А армянской стороне следует инициировать этот процесс.

Сегодня в регионе установился хрупкий мир. Этот мир нам гарантирует наша решимость отстаивать мирную жизнь. Мир нам гарантирует наша армия, готовая не только обороняться, но и давать сокрушительный ответ агрессору. Для возобновления войны Азербайджану никакого повода не требуется. Его агрессия в апреле 2016 г. это ясно доказала. От возобновления войны Азербайджан удерживает не отсутствие повода, а понимание того, что в новой войне он ничего не приобретет, а потерять может многое. Кроме огромных разрушений и многочисленных человеческих жертв он может потерять и другие армянские земли — от Равнинного Карабаха до старинного армянского города Гандзаха. Реальна и угроза утраты Азербайджаном талышских и лезгинских территорий. Мы сами гарантируем себе мир. Наша решимость и наши вооруженные силы — залог мира в регионе.

Военного решения конфликта не существует. Попытка военного решения приведет к взаимному разрушению Армении и Азербайджана, гибели людей, продлит конфликт на века. Реальное решение — это мирное урегулирование конфликта и альтернативы ему нет. Условием компромисса должен быть взаимный отказ Азербайджана и Армении от территориальных претензий друг к другу.

С правовой точки зрения претензии Азербайджана на армянские территории весьма шатки. Если исходить из периода Азербайджанской Демократической Республики, то у нее не было ни территории, ни границ, а ее территориальные претензии к соседям — это не территория. Если исходить из советского периода, тогда надо признавать декларацию ревкома Азербайджана от 30 ноября 1920 г., которой Нагорному Карабаху предоставлялось право самоопределения, а Зангезур и Нахичевань признавались составной частью Армении. Для обоснования своих территориальных притязаний азербайджанские политики сегодня ссылаются на некие «исторически сложившиеся границы». Но для Азербайджана это еще более слабое обоснование, так как именно современные границы, границы сегодняшнего дня и есть исторически сложившиеся границы Азербайджанской Республики и Нагорно-Карабахской Республики. Никаких правовых оснований претендовать на армянские территории у Азербайджана нет.

Более 25-ти лет ведутся переговоры об урегулировании карабахского конфликта. Но прогресса на этих переговорах нет. В переговорах между Арменией и Азербайджаном нет прогресса не потому, что у сторон нет политической воли сделать их плодотворными, а потому что темы переговоров о территории и неком статусе абстрактны, абстрактны Мадридские принципы. Территориальный вопрос на Южном Кавказе настолько осложнен его историей, что нет иного решения кроме как оставить все как есть. Любая попытка что-то изменить в чью-то пользу неминуемо приведет к новой войне и взаимному разрушению и Армении, и Азербайджана.

Урегулировать с Азербайджаном нам уже нечего. Освободительная война 1991-94 гг. давно все урегулировала. В 1991 г. Азербайджан совершил агрессию, и как агрессор, развязавший войну, он должен в полном объеме признать ее итоги так, как Германия признала итоги Второй мировой войны. Для армянского народа война 1991-94 гг. такая же освободительная война как Вторая мировая война для антигитлеровской коалиции. Требовать пересмотра итогов войны 1991-94 гг. — все равно, что требовать пересмотра итогов Второй мировой войны. Пересмотр итогов освободительной войны 1991-94 гг. для армянского народа так же недопустим, как пересмотр итогов Второй мировой войны для мирового сообщества. Если что и следует пересмотреть, так это итоги апрельской войны 2016 г., когда Азербайджан совершил еще одну агрессию и захватил участок освобожденных армянских земель, а также вернуть НКР части Мартакертского, Мартунийского и Шаумяновского районов, все еще остающиеся под оккупацией Азербайджана.

В то же время решение наших проблем оставлять на милость Азербайджана не следует. Азербайджан наши проблемы решать не будет. Наши проблемы будут решены, если мы сами их решим. Нам следует меньше апеллировать то к мировому сообществу, то к Азербайджану, то еще к кому-то, а самим проводить активную политику по решению наших стратегических задач.

Мировое сообщество уже прошло половину пути по урегулированию карабахского конфликта: Палата представителей и Сенат США совместно приняли «Акт о поддержке свободы» и включили в него статью 907, направленную на ограничение применения силовых методов Азербайджаном, Европейский парламент признал право народа Нагорного Карабаха на самоопределение. Но и мы должны пройти свою половину пути: воссоединить Арцах с Арменией и приступить к налаживанию мирной жизни. Возможно, воссоединение Арцаха с Арменией затронет интересы некоторых армянских политиков. Но исходить надо не из личных, а из общенациональных, общенародных интересов, из интересов развития и укрепления армянской государственности.

карта Армения Арцах

Среди абстрактных Мадридских принципов, составленных в 2007 г., есть и один содержательный: «Определение в будущем окончательного правового статуса Нагорного Карабаха на основе юридически обязательного волеизъявления населения». Прошло 12 лет и указанное будущее уже наступило. Для определения окончательного правового статуса Нагорного Карабаха под патронатом Европарламента и при участии международных наблюдателей в НКР следует провести юридически обязывающий референдум о воссоединении ее с Арменией или автономии в составе Азербайджана. И по результатам волеизъявления народа НКР должно быть принято обязательное для всех окончательное решение.

Определение окончательного правового статуса Нагорного Карабаха должно быть проведено мирно, в соответствии с международным правом на основе равноправия и самоопределения народов и территориальной целостности и Азербайджанской Республики, и Нагорно-Карабахской Республики в исторически сложившихся безопасных современных границах. Референдум 1991 г. касался независимости Нагорного Карабаха от Азербайджана, новый референдум должен установить его окончательный правовой статус.

Где бы и какие бы переговоры не велись, кто бы и где бы какие предложения не выдвигал, право решения судьбы Нагорного Карабаха принадлежит его народу. Нынешний статус Нагорно-Карабахской Республики — независимость от Азербайджана — давно и прочно установил ее народ по итогам освободительной войны 1991-94 гг. И определение окончательного правового статуса Нагорного Карабаха принадлежит его народу. Народу Нагорно-Карабахской Республики и больше никому.

В формате Минской группы ОБСЕ переговоры следует вести не вокруг абстрактного урегулирования, а относительно конкретных вопросов межгосударственных отношений между Арменией и Азербайджаном: об отказе сторон от воинственной и враждебной риторики, отказе сторон от применения военной силы и угрозы применения силы в отношении друг друга, отказе сторон от территориальных претензий друг к другу, о выводе из приграничной зоны и азербайджанских, и армянских снайперов, армейских подразделений, военной техники, создании здесь демилитаризованной зоны безопасности, налаживании мирной жизни в регионе, приграничной и трансграничной торговле, культурном обмене, налаживании добрососедских отношений между армянами и азербайджанцами, разблокировании и восстановлении нахиджеванской железной дороги для невоенных пассажирских и грузовых перевозок.

Арцах дети

Переговоры следует вести о демилитаризации Южного Кавказа, о взаимном и согласованном отказе Армении и Азербайджана от закупок оружия и его решительном сокращении. Мы накопили слишком много оружия и теперь мы или уничтожим его, или используем, и тогда оно уничтожит нас. Оружие — общий враг Армении и Азербайджана. Необходимо договориться об одновременном согласованном сокращении армий, вооружений, военных бюджетов, об их ограничении рамками разумной достаточности при минимальном уровне вооруженного противостояния.

В демилитаризацию Южного Кавказа значительный вклад могут внести Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки. Особенно после призыва президента Соединенных Штатов Дональда Трампа избавиться от смертоносного оружия. Именно демилитаризация Южного Кавказа, а не накачка его смертоносным оружием может стать областью сотрудничества двух мировых держав.

Межгосударственные переговоры должны закончиться заключением мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Тем для переговоров предостаточно, и не следует тратить время и силы на абстрактное урегулирование. Нет необходимости урегулировать то, что давно уже урегулировано. На повестке дня определение окончательного правового статуса Нагорного Карабаха.

Лернастан Айрапетов

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт russia-artsakh.ru обязательна.