23 марта исполняется 105 лет года со дня разгрома турко-азерскими бандами армянской части Шуши.
На протяжении последних ста c небольшим лет турко-азеры трижды – в 1905, 1920 и 2020 гг. - полностью или частично подвергали разгрому столицу Арцаха Шуши
На протяжении последних 115 лет турко-азеры четырежды пытались уничтожить христианские церкви столицы Арцаха.
Эти трагические события являются одним из звеньев чудовищного плана пантюркистов по полному уничтожению армян на всем пространстве от Восточной Фракии до Баку и «окончательного решения армянского вопроса» в турецком духе.
Вторжение турецкой армии в Закавказье в 1918 году, наряду с идеей прорыва в Поволжье и Туркестан в целях создания «Великого Турана» имел также целью и полное уничтожение армян и прочих христиан на пути к мифическому Турану.
Масштабы резни и погромов, методы их осуществления, последствия – абсолютно те же, что имели место в Западной (Турецкой) Армении, Киликии и по всей Османской империи. При вторжении турок в Северную Персию (Азербайджан действительный) и российское Закавказье турками применялись те же самые отработанные приемы.
Марионеточная Азербайджанская демократическая республика, созданная на турецких штыках и названная украденным у соседней провинции Персии именем, продолжала политику Стамбула в Закавказье после капитуляции Османской империи перед Антантой.
АДР полностью контролировалась сначала Стамбулом, а после поражения Османской империи в войне, - военной хунтой кемалистов, которые, будучи недобиты союзниками, продолжали прежнюю политику младотурок, сохранив значительную часть сил. Армия мусаватского Азербайджана была филиалом османской армии и руководилась генералами Халилом и Нури. Они вместе с местными пантюркистами руководили геноцидом в Шуши, Арцахе, Шемахе, Нухе. Ареше и т.д.
Готовясь к нападению на Армению и ища временного союза с большевиками, кемалисты дали своим агентам в Баку добро на советизацию без сопротивления, что и произошло 28 апреля 1920 года. Но перед этим следовало осуществить пантюркистскую программу-максимум в регионе, - уничтожить армян Арцаха и Зангезура. Как только «красные» в начале марта разгромили Белую Армию на Северном Кавказе, стало ясно, что они нацелились на Закавказье. Именно поэтому наступление на Зангезур и Арцах турко-мусаватисты повели сразу же после советизации Северного Кавказа – в середине марта.
В Зангезуре турки были основательно биты, но в Карабахе им удалось временно вклиниться в армянскую оборону, разорив Гюлистан, блокировав Северный Арцах с Гандзаком, разорив села вдоль дороги Агдам-Шуша и уничтожив армянскую часть Шуши.
Можно смело сказать, что изначальная история Азербайджана в 1918-20 гг. буквально строилась на крови армян.
23-26 марта была сожжена и разрушена Первая, или армянская часть Шуши.
Среди свидетельств армянских очевидцев трагедии 23 марта 1920-го выделяются «Записки карабахского солдата» авторства Зарэ Самсоновича Мелик-Шахназарова (1904-1992), уроженца Шуши, потомка владетелей меликства Варанда в Арцахе (http://russia-artsakh.ru/index.php/node/121).
Не случайно на эти воспоминания обратил внимание после своего первого визита в Арцах писатель Эдуард Лимонов. В своей книге «Монголия» (СПб, Питер, 2018), несколько глав которой посвящено Арцаху, он привел отрывок из этих мемуаров, в котором, со слов уцелевшей при резне женщины, подробно описывалась зверская расправа турко-азеров над армянскими пленниками, которым палач-мясник по очереди перерезал горло.
Комментируя описание расправы, Эдуард Лимонов написал: «Детали ужасов нужно читать и в них всматриваться, потому что тогда понимаешь всю глубину ужаса. Такие прямо противоположные люди как Серго Орджоникидзе и Осип Мандельштам побывали в Шуше и были повергнуты в ужас».
Отметим, что многие творческие люди, увидевшие последствия шушинской резни даже спустя годы, испытывали схожие чувства. Мариэтта Шагинян, например, писала в книге «Советское Закавказье» (Очерк «Нагорный Карабах»,
«Такой тишины я не испытала нигде, никогда, и сразу же она кажется неестественной. Вдруг вам начинает мерещиться, что тишина бормочет: камни шушукаются, шатаются, шуршат, и волосы у вас на голове встают дыбом.
Здесь в течение трех дней в марте
Накануне
В марте 1920 года армянская, большая часть города по территории, - и собственно город в современном понимании этого слова, с его инфраструктурой и культурными учреждениями – была сожжена и разграблена, население частично уничтожено, частично навсегда покинуло свои дома.
Лишившись урбанизированной армянской части города с её торговыми, культурными, учебно-просветительскими и медицинскими заведениями, оставшаяся мусульманская часть Шуши была обречена на постепенную стагнацию.
В 1921 году в Шуши осталось всего 9223 человека. В 1923 году – 6976 человек, в 1925 году – 5000 человек (Газета «Хорурдаин Айастан» («Советская Армения»),03.10.1925, N 224).
К концу 1920-х годов некогда цветущий город, - в начале XX века третий по численности населения (после Тифлиса и Баку) город Закавказья, - по существу превратился в грязную и нищую деревню, а его население уменьшилось до 3,5 человек, - исключительно азербайджанских тюрок и курдов.
Таким его застал русский поэт Осип Мандельштам, побывавший со своей женой Надеждой в Шуши в 1930 г., в ходе своей поездки по Армении, и написавший известное стихотворение «Фаэтонщик».
В 1933 году в Шуши жило 5,6 тысяч человек (Большая Советская энциклопедия. Т. 4I. Москва, 1939, с. 19-20).
В руководстве АзССР в связи с колонизацией Шуши возникла срочная необходимость обоснования «права азербайджанского народа» на былую столицу Нагорного Карабаха и его важнейший стратегический пункт. В этот период усилилась политика фальсификации истории Шуши.
Известно, что в середине 1960-х гг. в Баку было принято решение о сносе руин армянской части Шуши и начале массового строительства и заселения новых домов и кварталов города переселенцами-азербайджанцами. Руины были немыми свидетелями не только геноцида армян Шуши, но и свидетельством истинной принадлежности былого города.
Известно также, что сразу после советизации Арцаха власти АзССР отказали армянам-беженцам из Шуши в праве вернуться к родным очагам. Точно так же это случилось в Нахичеване: «власти» оккупированной турками НахАССР заявили, что земель на всех не хватает, тем самым утвердив результаты геноцида.
Баку также проигнорировал как решения относительно создания автономии Карабаха с центром в Шуше, так и относительно восстановления города. Ясно, что возвращение армянского большинства, или даже значительной части его не входило в планы бакинских пантуранистов, дружно ставших «коммунистами» после советизации региона.
Не случайно, когда в 1945 году, сразу после окончания Второй мировой войны, Секретарь ЦК КП(б) Армении Григорий Арутинов обратился к Иосифу Сталину с письмом, в котором на основании экономических и социально-культурных аспектов, а также «исходя из желания населения Нагорного Карабаха, ЦК и Совнарком Армении вносят на рассмотрение ЦК ВКП(б) и Союзного правительства вопрос о включении в состав Армянской ССР Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР в качестве Карабахской области», в письме говорилось, что «при положительном решении этого вопроса ЦК и Совнарком Армении войдут в правительство с предложением о восстановлении бывшего центра Карабаха города Шуши, разрушенного перед установлением Советской власти».
Сняв де-факто с повестки дня вопрос о восстановлении армянской части Шуши ещё в 1920-е годы, власти АзССР вряд ли могли беспокоиться о массовом возвращении в город беженцев-армян: былые шушинцы к концу 1940-х гг. уже давно осели в других регионах страны. К тому же, послевоенные надежды на либерализацию сменились новым ужесточением сталинизма и усилением политики «коренизации» в АзССР в 1950-х гг.
Однако останки некогда цветущей армянской части города не только свидетельствовали о своих былых хозяевах, но и мешали расширению «новой» советско-азербайджанской Шуши.
Тем самым, уничтожение руин армянской части города преследовало сразу две цели:
во-первых, расчистить территорию под новое строительство для переселенцев;
во-вторых, уничтожить следы армянской части города.
То же самое происходит и после второй за сто лет оккупации Шуши азеро-турецкими силами: оскверняются и уничтожаются армянские храмы и памятники.
27 сентября 2020 года началась тройственная агрессия Баку-Анкары-международного терроризма против Арцаха. Начиная с 27 сентября Степанакерт, Шуши, другие города и села Арцаха подвергались варварским обстрелам с применением наиболее разрушительных видов систем залпового огня и ракет, состоящих на вооружении современных армий, и запрещённых кассетных боеприпасов.
Враг пытался сделать непригодным для будущего проживания практически весь Арцах, и таким образом решить проблему изгнания арцахцев, добиваясь превращения всего народа Арцаха в беженцев без Родины, жилья и имущества.
Сегодня армяне в третий раз за столетие 1920-2020 года изгнаны из Шуши при молчании так называемого морового сообщества.
Армянские храмы Шуши вновь в плену и полным ходом идёт их осквернение: под видом «исторической реконструкции» с них снесены купола, сняты кресты, сбиты армянские надписи и осквернены иконы и хачкары. Погромщики, конечно же, не могут мириться с тем, чтобы купол собора Св. Всеспасителя оставался, - как это было сто лет назад, а также с 1995 по 2020 год, - доминантой городской застройки. Дикари не хотят, чтобы купола армянских соборов венчали армянские кресты. Шуши и его храмы вновь ждут избавления – на сей раз от варваров XXI века.
Добавить комментарий