Несколько дней назад азербайджанский сайт Culture of Azerbaijan распространил заявление об известном памятнике Арцаха «Мы и наши горы» (Дедушка-бабушка), в котором говорится о том, что он был построен в азербайджанском городе Ханкенди в 1967 году, что он является «одним из многочисленных примеров многокультурной и национально-религиозной терпимости Азербайджана». Об этом пишет сайт monumentwatch.org, осуществляющий мониторинг культурного наследия Арцаха.
«Общеизвестно, что упомянутый памятник является одним из современных символов армянского Арцаха и создан как знак и символ армянской идентичности этого уголка. Пожилая супружеская пара с традиционным образом и внешним видом стала доказательством исторического прошлого и будущих надежд арцахских армян. Надежды, которые сегодня разбиты в результате антиармянской политики Азербайджана. Скульптор памятника, который был создан из специально привезенного из Армении красного туфа, - Саркис Багдасарян, а архитектор - Юрий Акопян.
После полной оккупации Арцаха официальная азербайджанская сторона длительное время практически не касалась данного памятника. Памятника, являющегося самым ярким и известным символом арцахских армян, не касались и «не замечали» и азербайджанскими представители средств массовой информации, посещавшие оккупированный Степанакерт. Лишь некоторые СМИ высказали мнение о том, что его следует снести.
В конце 2023 года стали появляться редкие публикации, в которых упоминалось, что армяне «арменизировали» памятник. Азербайджанская сторона пыталась распространить тезис о том, что они выступают не против памятника, а против его «идеологической националистической интерпретации». Из азербайджанских публикаций можно сделать вывод о том, что в советские годы любое проявление по части собственной истории, культуры и корней армян в НКАО, считалось «националистическим».
Недавно и Кямран Размовар специально коснулся данного памятника, основной акцент которого заключался в том, что он был установлен в советские годы, когда НКАО была частью Азербайджана. Это, по его словам, означает, что памятник был построен на деньги, выделенные из бюджета советского Азербайджана, а значит памятник азербайджанский. Эти акценты важны, поскольку азербайджанская сторона посредством своего пропагандиста начала процесс присвоения памятника.
Считаем необходимым отметить, что идея памятника воплотилась в жизнь в те годы при непосредственном участии председателя исполкома областного совета Нагорного Карабаха Мушега Оганджаняна. Руководство советского Азербайджана было против строительства памятника и его установки. Более того, поднялась волна жалоб и стали звучать требования относительно его демонтажа. Благодаря усилиям армянской стороны и удалось спасти памятник от демонтажа.
Наш отклик
Политика Азербайджана в отношении памятника - попытка присвоения наследия, когда происходит не только отделение от армянской принадлежности, но и создается для Азербайджана имидж многокультурной и толерантной страны. Подобной политикой Азербайджан нарушает принятую в Париже в 2005 году Конвенцию ООН «О защите и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения». В конвенции упоминается о важности культурного разнообразия как движущей силы для устойчивого развития обществ, народов и наций. Согласно статье 2 Конвенции ООН, защита культурного разнообразия возможна только тогда, когда гарантированы права человека и фундаментальные свободы человека», - отмечает monumentwatch.org.
Добавить комментарий