Выражаем решительный протест в связи с появлением пропагандистской выставки на открытом воздухе в Варшаве перед костелом сестер Визиток Краковского Предместья, которая была установлена в конце мая — начале июня 2024 года. Она пропагандирует ложные утверждения, поэтому мы требуем прекратить распространение этой выставки и опубликовать её организаторами опровержение в СМИ.
Выставка «Христианское наследие в многокультурной идентичности Азербайджана» ложным образом представляет Азербайджан как покровителя многокультурности, терпимости и мира, а также как наследника древней христианской культуры Кавказа. Фактически это государство, управляемое авторитарной семьей Алиевых, обвиняется многими международными организациями (Human Rights Watch, Reporters without Borders, United Nations Committee on the Elimination of Racial Discrimination, Minority Rights Group International, Amnesty International, Freedom House) в нарушении основных прав человека. Содержимое выставки, а также выступления официальных лиц на её открытии, вызвали беспокойство и сожаление среди армянских католиков в Польше и имели негативный резонанс в Армении, где находятся христианские беженцы, изгнанные в прошлом году из своих городов и деревень в результате вооруженного вторжения Азербайджана в Нагорный Карабах. Выставка была воспринята как очередное проявление манипуляции историей в политических интересах Азербайджана. Прежде всего, её восприняли как болезненное и незаслуженное издевательство над трагедией христиан в Нагорном Карабахе.
Историю на этой выставке полностью заменили пропагандой, оскорбляющей достоверные научные исследования. Азербайджан присваивает себе право на наследие Кавказской Албании, государства, которое существовало в конце античности и имело совершенно иную, чем у Азербайджана, этническую, языковую и религиозную составляющую. Церковь Кавказской Албании возникла в IV веке благодаря посредничеству Армянской церкви. Армянское христианство получило статус государственной религии первым не только на Кавказе. Алфавит для записи местного языка был передан в Албанию из Армянской церкви. Несмотря на наличие собственного алфавита, албанская христианская письменность возникла в основном (а со временем исключительно) на армянском языке. Не было также «Албанской Апостольской Церкви» – это название придумано в современности – но был албанский католикосат с идентичной, как в Армении, литургией и языком, считавшийся одним из католикосатов Армянской церкви, который после ликвидации Россией в начале XIX века был преобразован в архиепископство Армянской церкви. Полной выдумкой является утверждение, что во времена распространения христианства на Кавказе, то есть в античности, существовал Азербайджан. Это название для обозначения региона, населенного приверженцами ислама на Кавказе, появилось в конце XIX века, было заимствовано из исторического Азербайджана на севере Ирана и стало названием республики (советской) только после Первой мировой войны.
Эти основные культурные факты выставка полностью умалчивает и искажает. Вместо них предлагается ложное утверждение, что Албанская церковь была «отправной точкой для христианства на этой территории».
То же самое касается и тезисов, представленных на выставке о современности. Крайняя нетерпимость и враждебность к армянским христианам вновь проявились с большой силой осенью прошлого года, и это была отнюдь не «сила терпимости». Организованная Азербайджаном полная изоляция жителей Нагорного Карабаха и блокировка гуманитарной помощи привели к ужасающему бедствию этого христианского региона. За всем этими событиями последовало жестокое изгнание армянских христиан из Карабаха и варварское уничтожение многовековых свидетельств христианского прошлого этой страны, совершенное Азербайджаном . Это неопровержимые факты, которые противоречат риторике посла Гурбановой, представленной на открытии выставки: «В Азербайджане мы гордимся тем, что представители всех этнических групп живут в мире, дружбе и взаимопонимании, как одна большая семья […] Наше религиозное и этническое разнообразие является нашим большим достоянием». Каким образом эти слова соотносятся с фактом, что именно из тех храмов и монастырей, фотографии которых представлены на выставке, христианские верующие были изгнаны, а их культурные ценности уничтожены?
Выставка в Варшаве – это попытка убедить внешнюю аудиторию, что в Азербайджане и Нагорном Карабахе все иначе, чем есть на самом деле. Надеемся, что она не станет передвижной выставкой по Польше, так как это плохо отразилось бы на исторических знаниях и этической чувствительности тех, кто ее примет у себя.
По вышеуказанным причинам мы требуем прекратить распространение этой выставки и опубликовать её организаторами опровержение в СМИ.
проф. Юзеф Наумович, пастор Армянской католической церкви в Польше (Варшава)
проф. Анджей Писович, Ягеллонский университет, пенсионер (Краков)
проф. Кшиштоф Стопка, председатель Совета Фонда культуры и наследия польских армян (Варшава)
проф. Анджей А. Земба, президент Фонда поддержки арменоведения имени Месропа Маштоца (Краков)
Добавить комментарий