Об ответе президента РФ Путина на вопрос Вугара Алиева
5 июня Владимир Путин провёл встречу с руководителями ведущих мировых информационных агентств. В беседе приняли участие представители информагентств из Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, США, Узбекистана, Китая, Ирана, Великобритании, Турции, Кореи, Италии, Германии, Японии, Испании и Франции. Россию представлял генеральный директор ТАСС Андрей Кондрашов.
Владимир Путин, в том числе, ответил на вопрос председателя правления азербайджанского государственного информационного агентства Вугара Алиева (http://kremlin.ru/events/president/news/74223)
Постараемся разобрать некоторые мифологемы, содержащиеся в ответе В. Путина.
1. «Мы чувствуем настрой руководства Азербайджана на строительство межгосударственных связей именно на основе взаимного интереса, я бы сказал даже, в определённой степени симпатии друг к другу».
Не знаю, кто в руководстве РФ испытывает «симпатии» к Азербайджану, но среди обычных российских граждан никаких симпатий не замечал. Напротив, постоянные конфликты, драки и убийства, совершаемые азербайджанцами в России, свидетельствуют скорее об антипатии к Азербайджану, а не наоборот. К тому же, хорошо известно, что Баку проводит политику по вмешательству во внутренние дела РФ с использованием поистине фашистских методов, включая возбуждение уголовных дел против российских граждан и других форм запугивания политологов, экспертов, журналистов и ученых, высказывающих критические замечания в адрес режима Алиева. Какая может быть при этом симпатия?
2. «По-другому невозможно себе объяснить наличие 300 школ, которые функционируют в Азербайджане, на русском языке работают и детей учат».
Довольно надуманный тезис.
Во-первых, названное количество русских школ в Азербайджанской Республике – это чисто азербайджанская версия, которая мелькает в бакинских СМИ последние лет 20, и сама по себе уже вызывает большие сомнения в своей правдивости.
Во-вторых, русский язык в Азербайджане преподают не потому что относятся с симпатией к русским, а потому что это необходимо для успешного функционирования азербайджанской диаспоры в России с целью выкачивания денег в пользу Азербайджана. В СССР в 1930-е годы широко было развито преподавание немецкого языка. Явно не потому, что мы относились к немцам с симпатией, а потому что ждали неминуемой войны с Германией. А язык врага надо знать. То же самое было и с изучением английского языка в период «холодной войны».
3. «У нас достаточно много студентов учится в России, в том числе на бюджетной российской основе из Азербайджана, и мы видим, что интерес молодых людей к получению образования в России тоже достаточно большой».
Странно рассматривать халявное обучение в России как какой-то признак симпатий к России. Интерес тут чисто прагматический – получить бесплатное образование за русский счет. Ну, кто же откажется?
4. «Что касается этой дороги «Север – Юг»… Мы работаем с обеих сторон. Я знаю, что Президент Алиев поддерживает этот проект, мы с ним многократно его обсуждали. Поддерживает и иранское руководство».
Иранское руководство поддерживает «проект Север-Юг», без вопросов. Но это касается, прежде всего, существующих транзитных маршрутов через Каспий в первую очередь, а также через Казахстан и Туркмению. И вы удивитесь – через Армению и Грузию, о чем в российском официозе полный молчок. А вот строительство за свой счет железной дороги для состыковки с Азербайджаном, иранское руководство не очень поддерживает. Ищут коммерческих инвесторов, которые как оказывается, не очень-то идут в этот проект.
Не случайно, Путин сказал следующее: «Там есть вопросы, которые требуют дополнительного исследования. Какие участки, в том числе по территории Азербайджана, как мы будем финансировать? Будет ли это кредит, будет ли это прямое финансирование со стороны России? Как это будет стыковаться с теми ответвлениями, которые пойдут на Запад по территории Азербайджана? Затем нам нужно всё доработать с нашими иранскими партнёрами и друзьями: как мы будем строить эту колею? Она будет широкой или будет узкой колеёй, которая проложена по территории Ирана?»
То есть ни Иран, ни Азербайджан не хотят вкладывать в эту железную дорогу собственные деньги. Ищут лохов на стороне. И тут очень удобно подвернулась Россия, где азербайджанское лобби проталкивает концепцию, что без Азербайджана проект «Север-Юг» ну никак не состоится. Может хватит России позволять собой манипулировать? Надо развивать маршрут по Каспию, который и самый дешевый, и лишен политических рисков, связанных с транзитом через третьи страны.
Михаил Александров
эксперт по военно-политическим вопросам,
доктор политических наук
Добавить комментарий