Недавно мы писали о профессиональной некомпетентности, проявленной представителями Госдепа, в настоящее время плотно занимающимися регионом Южного Кавказа и Карабахским конфликтом. В частности, речь шла о Карен Донфрид и Филипе Рикере, выказавших поразительное незнание региональных реалий на слушаниях в Комитете Сената. Но если в отношении этих двоих и можно снисходительно сделать скидку на неопытность и фактор ротации сопредседателя Минской группы (в случае Рикера), то с Сергеем Лавровым ситуация, естественно, совершенно иная.
БОЖЕ УПАСИ НАС ЗАСОМНЕВАТЬСЯ В ВЫСОЧАЙШЕМ профессионализме Сергея Викторовича, который целых 18 лет возглавляет внешнюю политику Российской Федерации и практически все это время занимался и вопросом Арцахского урегулирования. Его очередные откровения на пресс-конференции 1 декабря вызвали широкий резонанс в Армении, и уже разобраны на цитаты и прокомментированы политологами. Обратимся, однако, к тому лавровскому высказыванию, которое осталось незамеченным, но способно вызвать серьезные сомнения либо в его компетентности в региональных вопросах, либо, что куда вернее, в искренности.
«Еще в 2012 году РФ выступала с предложениями, и в случае их принятия нагорно-карабахская проблема была бы закрыта раз и навсегда», - заявил российский министр. И тем самым вновь подтвердил, что посредники в урегулировании конфликта за прошедшие три десятилетия так и не утрудили себя более глубоким проникновением в суть проблемы и ее исторический контекст, ограничиваясь стандартным восприятием и соответствующим отношением как к любому другому конфликту на постсоветском пространстве.
Ни разу посредники не удосужились взглянуть на истоки проблемы и воспринять ее как неразрывную причинно-следственную часть масштабного и сложнейшего Армянского вопроса – Ай Дата. Хотя только такое понимание и только такой подход могут привести к разработке предложений и подходов, способных действительно, по выражению Лаврова, «закрыть вопрос раз и навсегда».
Но вся фишка сказанного министром в том, что дело отнюдь не только в истории. Фишка еще и в том, что лучше и убедительнее всего его заявление развенчивают сегодняшние реалии.
Итак, Сергей Викторович утверждает, что если бы в 2012 году стороны – армянская, в частности, как подразумевается из контекста – приняли бы предложения России, то «проблема была бы закрыта раз и навсегда». И разъясняет суть предложений 10-летней давности: «Концепция была очень простая: армяне уходят из пяти азербайджанских районов вокруг Карабаха, оставляя за собой два района, которые соединяют Армению с Карабахом, а судьба этих двух районов, а они азербайджанские, никто это не оспаривает, но судьба этих двух районов, остающихся азербайджанских районов, будет определяться в увязке по времени, с определением статуса Карабаха. Вот тогда появилась впервые концепция оставить статус на потом».
ОСТАВИМ НА СОВЕСТИ ЛАВРОВА ЕГО УВЕРЕННОСТЬ в том, что, дескать, «никто не оспаривает» принадлежность этих районов Азербайджану – как минимум оспаривают серьезные эксперты – политологи, историки, юристы-международники и др., а также власти и народ Республики Арцах и очень значительная часть населения Республики Армения. Не станем также задавать министру «каверзные» вопросы типа: почему ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областям можно провозглашать независимость или входить в состав России по результатам референдумов, а Республике Арцах, которая провела референдум аж 30 с лишним лет назад, ничего такого нельзя.
Хотелось бы задать уважаемому Сергею Викторовичу вопросы иного характера.
Сегодня Азербайджан получил контроль не над 5 районами, а над 75% территории НКР. И что, успокоился, вопрос закрыт раз и навсегда? Почему в таком случае ВС этой страны не остановились на тех позициях, которые были у них по состоянию на конец военных действий, как предусматривало трехстороннее соглашение? Почему Азербайджан и после войны терроризирует население республики, ведет постоянные обстрелы мирного населения, без конца угрожает и постоянно стремится отхватить новые куски не принадлежащей ему территории?
И вам отлично известно, г-н Лавров, что происходит все это в обход не только всех международных норм, но и заявления от 9 ноября 2020 года, под которым стоит в том числе подпись президента России. И даже российские миротворцы порой оказываются не лучшей защитой гражданского населения от такого рода жестокой и бесчеловечной агрессии. Как известно и то, что Баку не перестает предъявлять территориальные претензии не только на всю территорию так и не признанного вами, «нейтральными» посредниками с ярко выраженными двойными и тройными стандартами, Арцаха, но и на земли стратегического партнера России, суверенного государства - Республики Армения.
Почему же, Сергей Викторович, получив контроль не над 5 районами Нагорного Карабаха, а над 75 с лишним процентами его территории, Азербайджан не только не считает вопрос «закрытым», но и агрессивно лезет на собственно армянскую территорию? Или вам неизвестно, что порядка 140 кв. км армянских земель – часть территории государства-члена ООН, ОДКБ и ЕАЭС – сегодня оккупированы соседней страной? И что эта страна отнюдь не собирается останавливаться на достигнутом и ежедневно пытается отхватить себе новые и новые участки? А вы, наивный, хотели «закрыть вопрос раз и навсегда», подарив этим самым соседям всего 5 армянских районов…
ТАК, МОЖЕТ, НЕ СТОИТ УТВЕРЖДАТЬ ПОДОБНУЮ ЧУШЬ хотя бы на фоне нынешних региональных реалий? Может, стоит хоть раз признать, что отказываясь в силу разных причин признать независимость Республики Арцах и тем самым убрать висящий над ней дамоклов меч геноцида, постоянно поощряя и разжигая аппетиты агрессора различными похабными мадридскими и не мадридскими принципами, посредники внесли немалый вклад и в разжигание воинственных настроений турок, и в саму кровопролитную войну с десятками тысяч жертв. А сегодня, продолжая свою политику, несмотря на огромную трагедию армянского народа, способствуют оккупации Арцаха и Армении, что в дальнейшем неизбежно обернется большими проблемами для них самих, и прежде всего - для России.
Уважаемый Сергей Викторович, поверьте, я отлично понимаю, что имея столь позорное руководство, ни один гражданин Армении не имеет права предъявлять какие-либо претензии и упреки представителям любой другой страны. Но вопрос в данном случае в другом. В исторической ответственности и особой роли России в регионе, в особенности для нее именно Арцаха – Нагорного Карабаха, что складывалось веками. И в том, что в силу этой особенности Арцах – да и собственно Армения – имеют хотя бы небольшое, крошечное право на особое отношение к себе со стороны России – не настолько циничное, как обычная «реал-политик».
По крайней мере на то, чтобы с нами не лицемерили. А утверждение о 5 районах и возможности закрыть на этом вопрос звучит на фоне сегодняшних реалий именно так – то ли как насмешка, то ли как поддразнивание…, а может, попытка пробудить нас, армян, от этого непонятного летаргического сна?
И последнее. Если бы я относилась к вам так же, как к горе-руководству своей страны, то не написала бы всего этого. Так что воспринимайте данную статью как свидетельство уважения с надеждой на взаимность в отношении моей страны и народа.
golosarmenii.am
Добавить комментарий